NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 22:51 ast
20:51 msk

Первый концессионный
В рамках Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 апреля 2006 года, планируется реализовать около 80 крупных инвестиционных проектов в области транспорта на сумму порядка 30 миллиардов долларов США
30.06.2008 / экономика

Ермек КОЙЧЕБАЕВ, "Экспресс-К", 27 июня

В рамках Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 апреля 2006 года, планируется реализовать около 80 крупных инвестиционных проектов в области транспорта на сумму порядка 30 миллиардов долларов США. Среди реализуемых проектов - строительство первой концессионной железнодорожной линии Шар -Усть-Каменогорск. О ходе его выполнения корреспонденту нашей газеты рассказал заместитель председателя Комитета транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бекболат НАРИГЕЕВ.

- Бекболат Койжанович, строительство железнодорожных линий для независимого Казахстана уже стало делом привычным. Однако руководство страны по-прежнему ставит развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры во главу угла. С чем это связано?

- Работы, связанные со строительством новых линий, - это попытка создания собственной независимой железнодорожной сети. Как вы знаете, вся железнодорожная инфраструктура Советского Союза в свое время была создана для организации транспортных потоков из сырьевых регионов в промышленные центры России, Украины и Беларуси. Поэтому с первых дней независимости перед Казахстаном встал вопрос создания новых маршрутов, с учетом внутренних нужд и транзитных потребностей.

За эти годы железнодорожниками были построены и сданы в эксплуатацию линии: Аксу -Дегелен, соединившая Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую области, Хромтау - Алтынсарин, которая соединила Актюбинскую и Костанайскую области, то есть северные области с западом Казахстана в обход России.

Кстати, в феврале этого года, отмечая важность стоящих перед транспортной отраслью задач, Президент в своем Послании отметил важность и необходимость завершения в этом году строительства железной дороги Шар - Усть-Каменогорск, начала строительства железнодорожных линий Мангышлак - Баутино, Ералиево - Курык и участка Хоргос - Жетиген, электрификации железнодорожного участка Макат - Кандыагаш.

- Чем была обусловлена необходимость строительства железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск?

- Целесообразность строительства новой железнодорожной линии обусловлена необходимостью сокращения времени доставки грузов и пассажиров, а также обеспечения гарантированной транспортной связи по национальной сети дорог Восточного Казахстана с остальными регионами республики.

Как вы знаете, основная проблема заключалась в том, что для доставки железнодорожных грузов и пассажиров из промышленных центров Восточного Казахстана в другие регионы республики и обратно поездам приходилось заезжать на российскую станцию Локоть. За счет процедуры таможенного и пограничного досмотра время следования через эту станцию пассажирских и грузовых составов часто было связано с задержками в расписании.

Строительство этой линии - это продолжение мероприятий по выполнению Транспортной стратегии развития Республики Казахстан до 2015 года. Открытие движения по новой железнодорожной линии позволит решить ряд проблем, в том числе социальных. Во-первых, будут оптимизированы межрегиональные и межгосударственные транспортно-экономические связи. Уменьшатся транспортные расходы, связанные с перевозкой грузов и пассажиров. Во-вторых, в связи с открытием новой железнодорожной линии и новых станций будут созданы новые рабочие места и построены новые жилые дома для обслуживающего персонала.

Строительная длина железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск составляет 149,6 километра, а общая стоимость строительства - 21 426 миллионов тенге. Мы прогнозируем, что объем грузоперевозок на 2010 год по этой линии составит 11,2 миллиона тонн в год.

- Строительство линии Шар - Усть-Каменогорск эксперты называют первым опытом государственно-частного партнерства. В чем оно заключается?

- Действительно, это первый пилотный проект в рамках государственно-частного партнерства, который был начат в 2005 году, когда еще не было закона о концессиях.

Закон о концессиях был подписан Президентом Казахстана год назад - 7 июля 2006 года. Основная задача концессионных проектов - создать условия для привлечения частных инвестиций. В условиях, когда возможности государственного бюджета ограничены, сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства, а именно концессионного строительства позволяет привлекать средства частных инвесторов.

Решение о создании концессионных проектов принимается Правительством, какие участки передаются в концессию. Под председательством Премьера создается комиссия, независимые эксперты определяют концессионеров, после чего подписывается договор между концессионером и уполномоченным органом - Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, в котором, в частности, оговариваются сроки завершения проекта.

В случае со строительством железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск инвестиционный фонд Казахстана через концессионера "Досжан темiр жолы" привлекает различные инвестиции, в том числе деньги пенсионных фондов.

По проекту Шар - Усть-Каменогорск срок действия Концессионного соглашения оговорен периодом с 2005 по 2028 год. Из них период строительства - с августа 2005 года по декабрь 2008 года, а период эксплуатации - с января 2009 года по декабрь 2028 года.

К 2028 году, после возвращения своих средств и окончания срока договора они должны сдать этот участок государству. Срок концессии определяется до 30 лет.

- С какими трудностями сталкиваются участники первого концессионного проекта?

- Это первый опыт концессии. Поэтому сегодня существует несколько проблем, которые решаются за столом переговоров.

Первая проблема - необходимость разработки Соглашения между КТЖ и концессионером, которое будет регулировать взаимоотношения между ними. Уже сейчас между компанией "Досжан темiр жолы" и АО "НК "Казакстан темiр жолы" прорабатывается несколько вариантов сотрудничества.

Первый вариант - когда концессионер полностью обслуживает участок.

Второй вариант - аренда. Концессионер отдает в аренду КТЖ построенный участок, и от доходов имеет какой-то процент.

Третий вариант - смешанный. Те вопросы, которые касаются разгрузочно-погрузочных работ, движения поездов, сдачи-приемки поездов, будут отданы КТЖ, а такие вопросы, как эксплуатация устройств СЦБ, связи, пути и путевого оборудования, - концессионеру.

- А вторая проблема?

- Вторая важная проблема - необходимость выработки тарифов на концессионные проекты.

Это очень тонкий вопрос, решение которого должно учитывать сразу несколько факторов. С одной стороны, тариф должен обеспечивать возврат средств, вложенных в проект концессионером, с другой - он не должен сильно бить по карману грузоотправителя. В этой связи и концессионер также заинтересован в сохранении конкурентоспособности тарифа, так как в другом случае грузоотправитель всегда сможет воспользоваться альтернативным маршрутом движения. К примеру, в случае с линией Шар - Усть-Каменогорск - через станцию Локоть.

- Как обстоят дела с другими проектами, упомянутыми в февральском Послании Главы государства?

- Что касается состояния прочих концессионных проектов, то по большинству из них готовится проектно-сметная документация и уже определены концессионеры. Это касается участков Макат - Кандагач, Коргас - Жетыген, Курык - Ералиево. Их начало запланировано на осень-зиму 2008 года. По участку Мангышлак - Баутино в сентябре будет определяться концессионер.

В течение 2008 года начнутся работы по строительству новой железнодорожной линии Узень - Берекет - Горган, которая соединит Казахстан, Туркменистан и Иран. По этому проекту до 2011 года мы должны будем завершить строительство казахстанского участка длиной 150 километров. При запуске этой линии пассажирский поезд сможет преодолеть расстояние от Актау до иранского Тегерана всего за сутки.

Кроме того, в этом году продолжится разработка технико-экономического обоснования по электрификации участков Алматы - Актогай, Актогай - Достык и Актогай - Мойынты.

В перспективе планируется строительство железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу, которое позволит направить поток транзитных грузов из приграничных с Китаем населенных пунктов Достык и Коргас к порту Актау и обратно. Это позволит сократить транзитное расстояние до 500-600 километров.

- Когда планируется завершение строительства железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск?

- Уже в июле-августе 2008 года планируется завершение строительных работ и дальнейший ввод железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск во временную эксплуатацию.

И все же место проекта "Шар - Усть-Каменогорск" особое. Это своего рода первопроходец в сфере концессии. Поэтому нам очень важен его успех, который открывает широкую дорогу для остальных проектов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кабмин закинул сети 30.06.2008
"Правительственный долг с точки зрения экономической безопасности далек от порогового уровня" 30.06.2008
В Казахстане на 35% подорожали овощи и фрукты 30.06.2008
Сколько стоят деньги в банке? 30.06.2008
Тарифы киловатту не помеха 30.06.2008
РД КМГ может скорректировать сроки завершения приобретений, запланированных на 2008 год, в силу налоговой неопределенности 30.06.2008
Компания KAZAKHMYS PLC объявляет о вводе в эксплуатацию завода по производству серной кислоты 30.06.2008
24 июня КМГ успешно завершило размещение дебютного выпуска еврооблигаций в рамках программы среднесрочных облигаций в размере 3 млрд.долларов 30.06.2008
Королевичи и "капуста" 30.06.2008
Акимат Алматы планирует выпустить муниципальные облигации 30.06.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz