NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 17:04 ast
15:04 msk

"Вероятность неблагоприятного развития событий в банковском секторе очень мала"
А.Сайденов: Допуск малейшей просрочки по внешним платежам негативно скажется не только на отдельном банке, но и на восприятии банковской системы, в целом финансовой системы и экономики страны
14.07.2008 / экономика

АЛМАТЫ. 11 июля. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Текущую ситуацию в банковском секторе, а также краткие итоги развития финансового сектора страны за первое полугодие корреспонденту Казинформа комментирует председатель Национального банка РК Анвар Сайденов.

- С начала года курс тенге по отношению к доллару США оставался в одном коридоре. Какие меры предпринимал Национальный банк для стабилизации обменного курса тенге? Следует ли ожидать, что до конца года курс национальной валюты значительно не изменится?

- Действительно, начиная с октября 2007 года, ситуация на внутреннем валютном рынке остается стабильной, и номинальный курс тенге находится в узком коридоре: 120-121 тенге за доллар США. Сложно давать прогнозы до конца года, но, если посмотреть на ближайший период, то думаю, что стабильность сохранится. Нацбанк по-прежнему остается крупным игроком на рынке, но никакого удержания доллара в определенном коридоре мы не совершаем, поскольку особенного давления на тенге нет. Мы покупаем доллары на протяжении каждого месяца. Так, по состоянию на конец июня приобрели свыше 5 млрд. долларов. Это позволило, во-первых, восполнить наши резервы, которые снизились в августе-сентябре прошлого года, во-вторых, конвертировать достаточно большую сумму для перевода в Национальный фонд.

В целом, еще раз хочу подчеркнуть, участие Нацбанка в удержании курса тенге минимально. Мы придерживаемся режима плавающего обменного курса, то есть динамика номинального курса тенге к иностранной валюте определяется в зависимости от спроса и предложения данной валюты на внутреннем валютном рынке. Национальный банк не устанавливает какие-либо ориентиры по обменному курсу тенге, а только реагирует на те изменения, которые могут привести к значительной инфляции и нестабильности на финансовом рынке.

Курс тенге к иностранным валютам зависит от ситуации на мировых валютных и товарных рынках, объемов поступления валютной выручки экспортеров, от объемов внешних заимствований казахстанских банков и других внутренних и внешних факторов. При этом одни факторы способствуют укреплению тенге, другие - ослаблению. Если взвесить все эти факторы, то причин для резкого изменения курса тенге к доллару США нет. Иностранная валюта продолжает поступать на внутренний валютный рынок в достаточных объемах, обеспечивая предложение иностранной валюты и, соответственно, стабильный курс тенге.

Можно привести пример: когда в конце июня были платежи Альянс Банка, и он приобретал доллары, возник дополнительный спрос на валюту. Ряд продавцов этим воспользовался и поднял курс. Поэтому укрепление доллара по отношению к тенге, которое произошло в июне, связано с повышением спроса. С учетом доходов, которые получают наши экспортеры металлов, зерна, нефтепродуктов, и с учетом притока валюты, думаю, что ситуация останется в целом стабильной, и в ближайшие два-три месяца курс тенге не изменится.

- Ожидается, что инфляция в этом году составит от 7,9% до 9,9%. Основное падение инфляции в годовом выражении прогнозируется с конца лета. Остается ли прогноз Нацбанка на том же уровне?

- Да, в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы Национальный банк прогнозирует, что по итогам 2008 года годовая инфляция сложится в пределах 7,9-9,9%. И этот прогноз остается на прежнем уровне. Хотя показатели июня нас не радуют - инфляция составила 1,2%. В рост цен основной вклад по-прежнему вносят продукты питания - в июне этого года к июню прошлого рост составил более 29%. Что нас беспокоит - это изменение сезонных трендов. Оно сложилось в прошлом году, в этом году картина повторяется. Обычно у нас летом происходит, как минимум, стабилизация цен на продовольственные товары, во многом в связи с тем, что цены на овощи и фрукты снижаются. Второй год мы этого не наблюдаем, и это не очень хорошо.

По итогам первого полугодия инфляция составила 5,7%. Это позволяет ожидать, что в отсутствие шоковых ситуаций на конец 2008 года инфляция сложится в пределах заданного диапазона. И, поскольку в 2008 году ситуация на потребительском рынке достаточно стабильная, в ближайшее время Национальный банк не планирует пересматривать прогнозы по инфляции.

- Какие действия предпринимаются Правительством страны и регуляторными органами для снижения инфляции?

- Для регулирования инфляции в 2008 году был разработан ряд нормативных документов. В частности, в марте т.г. - План мероприятий по регулированию инфляционных процессов в РК на 2008-2009 годы. Согласно документу Правительство, местные исполнительные органы проводят мониторинг инфляционных процессов и анализ причин инфляции в Казахстане.

