Александра АЛЕХОВА, "Литер", 15 июля
Казахстанские водители, приехав на заправки, испытали настоящий шок. Цены на бензин резко взлетели вверх и приблизились к мировым. В среднем горючее подорожало от 6 до 15 тенге. Еще пару дней назад средняя цена на популярную марку бензина АИ-92 составляла 94 тенге, сегодня за нее предлагают 104 тенге. Чем вызван такой резкий скачок цен? Многие склоняются к мысли, что это плоды гиперинфляции или беспрецедентный ценовой сговор. Еще недавно министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев и министр индустрии и торговли Владимир Школьник чуть ли не хором объявили о том, что у государства наконец появилась реальная возможность регулировать ценовую политику на ГСМ по причине переориентирования профильного рынка. А если учитывать то, что все три НПЗ страны стали подконтрольны национальной компании "КазМунайГаз", то особых беспокойств не было. По мнению экспертов, необходимо срочно ввести госмонополию на ГСМ и установить налог на сверхприбыль, полученную за счет роста экспортных цен, по аналогии с налогом на сверхприбыль при экспорте нефти. Иначе всем нам придется пересаживаться на общественный транспорт, который также нуждается в ценовых послаблениях на топливо.
Такого дикого скачка цен страна еще не знала за время независимости. Топливо дорожало, но не в такие рекордные сроки и не на такие рекордные величины. Ценовому взлету предшествовал дефицит бензина и дизтоплива в сетях крупнейших реализаторов. Ни в одном из трех госведомств, которые должны владеть ситуацией и контролировать ее, не дали вразумительных ответов, что произошло в минувший уик-энд. Потребители недоумевают, почему вопрос обеспечения рынка стратегическим товаром, коим ГСМ и являются, отдан на откуп спекулянтам?
Начнем с того, что в августе 2006 года вступил в силу новый закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Им были определены конкретные рынки, на которые распространяется государственный контроль в области ценообразования. Рынок нефтепродуктов в перечень не вошел, в связи с чем его субъекты обрели право самостоятельно устанавливать цены на продукцию.
Единственное, чем сейчас государство может помочь потребителю в обуздании галопирующих цен на ГСМ - проверка Агентством РК по защите конкуренции случаев доминирующего положения субъектов на установление монопольно высоких цен. Но эти проверки имеют исключительно рекомендательный характер. То есть смысла в них нет никакого. Раз рынок нефтепродуктов находится в свободном плавании, а доминирующего положения в нем нет, ибо бензином торгует масса заправочных сетей, вмешательства государства в сложившуюся ситуацию можно не ждать.
Сейчас потребители бензина и дизтоплива ломают головы: какими причинами вызван стремительный рост цен на дизельное топливо и на высокооктановый бензин и на какой отметке он остановится?
В южной столице в сети АЗС "Гелиос" еще в пятницу бензин марки АИ-96 стоил 97 тенге, а с понедельника автолюбители выкладывают за литр уже 114 тенге. Не слабо? В рекламном отделе компании "Литеру" пояснили, с чем связан резкий рост цен - с подорожанием российской нефти, на которой работает Павлодарский НПЗ. "Гелиос" торгует продуктом именно этого завода. Аргумент реализатора, мягко говоря, невразумителен, ибо цены на нефть неуклонно растут уже год, а бензин почему-то стал золотым только на днях. Возможно, законопослушные поставщики ГСМ в АЗС долгое время пытались исполнить ценосдерживающий меморандум, подписанный с правительством еще в прошлом году.
АЗС "SinOil", реализующие горючее, произведенное Шымкентским НПЗ, установили по состоянию на понедельник цены, ненамного ниже "гелиосовских". АИ-93 в этой сети стоит 100 тенге, АИ-96 - 110. Аналогичной ситуация выглядит с и АЗС "КазМунайГаз".
