NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:47 ast
22:47 msk

"Государство не должно брать на себя функции кредитора"
Б.Жамишев: Почти половина неосвоенных бюджетных средств - свыше 12 миллиардов тенге - приходится на целевые трансферты. В большинстве случаев уполномоченные министерства не отслеживают достижение регионами конечных результатов, целевую направленность и эффективность использования выделенных средств
14.04.2008 / экономика

АСТАНА. 11 апреля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

В своем Послании народу "Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики" Президент РК Н.А.Назарбаев, говоря о приоритетах макроэкономической политики, в первую очередь указал, что Правительству необходимо сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана. При этом Министерство финансов РК, совместно с Агентством финансового надзора и Национальным банком, по словам Президента, должны обеспечить повышение конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы страны, особенно банковского сектора.

Наш корреспондент задал несколько вопросов по поводу возникших в последнее время в нашей стране проблем финансово-экономического характера министру финансов РК Болату Жамишеву.

– Болат Бидахметович, Вы уже разъясняли в своих выступлениях в СМИ, почему возникли проблемы в банковском секторе Казахстана и почему ускорилась инфляция, называя, в основном, объективные причины – международный кризис ликвидности, дешевизна кредитов на Западе, открытость нашей экономики и другие. Будем надеяться, что принимаемые Правительством меры позволят уменьшить их негативное влияние на нашу экономику. Но ведь об опасностях, кроющихся в неограниченном заимствовании на внешних рынках банками второго уровня, говорилось еще 2-3 года назад. И Правительство сообщало о программах, разрабатываемых специально с целью уменьшения этих долгов. Если у Правительства были какие-то возможности для регулирования этих процессов, почему этого не было сделано?

– Как Вы правильно заметили, в свое время со стороны компетентных государственных органов делались предупреждения банковскому сектору о возможных больших рисках, связанных с чрезмерным увлечением банков внешними заимствованиями. Но развитость банковской системы и свобода банков в их деятельности привели к вышеуказанному нежелательному росту заимствований банками на внешнем рынке. В свою очередь расширение источников финансирования за счет внешних ресурсов стимулировало возникновение "кредитного бума" в экономике Казахстана.

Несмотря на влияние американского кризиса на глобальный финансовый рынок во втором полугодии 2007 года, на протяжении практически всего прошлого года сохранялась положительная динамика развития банковской системы республики, сменившаяся в конце года проблемами с ликвидностью и вытекающими из этого последствиями.

Возросший уровень уязвимости финансовой системы потребовал активных действий со стороны государственных органов, в целях обеспечения условий, определяющих финансовую стабильность.

Учитывая дефицит ликвидности, сложившийся во второй половине прошлого года, вызванный неблагоприятными событиями на внешнем рынке, государством были приняты и продолжают приниматься в настоящее время системные решения по его преодолению.

В этих целях Правительством был утвержден План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан и мобилизованы необходимые ресурсы.

Помимо этого, в целях поддержания темпов роста экономики и обеспечения финансовой стабильности 6 ноября 2007 года Правительство, Национальный Банк и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности в стране и в банковском секторе.

Результатом реализации государством долгосрочных структурных реформ в финансовом секторе должна стать более сбалансированная, стабильная и эффективная финансовая система, которая будет соответствовать потребностям современной динамичной экономики.

– Как министр финансов, Вы отмечаете, что финансовый сектор страны адаптируется к новым условиям – то есть, банкротства банков второго уровня не ожидается. Но такие меры, как финансовая поддержка банков второго уровня, увеличение социальных выплат, для многих казахстанцев выглядят недостаточными – потому, что инфляционные ожидания населения намного выше официальных прогнозов. Кроме того, независимые эксперты (П. Своик и др.) высказывают опасения по поводу обесценивания пенсионных накоплений казахстанцев. Можете ли Вы, как член Правительства, предложить что-нибудь для защиты рядовых граждан от последствий происходящих в настоящее время негативных экономических процессов?

– По данному вопросу я хотел бы, в первую очередь, отметить тот момент, что в феврале текущего года Глава государства в своем Послании народу Казахстана поставил конкретную задачу по сокращению бюджетных расходов по всем направлениям, кроме социальных. Это означает, что все мероприятия, предусмотренные в рамках различных государственных программных документов социального характера (социальная защита и т.д.) будут финансироваться в полном объеме.

Вместе с тем в предыдущем вопросе я упоминал, что Правительством был утвержден План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. Так, в рамках данного Плана в республиканском бюджете на эти цели было предусмотрено порядка 1,2 миллиарда долларов США в 2007 году. Эти выделяемые на возвратной основе финансовые средства направлены в первую очередь для защиты прав граждан – участников долевого строительства от рисков, возникших в строительном секторе страны.

Что касается высказываемых опасений по поводу обесценивания пенсионных накоплений казахстанцев, то по данному направлению компетентными государственными органами-регуляторами в законодательстве Республики Казахстан предусмотрены меры следующего характера:
– установлены требования к наличию систем управления рисками для накопительных пенсионных фондов;

– утверждены Правила применения ограниченных мер воздействия к накопительному пенсионному фонду и крупным участникам открытого накопительного пенсионного фонда, в случаях обнаружения соответствующими государственными органами нарушений пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов, нарушений нормативных правовых актов уполномоченных государственных органов, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников накопительного пенсионного фонда;

– утверждены Правила осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами;

– утверждены Правила применения принудительных мер к крупному участнику открытого накопительного пенсионного фонда, которые устанавливают порядок применения в отношении крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда принудительных мер за нарушения законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

Таким образом, можно сказать, что регуляторами на законодательном уровне принимаются меры по снижению рисков, которые могут быть вызваны теми или иными процессами, происходящими в национальной и мировой экономиках.

– Известно, что кредитные ставки казахстанских банков всегда были очень высокими по сравнению со ставками, скажем, европейских банков – даже с учетом более высокой инфляции в нашей стране. При этом даже частичное удовлетворение кредитного спроса со стороны малого и среднего бизнеса – за счет средств госбюджета, с более низкой ставкой, похоже, не оказывает конкурентного, в данном случае – снижающего, влияния на запросы банков второго уровня. Не следует ли государству значительно увеличить свое участие в кредитовании малого и среднего бизнеса, а в качестве поддержки социально незащищенных слоев населения – организовать выдачу потребительских кредитов? (Я имею в виду такое присутствие государства в этой сфере, как, например, работа "Продкорпорации", "Мал Онімдері корпорациясы").

– В настоящее время в банковском секторе страны можно отметить ужесточение условий по всем сегментам кредитования как физических, так и юридических лиц. Это вызвано объективными причинами, такими как удорожание средств по фондированию, как по внутренним, так и по внешним источникам. Поэтому можно сказать, что повышение ставок по кредитам, ужесточение условий выдачи кредитов – это политика банков второго уровня по ограничению спроса клиентов на соответствующие банковские продукты и услуги для избежания от возможных сопутствующих рисков, которые могут привести к негативным последствиям системного характера. В целях минимизации указанных возможных рисков компетентные государственные органы будут строго придерживаться принципов транспарентности и справедливого распределения рисков среди всех участников финансового рынка, включая и акционеров банков второго уровня.

В связи с этим, когда сложившиеся вышеуказанные жесткие условия в банковском секторе ставят под угрозу срыва или консервации наиболее важные инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса, государство в лице Правительства занимает более активную позицию и за счет бюджетных средств поддерживает наиболее уязвимые сектора экономики, в частности перерабатывающую отрасль сельского хозяйства и производственную отрасль строительного сектора Казахстана.

Но при этом необходимо также иметь в виду то, что перед казахстанскими государственными институтами не стоят задачи по выполнению функций коммерческих банков, т.е. по широкомасштабному кредитованию разных слоев населения и сегментов экономики. Сама мировая экономическая история и практика показывает, что когда государство принимает на себя такие не свойственные ему функции "кредитора", то это неизбежно приводит к резкому повышению сопутствующих рисков, а в отдельных случаях – даже к плачевным для финансового рынка и национальной экономики в целом последствиям.

Таким образом, Правительство на данном этапе стремится к сбалансированному развитию как сырьевого сектора, так и несырьевого сектора национальной экономики. От этого в свою очередь зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие казахстанской экономики, то есть, повышение благосостояния граждан нашей страны на долгосрочную перспективу.

– Что Вы можете посоветовать гражданам, имеющим вклады в банках, для сохранения их накоплений? Какие из конвертируемых валют в настоящее время самые устойчивые?

– Позвольте мне ответить на эти вопросы следующим образом.