Основные усилия направлены и на недопущение необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг для населения, на принятие мер по насыщению внутреннего рынка товарами первой необходимости, на пресечение недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением, сокращение числа посредников между производителями продукции и конечными потребителями. В рамках антиинфляционной политики Правительства в 2008 году также был введен запрет на экспорт зерна пшеницы, проводились меры по пополнению запасов растительных масел и жиров, риса. Стабилизации ситуации на казахстанском рынке горюче-смазочных материалов должна способствовать таможенная пошлина на экспорт нефти, введенная Правительством в мае этого года.

Кроме того, в соответствии с поручениями, данными Главой государства в Послании народу Казахстана, в 2008 году Национальный банк совместно с Правительством планирует ряд мер, направленных на обеспечение стабильности цен в стране. Разработан оперативный план стабилизационных действий в случае замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров.

Со своей стороны Нацбанк предпринимает меры по обеспечению стабильности цен и поддержанию финансового сектора в рамках Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы. Основными операциями регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке и ликвидности банков являются выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов от банков, предоставление займов рефинансирования. Нацбанк продолжит предоставление банкам займов рефинансирования в виде операций обратного РЕПО под залог государственных ценных бумаг. В случае необходимости будут усилены меры по обеспечению стабильности финансового рынка. При этом Нацбанк воздержится от предоставления банкам прямой долговременной помощи в значительных объемах.

- Какой процент внешних обязательств на сегодня погасили банки второго уровня по отношению к годовому объему? Смогут ли они обслужить все свои обязательства в этом году без просрочек?

- В этом году банкам предстоит погасить 17 млрд. долларов США. В первом полугодии по предварительной оценке сумма выплат составила 10,5 млрд. долларов, включая вознаграждения по обязательствам. Здесь ситуация контролируемая, ни один из банков не допускал дефолтов. Очень многие платежи осуществлялись нашими банками на упреждение на день-два. Считаю, что самый тяжелый период пройден. Ситуация с ликвидностью в целом, и, в частности, с теми средствами, которые необходимы для выплаты внешних обязательств, - удовлетворительная.

Несмотря на то, что вторая половина года не такая простая и следующий год будет напряженным, я уверен, что просрочек не будет. Наши банки понимают, что это очень важно. Допуск малейшей просрочки по внешним платежам негативно скажется не только на отдельном банке, но и на восприятии банковской системы, в целом финансовой системы и экономики страны.

- Нацбанк недавно снизил ставку рефинансирования. Не могли бы Вы прокомментировать этот шаг?

- Снижение ставки рефинансирования имело двоякую цель. С одной стороны, мы понимаем, что это косвенный индикатор, но, тем не менее, он определенным образом сказывается на стоимости денег в экономике, на том, как складываются ставки на межбанковском рынке. В конечном итоге ставка рефинансирования влияет и на то, по какой ставке выдаются кредиты конечным заемщикам. Поэтому, чтобы поддержать деловую активность и кредитную деятельность банков, мы пошли на снижение этой ставки.

С другой стороны, этот шаг должен дать сигнал, какую мы ожидаем инфляцию. Я уже говорил, что мы не меняем наш прогноз, и подтверждением этого является снижение ставки рефинансирования. Она по-прежнему должна быть положительной в реальном исчислении, то есть выше инфляции, но, тем не менее, быть близка к ее показателям.

- Как Вы оцениваете состояние и дальнейшее развитие банковской системы Казахстана? Можно ли говорить о выздоровлении отечественной финансовой системы после лета-осени прошлого года? Как известно, не так давно агентство Standard & Poor"s в своем пресс-релизе заявило, что качество активов казахстанских банков становится определяющим рейтинговым фактором.

- Первый шок и его последствия преодолены успешно. Но это не означает, что проблемы решены. По мере развития текущих условий возникают новые задачи, на которых те же самые рейтинговые агентства консультируются. По результатам превентивных мер регуляторных органов проблема мирового кризиса ликвидности не сильно отразилась на основных показателях банковской системы. Так, активы банковского сектора за август-декабрь 2007 года выросли на 4,3%, а в целом за год - на 31,7%. За январь-май 2008 года рост активов составил 2,2% - до 11 938,0 млрд. тенге. Аналогичная ситуация сложилась и по собственному капиталу банков второго уровня. За август-декабрь 2007 года общий объем собственного капитала банковской системы вырос на 11,7%, в целом за год - 52,5%, а за январь-май этого года его рост составил 6,4%, достигнув 1893,5 млрд. тенге на 1 июня 2008 года.

В условиях мирового кризиса ликвидности значительный приток депозитов в банки прекратился, особенно в первые месяцы. Тем не менее, успешно пережив "шок", рост объемов депозитов, начиная с ноября 2007 года, возобновился. За пять последних месяцев 2007 года рост объема депозитов составил 2%, тогда как в целом за год - 26%. За январь-май 2008 года депозиты выросли еще на 12,2%, составив 4366,7 млрд. тенге на 1 июня с.г.

С самого начала напряженной ситуации в банковской системе рейтинговые агентства делали упор на внешних платежах. "Под лупой" рассматривали и график платежей, и то, как наши банки справляются с выплатами, и какова ситуация с ликвидностью. Сейчас становится ясно, что и с ликвидностью ситуация контролируемая, и никаких проблем с внешними платежами не будет, и рейтинговые агентства переносят акцент в другую сферу, которая реально существует, - качество кредитного портфеля. Это количество безнадежных кредитов, просрочки заемщиков по платежам. Такая проблема действительно есть, и тренд, о котором говорит Агентство финансового надзора - явный: снижается доля стандартных кредитов, по которым вообще нет никаких проблем, повышается доля сомнительных, безнадежных кредитов. Но все это происходит в приемлемых рамках.

Например, по состоянию на конец мая процент безнадежных кредитов составляет чуть более 2% от общего кредитного портфеля. При этом АФН достаточно жестко требует с банков создание резервов под неработающие кредиты, и поэтому запас, имеющийся у наших банков, также приемлем. С учетом, что эта проблема находится в фокусе внимания и АФН, и других госорганов, я не исключаю, что определенные меры будут реализованы.

Возможно, когда рейтинговые агентства увидят, что и здесь ситуация достаточно благоприятная, они перенесут свое внимание еще на какие-либо проблемы. Например, ряд банков, у которых ситуация с ликвидностью достаточно хорошая, говорит о том, что рейтинговые агентства и инвесторы начинают их спрашивать о доходности. Поэтому вопросы, которые банкам предстоит решать, будут присутствовать постоянно, хотя доходность по банковской системе также достаточно приемлемая.

В чем плюс нынешней ситуации по сравнению с той, которая сложилась в августе прошлого года? Тогда ситуация произошла неожиданно, ипотечный кризис в США вынырнул "из-за угла" и тяжело ударил по нашей банковской системе. Теперь таких отрицательных внезапных сюрпризов ожидать нельзя. Я имею в виду, что теперь понятно, по каким направлениям может произойти негативное влияние на отечественную финансовую систему - это ликвидность, качество ссудного портфеля, доходность. Мы понимаем, по каким направлениям необходимо работать банкирам, акционерам, чтобы справляться с этими негативными явлениями. И мы знаем, на чем концентрировать внимание регуляторам. С этой точки зрения ситуация непростая, но ясная, что гораздо лучше неопределенности.

- Какова Ваша оценка законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам устойчивости финансовой системы", при которых государство сможет входить в капитал банков, испытывающих проблемы? Для чего необходим такой закон? Говорит ли это о том, что Правительство пессимистично расценивает развитие банковской системы страны?

- Я бы хотел прокомментировать одно мнение, по которому положение якобы настолько "аховое", что Правительство собирается активно зайти на рынок и скупить "проблемные" банки. Это не имеет ничего общего с реальностью. В какой-то степени этот законопроект связан с тем, чтобы законодательно оформить подходы, которые могут быть реализованы при неблагоприятной ситуации в том или ином финансовом институте. Приобретение государством части или всего пакета акций банка является инструментом антикризисного управления, предоставляется долгосрочное финансирование. Такое государственное вмешательство применяется только в крайних случаях, когда системные проблемы банковского сектора достигли своей критической точки, и ожидаемые издержки финансового кризиса могут быть несоизмеримо выше в целом для всей экономики и иметь серьезные социальные последствия, нежели предоставление ресурсов государством банку путем прямого участия в его капитале.

Прямых законодательных ограничений по участию государства в капитале банка не было и ранее. В целом, помимо других вопросов, законопроект по вопросам финансовой устойчивости призван упорядочить процедуры участия государства в капитале "проблемного" банка, а также усилить инструментарий регуляторных органов по своевременному и оперативному вмешательству в ситуацию, когда наблюдается тенденция ухудшения степени устойчивости отдельного банка. Если ситуация будет складываться неблагоприятным образом, надо иметь в наличии все юридические и процедурные моменты, чтобы эту систему можно было принимать. Если ситуация уже сложится, то такой закон принимать будет поздно. В принципе, теоретическая возможность неблагоприятного развития событий существует, но практически думаю, что процент ее возможности очень мал и даже нереалистичен.

Разработка инструментов антикризисного управления государства в рамках различных рабочих групп обусловила необходимость устранения различных проблемных вопросов финансового законодательства путем внесения подобного законопроекта. Правительство и регуляторные органы должны быть готовы к любому, в том числе и наихудшему развитию ситуации, а для их разрешения, как минимум, должны отсутствовать различные законодательные препятствия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Государственный бюджет РК исполнен в первом полугодии на 52% от годового плана 31.07.2008
Компания ENRC сообщила о приобретении KAZAKHMYS PLC 7,66 % акций ENRC у Правительства Казахстана 31.07.2008
Большая надбавка 31.07.2008
Пешки и дамки 31.07.2008
Рейтинги ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта присвоены долговым инструментам 21 компании России, Украины и Казахстана с рейтингом "ВВ+" и ниже 31.07.2008
Цены бьют током 31.07.2008
Компания KAZAKHMYS PLC сообщила результаты своей деятельности за первое полугодие и второй квартал 2008 года 31.07.2008
Аким Алматы не исключает перебоев в теплоснабжении в предстоящий отопительный сезон 31.07.2008
Светопреставление в Костанае 31.07.2008
В Астане планируют повысить тарифы на услуги монополистов 31.07.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz