Кира ИВАНОВА, "Казахстанская правда", 12 июля
Электроэнергетика - вот что нынче заботит и власть, и представителей бизнеса. Собственно, по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, динамика производства и потребления электроэнергии за последние семь лет (с 2000 по 2007 год включительно) перекрыла 148 процентов. Что соответствует ежегодному приросту потребления в 6-8 процентов.
Во всяком случае, на этом и еще на факте, что обеспечен он в основном за счет ввода в действие резервов имеющихся мощностей, а не строительства новых, сделал акцент глава МЭМР Сауат Мынбаев в своем докладе на Совете иностранных инвесторов при Президенте РК, заседание которого прошло месяц назад в Атырау.
Приведу некоторые выкладки специалистов: прогнозируется, что к 2015 году объем потребления электроэнергии вырастет на 163 процента, тогда как технический потенциал отрасли будет исчерпан уже к 2009-му. А запуск энергогенерирующих мощностей, которые мощно поддержат отрасль, станет возможным не ранее 2011 года. Вот эта "вилка", вероятность которой прогнозировалась экспертами отрасли еще в 2003 году, побуждает вывести проблему на первый план. И искать ей достойное решение, поскольку потребление электроэнергии будет расти и расти. Тому прямое доказательство одна лишь из реализующихся в стране программ - "30 корпоративных лидеров": в ее рамках формируется великое множество энергопоглощающих производств. К примеру, в докладе акционера компании "ENRC" Александра Машкевича говорилось о том, что выполнение поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым задачи повышения конкурентоспособности горно-металлургической отрасли требует опережающего развития энергетики. В горно-металлургическом комплексе сформировано и реализуется несколько проектов "корпоративного лидерства", а электрические станции корпорации работают в энергетике (40 процентов произведенной им энергии поставлялось сторонним потребителям) и намереваются продолжить это. К примеру, с МЭМР согласована программа развития ТЭС в Аксу, что уже к 2009 году позволит на 18 процентов нарастить производство электроэнергии. А до 2019 года в Евро-азиатскую энергетическую корпорацию инвестор планирует вложить 1,6 миллиарда долларов. По имеющимся данным, таких инвестиций в отечественную энергетику не делает ни одна частная компания...
Собственно, и без столь объемлющих, как "30 корпоративных лидеров", программ энергоемкость производимой в нашей стране продукции и в целом ВВП втрое (а по некоторым данным, и впятеро) выше, чем в развитых странах. Но это уже вопрос эффективного использования электроэнергии и ее сбережения. А потери электроэнергии начинаются уже на стадии выработки. И если тамошние два-три процента эксперты хоть как-то могут обосновать, как и потери в 5-7 процентов при передаче электроэнергии, то 18-20 процентов потерь уже у потребителя (это и физические, и юридические лица) нельзя назвать ничем иным, как расточительством. Возможно, считают аналитики в отрасли, сектор потребления киловатт-часов "приведет в чувство" рост тарифа.
О том, что электроэнергетическая отрасль чрезвычайно оголена технически и финансово, говорят следующие данные, представленные С. Мынбаевым для ознакомления членам Совета иностранных инвесторов при Президенте РК: износ основного оборудования электростанций достиг 70 процентов, а к 2010 году парковый ресурс исчерпают около 90 процентов техники на ТЭЦ. Что касается электросетевых компаний, то эксперты и там не обнаружили оптимистических тенденций: износ хозяйства РЭКов - процентов 65. Отчего растут число отказов энергооборудования и объемы потерь.
Между тем с аналогичными проблемами в течение последних 10-15 лет сталкивается большинство стран Азии, что в своем докладе на заседании СИИ аргументированно доказал вице-президент АБР Л. Джин. По его данным, на создание новых или расширение существующих генерирующих мощностей следует направлять частные инвестиции, хотя в мире не так много инвесторов, желающих и способных вкладывать большие деньги в крупномасштабные проекты электроэнергетики. Ко всему на мировом рынке наблюдается дефицит оборудования, его поставок можно дожидаться два года. Исходя из наших реалий и ситуации на мировом рынке электроэнергетики, возможно, будет правильным прислушаться к рекомендациям АБР касательно выбора одного "чемпиона" сектора электроэнергетики, на которого возлагается вся ответственность внутри Правительства.
