Динара БИСИМБАЕВА, "Мегаполис", 14 июля
Тарифы на услуги железнодорожного транспорта вновь могут возрасти. Национальный перевозчик уже подготовил заявку на повышение цен в Агентство по регулированию естественных монополий. Главный аргумент железнодорожников - дорожающие энергоносители.
Повышение тарифов - мера столь же непопулярная, сколь и предсказуемая. И это несмотря на то, что по итогам работы первого полугодия, доходы АО "НК Казакстан темир жолы" составили более 208 миллиардов тенге, что выше аналогичного показателя за 2007 год на 16%. Однако руководство компании предпочитает больше говорить о том, сколько оно тратит, нежели о том, сколько получает. И тут на рельсах железнодорожников появляется "спасательный" круг - дорогое топливо.
- В связи с резким повышением рыночных цен на энергоносители - порядка 70% - необходимо проведение работы с антимонопольным агентством по вопросам повышения тарифов на перевозку грузов, - сказал первый вице-президент НК КТЖ Кадыл Таласпеков.
Более того, национальный перевозчик намерен получить от государства квоту на приобретение дизельного топлива по фиксированной цене.
АРЕМ уже пошло навстречу НК КТЖ, когда утвердило заявки на повышение тарифов двум ее дочерним компаниям - АО "КазТемирТранс" и АО "Локомотив". Весной этого года плата за использование локомотивной тяги выросла на 23%, а за использование вагонов - на 38%. Правда тогда повышение тарифов оправдывалось необходимостью обновления и увеличения железнодорожного парка.
Моральная и физическая старость железнодорожного транспорта - уже давняя больная мозоль компании. В ближайшем будущем руководство обещает обновить парк и закупить 7,5 тысяч новых вагонов. Ремонтировать имеющуюся технику достаточно проблематично - в Казахстане производится лишь 10% запчастей к железнодорожному транспорту.
Вагонные шторы - последнее дело?
Пассажир - отдельная статья доходов и расходов национального перевозчика. Неизбалованный комфортом клиент отечественных железнодорожников редко задумывается о том, как распределяются средства, направленные на то, чтобы он и прокатился с ветерком (читай, кондиционером), и с верхней полки не свалился на разложенные продукты, и не замерз на вокзале среди огромных клетчатых сумок в толпе таких же товарищей "по рельсам". Между тем, руководство компании не забывает заботиться о пассажирах. К примеру, в прошлом году для их комфорта были приобретены вагонные шторы аж на 37 миллионов тенге! Правда, они так и продолжают лежать тряпичным грузом на складах, потому что к ним забыли купить …гардины.
Не вызывает желудочного восторга и железнодорожное питание, уже давно отданное в частные руки, и состояние вокзалов.
- Зимой люди находятся в размороженных вокзалах, пора прекратить это! - возмутился глава КТЖ Аскар Мамин и поручил соответствующим подразделениям компании разобраться в ситуации.
На сегодняшний день деятельность каждого третьего железнодорожного вокзала контролируется местными исполнительными органами. Нынешние вокзалы теперь не отличишь от супермаркетов. Причем деньги из них качают, а инвестиций нет. По данным президента АО "Пассажирские перевозки" Байдалы Даримбетова, из 102 миллионов тенге, необходимых вокзалам Южно-Казахстанской области, из местных бюджетов не выделяется ни тиынки!
Если железнодорожники и чиновники договорятся, то вполне возможно, что зимой пассажирам будет тепло, а летом - прохладно. Во всяком случае, глава КТЖ Аскар Мамин пообещал, что компания повернется лицом к клиенту. |