Гульмира КУНАПИЯ, "Бизнес и власть", 22 апреля
До конца апреля правительство должно определить размер экспортной таможенной пошлины на продукцию горно-металлургического комплекса (ГМК). По итоговой цифре можно будет судить о силе отраслевого лобби в стране.
"Думаю, размер пошлины для ГМК должен быть меньше, чем для нефтяников. Если у россиян она составляет 5-7%, то нам тоже можно говорить об этом пределе", – пояснил журналистам вице-министр финансов Даулет Ергожин в кулуарах I съезда работников ГМК, который прошел 18 апреля в Астане.
В Мининдустрии, которое занимается расчетом пошлины, с окончательной цифрой пока не определились. "Не могу сказать, каков будет размер пошлины, так как ведутся исследования и расчеты. Мы думаем над тем, как соблюсти баланс интересов между производителями, чтобы их не задавить, и народом, который должен что-то получать от доходов бизнеса", – прокомментировал "&" глава Мининдустрии Владимир Школьник. Между тем участники рынка утверждают, что пошлина составит 10% от таможенной стоимости продукции ГМК. Таможенная стоимость – это стоимость вывозимого по контракту товара, которая может корректироваться налоговыми органами через закон о трансфертном ценообразовании, исходя из рыночных (биржевых) цен на экспортируемую продукцию.
Экономист Канат Берентаев не исключает, что интересы бизнеса возьмут верх над интересами государства. Он приводит пример с экспортной пошлиной на нефть, утвержденный размер которой оказался гораздо ниже, чем предполагалось ранее. "Экспортная пошлина на нефть – это всего лишь уточнение шкалы рентного налога, ничего принципиального в ней нет, а заявление правительства о ее введении – манипуляция общественным сознанием", – сказал г-н Берентаев "&", добавив, что щадящую ставку нефтяной пошлины пролоббировал Совет иностранных инвесторов. "Учитывая наличие в Казахстане очень сильных лоббистов ГМК, я вполне допускаю, что, пока министерство будет вести расчеты, соберется Совет иностранных инвесторов и порекомендует главе государства эту пошлину не вводить", – считает экономист. По данным Минфина, средняя рентабельность предприятий ГМК равна 35%. При введении 10-процентной экспортной пошлины рентабельность останется на уровне 25%, что намного выше нормативного коэффициента эффективности, который равен 15%. В целом же в мире высокой считается доходность на уровне 10-15%, сообщил г-н Берентаев.
Между тем участники рынка измеряют свои возможные потери заводами. Так, вице-президент АО "Казцинк" Андрей Коломийцев, выступая на съезде, отметил, что всего за 2007 год компания реализовала продукции на 240 млрд. тенге, при этом свыше 170 млрд. тенге было получено от экспорта. Введение пошлины, по его словам, увеличит платежи в бюджет на 17 млрд. тенге и ровно на столько же снизит возможности компании по осуществлению инвестиций в основное производство. "Несложно подсчитать, что при введении пошлины наше предприятие за 4 года должно дополнительно выплатить сумму, равную строительству нового медеплавильного завода", – резюмировал г-н Коломийцев.
Президент "ENRC-Казахстан" Феликс Вулис пошел в своих рассуждениях еще дальше, заявив, что введение пошлины снизит конкурентоспособность Казахстана на мировом рынке. "Казахстан по целому ряду товаров играет заметную роль в мировой торговле. На его долю, например, приходится более 16% мирового рынка хрома. И эта доля может быть увеличена, исходя из планируемого развития производства и проблем с энергообеспечением у основных мировых конкурентов, прежде всего в ЮАР", – нарисовал перспективы отрасли г-н Вулис. Однако в тот самый момент, когда у предприятий Казахстана есть реальная возможность увеличить свое глобальное присутствие, возникает "своего рода искусственное препятствие" в виде пошлин на экспорт, посетовал глава "ENRC-Казахстан".
18 апреля этого года на фоне новости о возможном введении в Казахстане экспортной пошлины на продукцию ГМК котировки акций ENRC на Лондонской фондовой бирже упали на 6,5% (до 11,89 фунта), Kazakhmys – на 7,85% (до 15,85 фунта). И в тот же день рейтинговое агентство Ficth прокомментировало уже введенный Астаной налог – пошлину на экспорт нефти. По мнению агентства, данная мера вряд ли окажет существенное влияние на кредитоспособность нефтегазовых компаний, работающих в Казахстане. "Казахстанские нефтегазовые компании в настоящее время имеют более высокую прибыльность, чем сопоставимые компании в России и других странах, поэтому у них есть достаточная защита от возможного снижения прибыльности", – говорится в докладе Ficth. Логично предположить, что и отечественные компании ГМК тоже в силах изыскать кое-какие резервы. "Да, по ряду товаров Казахстан занимает 10-15% мирового рынка, но Казахстан не определяет цены на эти товары. Поэтому введение пошлины всего лишь означает, что снизятся сверхприбыли компаний, – считает г-н Берентаев. – А представители ГМК пытаются замаскировать свои потери под соусом того, что мы затормозимся на пути к построению конкурентной экономики. Это обман и общества, и правительства".
По мнению г-на Берентаева, введение пошлины, напротив, простимулирует развитие в Казахстане высоких переделов, на что, собственно, и направлена Стратегия индустриально-инновационного развития. В настоящее же время страна экспортирует продукцию неглубокого передела, причем внутри Казахстана она особым спросом не пользуется, что является еще одним аргументом лоббистов ГМК против экспортной пошлины. "У нас очень слабая машиностроительная база, поэтому объем потребления готовой продукции ГМК небольшой. Высокие пошлины и отсутствие спроса на внутреннем рынке побудят производителей искать теневые рынки реализации", – поделился с "&" президент Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии Владимир Лик. Он предлагает компромисс: установить пошлину на вывоз сырья, снизить ставку на экспорт полуфабрикатов, а вывоз готовой продукции ГМК сделать беспошлинным. Казахстану, объясняет г-н Лик, нужно отходить от сырьевой направленности, а пошлина давит на переработку, при этом льгот у предприятий ГМК нет, за исключением нулевой ставки НДС на экспорт.
Между тем гигантов ГМК беспокоит, что и эту единственную льготу власти могут отменить. "Нашей компании производить алюминий станет невыгодно, так как этот передел приведет к накоплению НДС за счет более дорогого сырья и материалов, чем при производстве промежуточного продукта. Поэтому нам будет целесообразней производить и продавать только глинозем. Таким образом, лучшие конкурентные условия для развития производств с высокой добавленной стоимостью будут существовать не в Казахстане, а в тех странах, где работает классическая система обложения НДС", – подчеркнул г-н Вулис. На съезде металлурги обратились к правительству с заявлением о том, что увеличение налоговой нагрузки на отдельные сектора следует рассматривать в рамках разрабатываемого Налогового кодекса и введения налога на недропользование, а не в рамках принятия "дискриминационных" мер в отношении экспорта.
Присутствовавший на съезде мажилисмен Сатыбалды Ибрагимов был крайне возмущен подобными заявлениями и пообещал, что депутаты потребуют высокого НДПИ для добывающих компаний. "В отношении налогов прошло время, когда мы создавали льготные условия для инвесторов. Пора всем добывающим компаниям повернуться лицом к народу, особенно сейчас, когда каждый тиын на счету, когда не решаются проблемы с газом, чистой водой, загрязнением окружающей среды в регионах. Почему налоговая нагрузка в одних компаниях 4%, а в других – 23%?" – недоумевает г-н Ибрагимов. В свою очередь экономист Берентаев предлагает вводить в отношении добывающих компаний механизм изъятия природной ренты, размер которой не зависит от цен на сырье, а определяется геологическими свойствами земли, качеством месторождения и другими характеристиками. По его подсчетам, ежегодно рентная плата будет пополнять государственную казну на $5-6 млрд. |