Алексей КОНОВАЛОВ, "Время", 21 мая
В понедельник, 19 мая, премьер-министр Карим МАСИМОВ ввел-таки запрет на экспорт продуктов нефтепереработки. Понадобилось два месяца и целая серия публикаций на страницах нашей газеты (см. " Сапожник без сапог ", " Призвать китайцев к порядку ", " Хорошая мина родного Кабмина ", "Время" от 26.4, 15.5 и 17.5.2008 г.), чтобы на эту проблему наконец-то обратили внимание наши рулевые. Только вот не поздно ли?
- Не надо было быть гением, чтобы понять, что введение экспортных пошлин на сырую нефть без одновременного введения таких же пошлин на экспорт ГСМ неизбежно приведет к резкому росту цен и дефициту топлива, - говорит экономист, доктор экономических наук Мажит КОЯТДИНОВ. - Почему в правительстве этого не сделали сразу - теперь впору разбираться правохранительным органам.
С одной стороны, нефть - основной источник доходов нашего государства и ввод экспортных пошлин на ее экспорт должен привести в страну дополнительные деньги. С другой, "нефтяная игла", на которой привыкло сидеть наше правительство, в данном случае едва не довела страну до "передоза".
- Мы оказались в такой ситуации, когда экспортные аппетиты взяли верх над собственными интересами, а заодно - и над здравым смыслом, - заявил газете "Время" сенатор, лидер Партии патриотов Гани КАСЫМОВ (на снимке). - Цена нефти на мировых рынках достигла ста двадцати с лишним долларов - вот у них глаза из орбит и вылезли: вывезем все до последней капли!
При этом и эксперт, и депутат сходятся в одном: решение о запрете на вывоз продуктов нефтепереработки уже не спасет положение.
- Цены на АЗС в некоторых регионах достигли психологического максимума в один доллар, - заявляет Мажит Коятдинов. - И если они перешагнут этот барьер (а несмотря ни на какие запреты, предпосылки к этому имеются), то для начала народ пустит королям бензоколонок "красного петуха", а что будет потом - даже представить страшно…
- Административные меры, принимаемые сейчас правительством, стабилизируют ситуацию на месяц, не больше, - вторит ему Гани Касымов. - За это время правительству необходимо разработать комплекс мер, направленный на быстрое снижение цен на топливо. Ведь именно энергоносители лежат в основе инфляционной спирали.
Надо отдать должное чиновникам: они уже сейчас начинают "готовиться к облому".
- Нужно посмотреть как, по какой цене добывается нефть, какова стоимость ее транспортировки и какая отпускная цена завода, - заявил в понедельник на заседании правительства председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ (на снимке). - Мы должны знать конечного потребителя. Мы пять лет назад проводили такую работу и тогда выявили, что есть посредники.
При этом еще пять дней назад господин Алдабергенов уверял всех, что регулирование рынка нефтепродуктов - не его обязанность (см. "Хорошая мина родного Кабмина", "Время" от 17.5.2008 г.).
- Правительство должно вспомнить о своих обязанностях в плане регулирования рынка. Причем отрегулировать его можно без помощи всяких административных методов, - считает Гани Касымов. - Почему тот же "КазМунайГаз" - стопроцентно государственная компания - не использует свои возможности? А возможности фактического регулирования цен на рынке у них есть.
По мнению и Гани Касымова, и Мажита Коятдинова, без применения каких-либо административных мер, - только лишь с помощью госкомпаний и госкорпораций - вполне реально было с начала апреля в течение двух месяцев снизить цены на ГСМ практически вдвое.
- Нынешний кризис - это в первую очередь кризис идей наших управленцев и менеджеров, - считает Гани Касымов. - Они показали свою несостоятельность.
Такой же мрачный прогноз относительно цен на ГСМ дает и Мажит Коятдинов.
- Не затрачивая ни копейки денег из госбюджета, еще недели две назад можно было исправить ситуацию. И даже установить цены дизтоплива на уровне 40 тенге за литр, а 93-го бензина - 65-70 тенге. Теперь же большой вопрос, смогут ли чиновники правительства и менеджеры госкомпаний остановить рост цен, - заявляет экономист. - По моему убеждению, в своем нынешнем составе правительство не сможет стабилизировать ситуацию. Рост цен продолжится, причем - галопирующими темпами. |