Думается, "чемпионов" такого рода нам будет из кого выбирать: в планах Правительства строительство Балхашской ТЭС (дорабатывается ТЭО) и Мойнакской ГЭС (в стадии реализации), третьего и четвертого блоков Экибастузской ГРЭС-2 (совместно с российскими партнерами решается вопрос о финансировании), есть и менее масштабные проекты. При этом частному инвестору здесь приоритет, ведь страна наша хорошо известна благоприятными условиями для инвестирования (еще в 2006 году объем прямых иностранных инвестиций достиг 1,2 триллиона долларов).
На нашем "экономическом поле" есть компании, которые уже в течение пятнадцати лет не просто позиционируют себя активными инвесторами, а таковыми являются - в сфере производства товаров повседневного спроса. Речь идет о компании "Филип Моррис Интэрнешнл, Инк.": ее главный управляющий Андрэ Калантзопулос, представляя членам СИИ свое видение обозначенной темы заседания совета, сделал акцент на ключевой для инвестора роли, которую играет стабильно и мощно функционирующая энергетическая отрасль. Не только и не столько в процессе извлечения доходов, сколько в укреплении экономического роста страны, в экономику которой идут инвестиции.
Однако наши эксперты все же настаивают, что у реализации намеченного будет меньше препон, если мы изменим тарифную и ценовую политику, как и законодательную базу в электроэнергетике. И здесь во весь рост встает проблема инфляционного роста: как только заходит речь о повышении тарифа на электроэнергию, госорганы в качестве контраргумента выдвигают параметры по контролю над инфляцией. Обратим внимание вот на что: в соответствии с нашим законодательством цены на шинах станций свободны. Можно ли их поднять сейчас, когда киловатты в дефиците? Увы, не разрешит Правительство, будет против АРЕМ, очередной меморандум с производителем "о приемлемом повышении цен" подпишет МЭМР...
Даже если и возникнет такое соизволение (как в апреле этого года), такой шаг не принципиален, поскольку он не проясняет перспектив бизнеса в этой отрасли. А в электроэнергетике все инвестиционные решения долгосрочны, лет на десяток. Итак, сделаем вывод: ключевой вопрос нынче - долгосрочная ценовая (тарифная) политика. Пока в правилах игры - пробел. Устранит ли его предложенное профильным министерством изменение действующего законодательства (обязательство Правительства устанавливать предельные базовые цены для групп однородных электростанций на долгий срок)? Или же, по предложению А. Машкевича, следует рассмотреть: не ограничивают ли конкуренцию трейдеры; не обнаруживается ли ценовой сговор; не тормозит ли сектор элементарно внесение электростанций в реестр областных монополистов?
Между тем предлагаемые Правительством в связи с изменениями законодательства об энергетике нормативы энергопотребления представители некоторой части бизнеса считают одним из рычагов административного давления на предприятие. Их мнение озвучил глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец. Аргументы "против" таковы: нормированием энергопотребления занимается производитель продукции, а если будет расти тариф, то именно этот факт поспособствует соблюдению норм потребления киловатт-часов.
Своевременно, думается, предложение касательно разработки Программы развития конкуренции в энергетическом секторе. Равно как сбережение электроэнергии и увеличение ее выработки, чем на фоне общих реформ в казахстанской энергетике намерены заняться в компании "Арселор Миттал". Здесь ждут от Правительства, что и подчеркнул на Совете иностранных инвесторов президент совета директоров, главный руководитель компании Лакшми Миттал, срочных мер по увеличению выработки, передачи и распределения электроэнергии внутри страны. Поскольку экономика страны переходит от преимущественно добывающих отраслей к перерабатывающей индустрии. Л. Миттал сделал акцент еще и на том, что и рост мощностей ТЭЦ компании (с 388 до 615 МВт к 2018 году), и строительство новой ТЭЦ (120 МВт) потребуют поддержки Правительства в плане привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа.
