NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 10:26 ast
08:26 msk

Standard & Poor"s понизило прогноз суверенного рейтинга Казахстана
Возможно, на негативизм агентства серьезно повлияла информация Нацбанка о выплате банками с учетом процентов по заимствованиям в этом году примерно $17 млрд. Это значительно превышает делавшиеся ранее оценки выплат
04.05.2008 / экономика

Н.Д., "Панорама", 1 мая

Во вторник рейтинговое агентство Standard & Poor"s опубликовало решение о пересмотре прогноза по суверенному рейтингу Казахстана, изменив его со "стабильного" на "негативный".

В комментарии приводятся слова руководителя группы, оценивающей суверенный рейтинг Казахстана, Бена Фолкса, который отметил, что пересмотр прогноза отражает увеличение рисков, связанных с тем, что "ухудшение активов банковской системы в сочетании с трудностями привлечения нового финансирования приведет к ослаблению налогово-бюджетных показателей и показателей внешнеторгового баланса и негативно отразится на финансовой гибкости и перспективах экономического роста".

Говоря об изменениях, произошедших с октября прошлого года, когда суверенный рейтинг был понижен, главным из них аналитик назвал усиление напряженности на мировых финансовых рынках и то, что период нестабильности будет более продолжительным, чем это виделось прошлой осенью. Ожидается, что выплаты банков по внешнему долгу составят в этом году без учета процентов $14 млрд и большая часть этого долга не будет, по мнению агентства, рефинансирована "из-за высоких процентных ставок и проблем с контрагентами". Возможно, на негативизм агентства серьезно повлияла информация Нацбанка о выплате банками с учетом процентов по заимствованиям в этом году примерно $17 млрд. Это значительно превышает делавшиеся ранее оценки выплат. Трудно сказать, были ли связаны прежние более сдержанные прогнозы выплат с какими-то техническими проблемами и предстоящими оценками самих банков или это была целенаправленная информационная политика регуляторов, связанная с желанием снизить уровень тревоги и "умиротворить" кредиторов и депозиторов. Даже при том, что цифра в $17 млрд была обнародована после осуществления пиков внешних выплат, пришедшихся на закончившийся первый квартал и составивших почти $6 млрд (очевидно, все же со значительной долей рефинансирования, и теперь поквартальные выплаты банков до конца 2009 года выглядят существенно более низкими, чем в первом и во втором кварталах этого года), неприятное впечатление оказалось довольно сильным. В текущем квартале этого года выплаты с учетом процентов должны составить $4,5 млрд, в третьем и четвертых кварталах - более $3,2 млрд и $3,3 млрд соответственно, в I квартале будущего года - около $2,4 млрд, II и III кварталах 2009 года выплаты будут в районе $1,5 млрд, а в IV квартале будущего года суммарные выплаты банков, если рынки заимствований и рефинансирования не будут для них к тому времени открыты, составят более $2,5 млрд.

Интересно, что жесткость рейтингового агентства никак не была смягчена состоявшимися в апреле двумя крупными сделками фондирования казахстанских банков Халыка и АТФБ. Это произошло несмотря на то, что аналитики самого рейтингового агентства, курирующие банковское направление, называют выпуск еврооблигаций Халык банка знаковым событием не только для Казахстана, а для всех развивающихся рынков, и банк заявил о намерении не ограничиваться только одним заимствованием, а о наличии планов привлечения в этом году на внешних рынках суммарно $1,2 млрд. В этих условиях слова о полной закрытости внешних рынков для казахстанских банков выглядят все же неким "сгущением красок". Руководство Нацбанка, комментируя крупные погашения, происходившие в конце прошлого года, также отмечало, что абсолютный размер внешнего долга банковского сектора практически не изменился, в это означало, что для банков во многих случаях остаются открытыми возможности, связанные с рефинансированием.

Что касается влияния крупных выплат по внешнему долгу, то в S&P считают, что "в 2008 году экономический рост, вероятно, резко снизится" и будет ниже 4%, что приведет к ухудшению банковских активов. Это выглядит довольно ответственным прогнозом, учитывая тот факт, что пока статистические показатели и данные о доходах госбюджета в общем оценивались как свидетельство выполнимости планов экономического роста в 5-7%, сделанных правительством, прогнозы к тому же делаются в ситуации, когда цена барреля нефти близка к $120, что является для казахстанской экономики все же более значимым фактором, чем снижение активов банков. (Минфин, однако, объявил о намерении секвестировать бюджет, сверстанный из прогнозов значительно более высокого, чем 5%-ного, экономического роста.)

Прогнозы правительства, пусть и не выигрывающие в убедительности после ситуации с увеличившимися размерами выплат по внешним долгам, тем не менее разделяются, например, миссией МВФ (в день обнародования информации о снижении прогноза по рейтингу встречавшейся с министром экономики и бюджетного планирования Бахытом Султановым). В МВФ думают, что экономический рост в Казахстане будет на нижней границе правительственных прогнозов и составит 5%. Что касается ненефтяного сектора, то рост в 4,4% прогнозируется МВФ и там. "Миссионеры" также считают обоснованными и прогнозы, связанные с инфляцией, которая не должна превысить 9,5% по итогам года. Что касается общих оценок, то, по их мнению, власти Казахстана "правильно и обоснованно управляют ходом событий, связанным с кризисом на международных рынках капитала, специалисты МВФ к тому же считают, что необходимо поддерживать текущий экономический рост, при этом снижая уровень инфляции".

Эти оценки достаточно интересно сопоставить с оценками S&P, которое считает, что, несмотря на программу правительства по предоставлению краткосрочных кредитов и размещению средств на банковских депозитах с целью замещения фондирования, это приведет к сокращению кредитования. В свою очередь, снижение экономического роста вызовет новое ухудшение качества банковских активов и будет создавать дополнительное давление на банки в свете ситуации на рынке недвижимости. Нет достаточной ясности, что было бы позитивным реагированием правительства на возникшие вызовы в макроэкономической сфере в глазах аналитиков по суверенным рейтингам, поскольку, например, увеличение фондирования банков для кредитования проблемных секторов могло бы вызвать возражения, связанные с тем, что раскупоривается Национальный фонд и происходит отход от консервативной бюджетной политики. (Очевидно, однако, что сопоставление $17 млрд внешних выплат и $4 млрд, которые предоставлены для фондирования, при отсутствии адекватного замещения на внутреннем рынке и роста депозитной базы, даже при том, что и внешнее фондирование останется доступным в этом году для некоторых банков, создают впечатление слишком резкого изменения климата не только для банков, но и для отраслей реального сектора, развивавшихся с помощью банковских кредитов. Возможно, государству следовало бы подумать о расширении фондирования за пределами обещанных $4 млрд, или, по крайней мере, отказаться от попыток принципиальной ревизии этой программы. В качестве примера, который все чаще упоминается в соответствующих дискуссиях, приводится Россия, которая в значительно меньшей степени задета сокращением доступности внешних кредитов, но при этом, предотвращая кризис ликвидности, приходит к идее размещения достаточно крупных сумм государственных институций на депозитах в коммерческих банках, правда, предварительно довольно жестко регламентировав требования к банкам и прозрачность этого процесса. Очевидно, значительная часть возражений по поводу "государственного фондирования" должна была бы становиться менее злой по мере того, как банки выполняют свои обязательства перед внешними кредиторами и проходят пики платежей. С другой стороны, намерение секвестировать бюджет указывает на то, что казахстанское правительство готово проявить жесткость, несмотря на политические издержки, связанные с секвестром. Вероятно, для того, чтобы принять подобные решения, нет необходимости дожидаться резкого снижения темпов экономического роста или каких-то драматических снижений инвестиций в основные средства несырьевых секторов.)

И рейтинговое агентство, и Международный валютный фонд в качестве позитива в нынешней ситуации отмечают весьма вероятное улучшение платежного баланса из-за снижения импорта. Причем оптимизм МВФ по этому поводу намного больше, чем оптимизм, например, Нацбанка, который говорит о небольшом снижении, в то время как МВФ говорит о возможности того, что дефицит по счету текущих операций в Казахстане в этом году составит 2% от ВВП против 7% в 2007 году.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Увеличивать долю в Кашагане мы пока не планируем" 30.05.2008
Компания Chevron до конца 2008г. планирует выйти на уровень добычи нефти в Казахстане в 25 млн т в год 30.05.2008
"Применение механизмов ГЧП в дорожной отрасли позволит существенно снизить нагрузку на бюджет" 30.05.2008
Почему продукты дорожают? 30.05.2008
Затяжная национализация 30.05.2008
Мягкость бетона 30.05.2008
АРД РФЦА ожидает в конце года открытие товарно-сырьевой биржи на базе регионального финансового центра 30.05.2008
Стоимость расширения Каспийского трубопроводного консорциума оценивается в 2,5 млрд долларов 30.05.2008
Уедет президентский лимузин, и сразу прыгнут цены на бензин? 30.05.2008
"Результат оправдывает действие!" 30.05.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz