www.procuror.kz, 25 июня
Как известно, статистика и правовой контроль проверок малого и среднего бизнеса уже в течение 9 лет ведется Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Недавно КПСиСУ провело анализ о состоянии законности в сфере учета и контроля проверок деятельности субъектов предпринимательства. Анализ выявил объемы нарушений закона, проблемы в области статистики и правового контроля. Кроме того, подтвердилось утверждение о том, что наибольшее количество проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства проводят органы санэпидемстанции. СЭС страны осуществили около 80% от всех проведенных госорганами проверок.
Также анализ показал, что в некоторых органах СЭС совершенно неправильно организована работа по планированию проверок. В связи с этим показателен такой пример:
Начальник Северо-Западного регионального управления СЭС на воздушном транспорте З.Есова утвердила План проверок хозяйствующих субъектов на 2 (второй) квартал, по которому предусматривается проведение 50 (пятидесяти) проверок. При этом проверке подлежали 42 (сорок два) объекта одного и того же АО "Международный аэропорт Астана": прачечные, водопроводы, блоки бортового питания и прочие службы.
Принимая во внимание, что в квартале примерно 66 рабочих дней, получается, что по существу СЭС через день проверяло службы аэропорта.
В первую очередь это говорит о том, что в стране до сих пор нет единого государственного стандарта организации и проведения проверок.
В силу этого все госорганы и должностные лица назначают и проводят проверки по своему усмотрению. При этом не исключается преследование корыстных целей.
В 2004 году Комитет был наделен правом отказа в регистрации актов о назначении проверок. Как показало время, данная мера позволила эффективно защищать права предпринимателей непосредственно на этапе назначения незаконных проверок.
С момента введения в действие Закона, впервые предоставившего право отказа в регистрации актов о назначении проверок, в 2004-2007 годах наблюдаются две взаимосвязанные позитивные тенденции:
1) уменьшилось количество незаконных проверок: если в 2004 году Комитетом было выявлено 3094, то в 2007 году – всего 853 незаконные проверки.
Наибольшее количество незаконных проверок за 2007 год выявлено в деятельности органов внутренних дел – 212, Министерства обороны – 153, акиматов – 153).
2) участилось применение Комитетом права отказа в регистрации актов о назначении проверок: если в 2004 году это право использовалось только в 309 случаях, то в 2007-ом – в 960 случаях.
Наиболее распространенными основаниями отказа в регистрации являются:
- несоблюдение временных интервалов – 62 раза (37 в 2006г.);
- отсутствие извещения хозсубъекта о проведении плановой проверки – 43 раза (286);
- превышение сроков проведения проверки – 58 раз (66);
- назначение проверки по анонимному обращению – 26 раз (38);
- отсутствие письменных оснований: плана, запросов, поручений, и т.д.) – 240 раз (198);
Наибольшее количество незаконных актов о назначении проверок были представлены органами санэпиднадзора – 265 (267), МВД – 104 (106), МСХ – 93 (86), Комитета противопожарной службы – 70 (80), МООС – 57 (45), финансовой полиции – 56 (144), акиматами – 67 (86).
Конкретным примером назначения и проведения незаконных проверок является постановление акима города Аркалык, на основании которого начальник отдела ГУ "Отдел архитектуры и градостроительства" К.Абдикулы без регистрации в уполномоченном органе, с 12 апреля по 24 мая 2007 года провел 92 незаконные проверки деятельности хозсубъектов города.
Управление Комитета по Костанайской области немедля внесло представление об устранении нарушений законности на имя акима Аркалыка, а также направило письмо прокурору города для возбуждения административного производства в отношении К.Абдикулы.
В результате, постановлением Аркалыкского горсуда начальник отдела был признан виновным, но производство по делу было прекращено за малозначительностью.
Следует отметить, при принятии Закона "О частном предпринимательстве" многие госорганы добились освобождения от процедуры регистрации актов о назначении проверок, соответственно, к ним стало не применимым право отказа в регистрации незаконных проверок.
Это привело к искажению реальной картины по проводимым ими проверкам и к возникновению существующей ситуации не управляемости и стихийности в процессах назначения и проведения проверок.
Неудивительно, что это вызвало негативную реакцию со стороны предпринимателей и инвесторов.
Также комитетом был проведен анализ данных правовой статистики и специальных учетов о ходе исполнения Постановления Правительства "Об объявлении моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства".
По вопросу о ходе исполнения объявленного в стране моратория территориальными и линейными подразделениями Комитета была проведена статистическая выборка данных о количестве проверок, проведенных госорганами за первые 5 месяцев 2007 и 2008 годов.
За 5 месяцев 2008 года в стране всего было проведено более 90 тысяч проверок деятельности хозсубъектов, в том числе свыше 40 тысяч проверок малого и среднего бизнеса.
В сравнении с аналогичными данными за 5 месяцев 2007 г. произошло снижение числа проверок в среднем на 29%.
Как показал анализ, наиболее активно проводит проверки Комитет санэпиднадзора (провел 59% от общего числа проверок по стране).
Он же является лидером по количеству проверок малого и среднего бизнеса – за 5 месяцев 2008 года всего по стране было проведено более 40 тысяч (67 тысяч – в 2007-ом) проверок малого и среднего предпринимательства, в том числе органами СЭС – свыше 32 тысяч проверок, т.е. 80,2%. (41 тысяча проверок или 61%)
Данный надзорный орган в условиях объявленного моратория на проверки демонстрирует наименьший в стране показатель снижения количества проводимых проверок – 23% (с 60886 до 53024 проверок всех хозсубъектов).
Традиционно за СЭС, по количеству назначаемых и проводимых проверок, следуют подразделения противопожарной службы и промышленной безопасности МЧС РК. Удельный вес надзорной и контрольной деятельности указанных двух государственных органов обычно составляет более 80% от всех проверок, проведенных в стране.
Однако, с введением моратория подразделения противопожарной службы и промышленной безопасности МЧС РК за 5 месяцев 2008 г. провели всего 10355 проверок, в том числе 2779 проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, за аналогичный период 2007г. было проведено 17 тысяч проверок, в деятельности малого и среднего предпринимательства – почти 10 тысяч.
В целом снижение количества проводимых проверок по органам МЧС РК составило 60,8 % по проверкам деятельности всех хозяйствующих субъектов и почти на 70,6% по проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из этого следует, что номинальное уменьшение проверок деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, стало возможным во многом из-за снижения количества проверок проведенных органами противопожарной службы и промышленной безопасности МЧС РК.
С целью определения эффективности моратория Комитетом произведена выборка данных за апрель-март 2007 и 2008 годов и установлено следующее: если в марте-апреле 2007 года проверкам были подвергнуты 31717 субъектов малого и среднего предпринимательства, то за аналогичный период текущего года – 24526 предприятий, т.е. на 23,7% меньше.
Здесь примечательно то, что показатель снижения проверок в марте текущего года в сравнении с мартом 2007 года составлял 43%, тогда как показатели апреля прошлого и текущего года разнятся уже 68%.
Это свидетельствует о том, что мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства уверенно набирает обороты. |