Даже если действия "Гелиоса" списать на подорожавшую российскую нефть, то ничем из области рыночной экономики нельзя объяснить ценовое поведение их коллег, торгующих исключительно отечественным продуктом. Атырауский и Шымкентский НПЗ продукцию производят из казахстанского сырья. А оно, как известно, на внешние рынки нашей страной экспортируется по ценам ниже рыночных. Соответственно, отпускная цена барреля и на внутренний рынок не могла быть выше. Стало быть, себестоимость и потребительские цены атырауского и шымкентского бензина должны быть ниже павлодарских. Ан нет. Объяснить подобное можно только ценовым сговором трех монополистов-производителей на рынке нефтепродуктов. А еще поговаривают, будто бы казахстанские НПЗ создают искусственный дефицит топлива, готовясь к возобновлению экспорта в сентябре - накапливают товар. Поэтому напрашивается еще один вывод: если так внушительно цены "скакнули" без видимых причин, чего следует ждать потребителям, когда цена барреля "черного золота" на мировых рынках достигнет 200 долларов?
Автомобилистам можно дать в этой связи совершенно дурацкий совет - привыкайте, ибо правительство на своих совещаниях не особенно стремится продемонстрировать заботу о народном кошельке. Вчера на заседании кабмина скачок цен на ГСМ вообще не обсуждался.
Не волнует эта проблема и профильные ведомства. Еще в 2005 году Министерство индустрии и торговли делало потуги вмешательства в ценовую политику реализаторов топлива, но теперь оно занято другими идеями - как бы ограничить ввоз в страну подержанных автомобилей с помощью эконорм "Евро-2" и "Евро-3". Только в борьбе за экологию этот административный ресурс вряд ли поможет - бензин в Казахстане только дорожает, но не становится от этого лучше. Поэтому экологически чистому транспорту в Казахстане через месяц после заправок совершенно неевропейским по качеству бензином будет суждено превратиться в традиционные коптилки.
Стоимость литра топлива в Казахстане вчера почти достигла уровня США, где автомобилисты массово пересаживаются на общественный транспорт или ограничили свои поездки на личных авто. Именно непомерно высокие цены на ГСМ приводят в США к разорению АЗС. Сейчас галлон бензина (3,78 литра) в Америке стоит 4,3 доллара. Как должны поступать казахстанские автомобилисты, если бойкотировать цены на топливо решились американские потребители, которые и зарабатывают на порядок больше? Кстати, к забастовкам и акциям протеста готовятся и российские потребители горючего.
В Казахстане пока идет кухонное возмущение в среде автолюбителей. Но итоговые последствия роста цен на ГСМ скажутся на всех без исключения казахстанцах в самое ближайшее время - возрастет стоимость продовольствия, проезда в общественном транспорте и прочее.
Поэтому как бы правительство ни пыталось откреститься от вопросов ценообразования на рынке ГСМ "невмешательством в частную деятельность", принимать меры придется.
По мнению эксперта в области социальных проблем Каната Берентаева, государство должно и может противостоять неконтролируемому рынку нефтепродуктов.
- Первый путь радикальный - восстановление государственной монополии на экспорт стратегических товаров - нефть, зерно, а также развитие собственного производства, - убежден г-н Берентаев. - Тем более что мощности наших НПЗ позволяют это сделать. Второй механизм - оперативное введение налога на сверхприбыль, полученную за счет роста экспортных цен, по аналогии с налогом на сверхприбыль при экспорте нефти. Этот налог в сочетании с гибкой системой экспертных пошлин может сдержать рост внутренних цен на стратегические товары. На мой взгляд, именно эти меры могут стабилизировать цены в республике в интересах общества в целом, а не предпринятые "пожарные" меры по факту их повышения. Однако они являются вспомогательными. Качественно ситуация может измениться только при смене модели экономической политики. Новая модель должна быть направлена на развитие производства, а не уделять все внимание сфере обращения. Поэтому объективной необходимостью становится смена приоритетов экономической политики. |