Думается, правительственные эксперты, как и члены Совета иностранных инвесторов, понимают, что суммы новых инвестиций в производство электроэнергии будут напрямую зависеть от возможности получения дохода инвестором. А для того, как прозвучало в большинстве докладов на заседании СИИ, чрезвычайно важно иметь четко выстроенную политику ценообразования и тарификации. Если при этом еще и учесть факт, что ожидаемый полезный срок службы электростанций 40 и более лет, регулируемые тарифы могут сформировать риск убытка. Кто ж тогда согласится делать многомиллиардные вливания в электроэнергетический сектор?
Однако в экспертной среде бытует и такое мнение: если мы готовы чуть снизить доходы от экспорта нефти и газа, не целесообразнее ли будет предоставить инвесторам электроэнергетической отрасли долгосрочные ценовые гарантии на энергоносители? Что интересно, газогенераторные электростанции способны не только диверсифицировать отечественный энергетический рынок, но и укрепить безопасность поставок электроэнергии. В отношении диверсификации такого рода важны также и соображения охраны окружающей среды: по имеющимся в компании "Би Джи Групп" данным, углеродный след от газогенераторной турбины на 60 с лишним процентов ниже, чем от новой угольной электростанции.
Отсюда становится ясной и приемлемой исходящая от иных экспертов рекомендация интеграции нефтегазового и энергетического бизнеса. Например, президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов обосновал такой шаг следующим образом: сплав бизнеса такого рода позволит рационализировать использование имеющихся ресурсов сырья, снизить зависимость добывающих предприятий от внешних источников электроэнергии и обеспечить поставку дополнительных объемов электроэнергии на внутренний рынок. При этом он считает, что интеграции добычи углеводородов и производства электроэнергии помогли бы сниженные импортные пошлины на энергосберегающее оборудование, развитие в нашей стране рынка услуг по проектированию и строительству объектов "малой энергетики".
Последние были бы куда как к месту при электроснабжении сельских территорий, поскольку, по утверждению экспертов из института "Казсельэнергопроект", соответствующая энергетическая база остро нуждается в государственной поддержке. И если объекты "малой энергетики" могут появиться на стыке бизнеса сырьевого и энергетического, то распределительные сети, как утверждает генеральный директор названного института Александр Трофимов, столь изношены, что без соответствующего внимания просто не смогут обеспечить выполнения собственных функций. А учитывая наличие прорывных проектов и в аграрном секторе отечественной экономики, Министерству энергетики и минеральных ресурсов предстоит совместно с МСХ так спланировать действия, чтобы вернуть имевшуюся 17 лет назад лидирующую позицию в электровооруженности труда сельскохозяйственного работника. И здесь, по мнению А. Трофимова, чрезвычайно важно устранение тарифного небаланса. Поскольку существующий не обеспечивает даже простого воспроизводства хозяйства РЭКов.
Итак, позиция членов Совета иностранных инвесторов и сторонних экспертов ясно очерчивает необходимость ответственного государственного взгляда на положение электроэнергетической отрасли: ей нужны инвесторы, какие могут прийти только и единственно при условии явной окупаемости их капитальных вложений. Значит, важно отделить тарифы местного рынка (для домашних хозяйств и отраслей промышленности слабой окупаемости) от тарифов международного рынка. А предоставление инвесторам отрасли возможности компенсирования ограниченных доходов на внутреннем рынке доходами от экспорта электроэнергии, настаивают аналитики, однозначно увеличит привлекательность инвестиций в отечественную энергетику. |