Пресс-служба Счетного комитета, 19 мая
По оценке Счетного комитета, госпрограмма реализована не в полном объеме из-за отсутствия комплексного подхода к синхронности внедрения ключевых параметров, а также четко проработанной единой концепции. Уровень готовности многих государственных органов к формированию компонентов "электронного правительства" не отвечал предъявляемым требованиям.
Нормативно-правовая и методологическая база для реализации госпрограммы была сформирована не полностью. Некоторые отраслевые законодательные нормы до сих пор не приведены в соответствие с целями реализации е-услуг, предусмотренными в госпрограмме.
Установлено, что в ходе реализации госпрограммы не были достигнуты отдельные ожидаемые результаты. Так, к концу 2007 года планировалось создать "платежный шлюз", цель которого - формирование автоматизированной системы наличной и безналичной оплаты в режиме on-line за услуги, оказываемые в рамках "электронного правительства". В 2007 году из выделенных 250 млн. тенге 137,9 млн. тенге, или 55,2%, направлено на внедрение прототипа платежно-информационного шлюза для взаимодействия с банковской системой. В результате не были закуплены программное обеспечение, модули, оборудование и услуги по сопровождению на общую сумму 110,6 млн. тенге.
Не создан Центр управления доменом.kz. Для его создания в 2005 году было разработано техническое задание и программное обеспечение системы управления. Закупленное в 2006 году серверное оборудование и коммутатор CiscoCatalyst на сумму 25 млн. тенге с момента приобретения не эксплуатируются.
Не реализованной осталась задача по обеспечению 15% активного населения республики удостоверениями личности нового образца на основе смарт-технологий. Из-за нерешенности вопроса юридической значимости документов, формируемых электронным способом, не достигнуты ожидаемые результаты по предоставлению 25 интерактивных е-услуг населению, созданию условий для реализации транзакционных услуг.
Для формирования единой транспортной среды взаимодействия информационных систем государственных органов на базе спутника Kazsat было создано АО "Национальная компания "Kazsatnet" со стопроцентным участием государства в уставном капитале. На формирование уставного капитала из республиканского бюджета в 2006 году выделено 1,4 млрд. тенге.
Однако АО "Национальная компания "Kazsatnet" не обеспечила в 2006 году услугами телекоммуникации необходимое количество государственных органов. Установленные земные спутниковые станции в 32 акиматах областного, городского и районного уровней в 2007 году не ориентированы на использование существующих наземных каналов.
Несмотря на то, что в технико-экономическом обосновании АО "Национальная компания "Kazsatnet" предусмотрена оплата использования ресурсов (транспондера, радиочастот) для тестовых испытаний в сумме 52,9 млн. тенге, Агентством необоснованно выделено 30,2 млн. тенге на эти цели. Из указанной суммы нацкомпания оплатила за аренду транспондера 6,5 млн. тенге. Всего нацкомпания арендовало транспондеры для тестовых испытаний у АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств" на сумму 52,4 млн. тенге.
Планировалось технологически оснастить серверный центр. Однако он не был обеспечен электрическим питанием требуемой мощности. Закупленные два дизель-генератора стоимостью 82,1 млн. тенге из-за отсутствия готовности строящегося здания подстанции находятся на ответственном хранении у поставщика. В результате за период эксплуатации серверного центра в 2007 году произошли внештатные ситуации, зафиксировано аварийное отключение вводного автомата питающего кабеля из-за перегрузки мощности.
Кроме того, при технологическом оснащении серверного центра АИС переплатило АО "Казинформтелеком" 6,1 млн. тенге и излишне приобретено оборудование стоимостью 3,5 млн. тенге.
Правительством срок первоначального внедрения информационной системы "Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения (ИС "РНиОН") переносился дважды - с 4 квартала 2003 года на 15 октября 2005 года. Срок окончательного ввода в эксплуатацию определен на конец 2008 года. На эти цели выделено и освоено бюджетных средств в сумме 322,9 млн. тенге. Однако до сих пор запуск камерального контроля не производился. Аккумулированные сведения государственных органов не актуальны, что затрудняет сверку и исчисление налоговых и других обязательных платежей.
В 2006 году не внедрена единая система электронного документооборота (ЕСЭДО), общие расходы по которой составили 1,7 млрд. тенге. Кроме того, в 2007 году на ее внедрение и развитие из республиканского бюджета выделено 72,5 млн. тенге, дополнительно сверх предусмотренных госпрограммой. Система ЕСЭДО государственных органов принята в постоянную эксплуатацию только 5 апреля 2007 года. При этом из-за отсутствия мониторинга потребности и несвоевременного распределения на складе Агентства находятся технические средства, приобретенные в 2005-2006 годы на сумму 61 млн. тенге.
Внедрение ЕСЭДО предполагало сокращение организационных расходов. Анализ произведенных расходов в 2007 году в 25 госорганах по сравнению с 2004 годом, в которых внедрена система ЕСЭДО, показал, что в 2007 году почтовые расходы по пересылке документов возросли на 75%, расходы на бумагу - на 68%, расходы по приобретению печатного оборудования и расходных материалов к нему - в 2,6 раза. При этом численность персонала государственных органов, занятых на упаковке и пересылке корреспонденции, увеличилась на 34%. Расходы на сопровождение единой системы электронного документооборота, аренда каналов связи и другие сопутствующие расходы, связанные с системой, в 2007 году составили 340 млн. тенге.
Счетный комитет рекомендует правительству разработать комплекс системных мероприятий по формированию целостного е-правительства с учетом последних мировых тенденций развития IT-сектора. Также предложено обеспечить полноценное финансирование мероприятий по формированию электронного правительства, проводить мониторинг готовности е-правительства на основе признанных в международном сообществе индексов. Рекомендовано определить Агентство информатизации и связи, ответственным за разработку и внедрение механизмов межведомственной координации информационных систем государственных органов. Холдингу "Самгау" даны рекомендации разработать систему показателей развития отрасли IT-сектора для полноценного проектирования и контроля за реализацией проектов отрасли, включая госпрограмму. |