Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 30 апреля
Министерство энергетики и минеральных ресурсов заявило о намерении форсировать строительство казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов для доставки нефти с Тенгиза и Кашагана в нефтепровод "Баку – Тбилиси – Джейхан" (БТД). Об этом после встречи с министром экономического развития Грузии Екатериной Шарашидзе заявил в интервью журналистам глава казахстанского МЭМР Сауат Мынбаев.
Визит грузинского министра в Казахстан состоялся буквально на следующий день после того, как наши парламентарии ратифицировали договор с Азербайджаном о поддержке и содействии транспортировке нефти посредством системы БТД. Договор, который, как напомнил Сауат Мынбаев, подразумевает форсированное создание казахстанской каспийской системы транспортировки нефтепродуктов.
Эта новая система предусматривает создание на казахстанском побережье Каспийского моря новой нефтетранспортной инфраструктуры – нефтепровода "Ескене – Курык". Морской порт Курык в рамках проекта предполагается расширить, одновременно Казахстану предстоит создать свой танкерный флот. При этом суда должны быть водоизмещением более 60 тысяч тонн. На них из Курыка по Каспию на первом этапе предполагается транспортировать 23 миллиона тонн нефти в год в начальный пункт БТД – Баку. Оттуда по БТД нефть будет направляться в Европу.
"Концептуальная часть создания системы в правовом смысле полностью урегулирована, и сейчас мы форсированно будем добиваться исполнения технических договоренностей на уровне национальных компаний", – подчеркнул глава казахстанского МЭМР. Речь идет, напомним, о прокладке по территории республики трубы протяженностью около 730 километров, оборудовании Курыка новыми технологическими устройствами, позволяющими загружать танкеры, и заказ этих самых новых танкеров. Ориентировочная стоимость проекта была известна еще в прошлом году. Когда в январе 2007 года "КазМунайГаз" подписал меморандум о взаимопонимании с заинтересованными в доступе к БТД сторонами – Agip KCO и ТШО – управляющий директор "КМГ" Каиргельды Кабылдин сообщил журналистам, что общая стоимость создания системы оценивается в $3 миллиарда. На прошлой неделе сенатор Леонид Бурлаков напомнил, что транскаспийский проект предполагается реализовать силами "нацкомпаний двух стран", то есть КМГ и азербайджанской ГНКАР. Причем на паритетной основе, за счет их собственных или заемных средств.
Заполнять новую систему предполагается за счет месторождений Тенгиз, разрабатываемого ТШО, и Кашагана, разработчиком которого является консорциум иностранных инвесторов Agip KCO. Напомним, что в этот проект входит и КМГ, причем в январе этого года участники договорились об увеличении доли нацкомпании до 16,81%. Казахстан также входит и в СП "Тенгизшевройл", что объясняет интерес государства к прокладыванию нового направления.
Год назад, после подписания вышеупомянутого меморандума, в КМГ говорили о том, что строительство и ввод в эксплуатацию казахстанской каспийской системы транспортировки планируется к началу добычи на Кашагане в 20102011 годах. На форсировании же, о котором объявил Сауат Мынбаев, могли настаивать и азербайджанцы. Дело в том, что, по сведениям российских экспертов, для обеспечения рентабельности БТД нужно не менее 30 миллионов тонн прокачиваемой нефти, сейчас же Азербайджан даже на пике выработки может закачать в трубу только 1520 миллионов тонн. Намерение Астаны дать БТД 23 миллиона тонн в год на начальном этапе и 56 миллионов тонн в последующем для данной "трубы" является экономическим спасением. Кстати, россияне не слишком верят в заявленную цифру в 23 миллиона: так, руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью изданию КМ.RU предположил, что "…если Казахстан запустит эту систему, некоторое, пусть небольшое (100максимум 15 миллионов тонн) количество нефти пойдет в обход российской территории".
Он же считает, что России не следует "драматизировать ситуацию" с потерей части казахстанской нефти, шедшей прежде транзитом исключительно по территории северного соседа. "Есть множество факторов, которые тормозят реализацию антироссийских проектов. Полагаю, что стремление центральноазиатских государств поднять цены на поставляемые ими нефть и газ будет все более и более заметным. В этой ситуации все новые масштабные проекты, которые надо будет начинать с нуля или доводить до ума (как БТД), будут становиться все более и более убыточными. Кроме того, танкерные поставки нефти для России не очень опасны. Танкеры могут сломаться, возможен шторм, аварии… Так что здесь есть элемент неопределенности, который не позволяет наладить ритмичные поставки нефти", – заявил Андрей Грозин в интервью тому же изданию.
Между тем во время визита Екатерины Шарашидзе в Астану речь шла о возможности транспортировки казахстанской нефти по территории Грузии не только по системе БТД. "Сейчас мы ведем переговоры с Грузией относительно возможности транспортировки казахстанских нефтепродуктов на мировые рынки посредством предоставления услуг инфраструктурных компаний Грузии. В первую очередь это касается вопросов железной дороги и управления нефтепроводами, – сообщил участвовавший во встрече председатель правления госхолдинга "Самрук" Канат Бозумбаев. – …Мы заинтересованы в инфраструктуре Грузии для доставки казахстанской нефти потребителям в странах, прилегающих к Черному морю. И если Казахстан получит возможность дополнительно переваливать в этом направлении несколько десятков миллионов тонн нефти в год при относительно невысокой стоимости транспортировки, то грузинская сторона приобретет значительные суммы за транзит".
Правда, по его словам, к какимто конкретным договоренностям стороны пока не пришли. Зато "Самрук" через входящую в его состав КМГ намерен загрузить все мощности приобретенного нацкомпанией в Батуми нефтеналивного терминала. |