Что касается вопроса об определении наиболее устойчивых конвертируемых валют, то необходимо отметить, что в полном смысле этого слова – "устойчивых" валют не бывает. Почти все конвертируемые валюты подвержены колебаниям соответствующих обменных курсов.

Если говорить о том, в каких банках и какой валюте хранить свои сбережения, то всегда лучше диверсифицировать сопутствующие при этом риски. Я, как финансист, порекомендовал бы казахстанцам держать свои сбережения в разных валютах и банках. При этом немаловажным фактором является величина сбережений вкладчика в одном банке, поскольку в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 169 "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан" размер гарантийного возмещения по гарантируемым депозитам не превышает 700 000 тенге.

Давайте приведем наиболее простой пример. У физического лица есть сбережения в сумме 3 500 000 тенге. Для данного физического лица наименее рисковым является тот вариант вложений указанных средств, при котором величина вклада, в какой либо один банк не будет превышать вышеуказанных 700 000 тенге гарантируемого депозита. Таким образом, 3.500.000 необходимо разделить на 5 банков и вложить в каждый из них по 700.000 тенге. При этом нельзя забывать про диверсификацию корзины валют, то есть, необходимо вкладывать вышеназванные депозиты в разных валютах.

– При каждом обсуждении проектов республиканского бюджета и отчетов Правительства об его исполнении в Парламенте много говорится о необходимости повышения качества бюджетного планирования. Насколько точно прогнозируются доходы и планируются расходы в Казахстане, по сравнению с развитыми странами Запада? Действительно ли, недоосвоение бюджетных средств по программам развития, наблюдающееся в последние годы, связано с недостатками действующего Бюджетного кодекса? Или это в большей степени вопросы финансовой и общей дисциплины в государственных органах?

– Во-первых, хотелось бы отметить, что вопросы бюджетного планирования входят в компетенцию Министерства экономики и бюджетного планирования.

Что касается вопроса недоосвоения бюджетных средств, то можно отметить, что по итогам 2007 года было не освоено свыше 26 миллиардов тенге. Основной причиной данного негативного явления можно назвать: затяжной характер осуществления тендеров по государственным закупкам, государственной экспертизы, разработки и корректировки проектно-сметной документации.

Поэтому правильная и точная реализация модернизированного законодательства о государственных закупках существенно упростит необходимые процедуры, сэкономит время на их осуществление и, как следствие, снизит воздействие указанных факторов.

Почти половина вышеуказанных неосвоенных бюджетных средств - свыше 12 миллиардов тенге - приходится на целевые трансферты. В большинстве случаев уполномоченные министерства не отслеживают достижение регионами конечных результатов, целевую направленность и эффективность использования выделенных средств.

Одно из решений данного вопроса Министерство финансов видит в перечислении целевых трансфертов по мере необходимости осуществления платежей местными уполномоченными органами по заключенным договорам. Таким образом, будет усилено взаимодействие между центральными и местными государственными органами, повышена ответственность администраторов республиканских бюджетных программ.

Кроме того, Министерство финансов в своем Стратегическом плане развития на 2008-2010 годы определило для себя такую стратегическую для себя цель, как проведение постоянного анализа факторов, влияющих на индикаторы результативности исполнения бюджета. Для достижения данной стратегической цели Министерство будет предпринимать меры по решению таких задач, как обеспечение своевременного и эффективного исполнения республиканского бюджета, эффективное взаимодействие с администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами в процессе мониторинга исполнения бюджета, а также совершенствование бюджетного законодательства в части исполнения бюджета.

- Спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Прогноз по суверенным кредитным рейтинга Республика Казахстан пересмотрен на "Негативный" вследствие усиления рисков, связанных с материализацией условных обязательств 30.04.2008
Аким за ценовую справедливость 30.04.2008
"Коммунизма больше не будет!" 30.04.2008
Госинвестфонд рассчитывает до конца года создать совместно с ЕБРР фонд прямых инвестиций 30.04.2008
Постановлением правительства утвержден перечень участков недр, подлежащих выставлению на конкурс 30.04.2008
Ссудный день 30.04.2008
"Казкоммерцбанк" прокомментировал отчет Fitch Ratings о казахстанских банках 30.04.2008
Вывели из сумерек 30.04.2008
В Алматинской области заработал сахарный завод 30.04.2008
АО "Билд Инвестментс Групп" сообщило о подписании соглашения о стратегическом сотрудничестве с ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент" 30.04.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz