NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:35 ast
11:35 msk

По горючим следам
В стране за выходные дни цены на ГСМ выросли на 6-15 тенге за литр
16.07.2008 / экономика

Александра АЛЕХОВА, "Литер", 15 июля

Казахстанские водители, приехав на заправки, испытали настоящий шок. Цены на бензин резко взлетели вверх и приблизились к мировым. В среднем горючее подорожало от 6 до 15 тенге. Еще пару дней назад средняя цена на популярную марку бензина АИ-92 составляла 94 тенге, сегодня за нее предлагают 104 тенге. Чем вызван такой резкий скачок цен? Многие склоняются к мысли, что это плоды гиперинфляции или беспрецедентный ценовой сговор. Еще недавно министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев и министр индустрии и торговли Владимир Школьник чуть ли не хором объявили о том, что у государства наконец появилась реальная возможность регулировать ценовую политику на ГСМ по причине переориентирования профильного рынка. А если учитывать то, что все три НПЗ страны стали подконтрольны национальной компании "КазМунайГаз", то особых беспокойств не было. По мнению экспертов, необходимо срочно ввести госмонополию на ГСМ и установить налог на сверхприбыль, полученную за счет роста экспортных цен, по аналогии с налогом на сверхприбыль при экспорте нефти. Иначе всем нам придется пересаживаться на общественный транспорт, который также нуждается в ценовых послаблениях на топливо.

Такого дикого скачка цен страна еще не знала за время независимости. Топливо дорожало, но не в такие рекордные сроки и не на такие рекордные величины. Ценовому взлету предшествовал дефицит бензина и дизтоплива в сетях крупнейших реализаторов. Ни в одном из трех госведомств, которые должны владеть ситуацией и контролировать ее, не дали вразумительных ответов, что произошло в минувший уик-энд. Потребители недоумевают, почему вопрос обеспечения рынка стратегическим товаром, коим ГСМ и являются, отдан на откуп спекулянтам?

Начнем с того, что в августе 2006 года вступил в силу новый закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Им были определены конкретные рынки, на которые распространяется государственный контроль в области ценообразования. Рынок нефтепродуктов в перечень не вошел, в связи с чем его субъекты обрели право самостоятельно устанавливать цены на продукцию.

Единственное, чем сейчас государство может помочь потребителю в обуздании галопирующих цен на ГСМ - проверка Агентством РК по защите конкуренции случаев доминирующего положения субъектов на установление монопольно высоких цен. Но эти проверки имеют исключительно рекомендательный характер. То есть смысла в них нет никакого. Раз рынок нефтепродуктов находится в свободном плавании, а доминирующего положения в нем нет, ибо бензином торгует масса заправочных сетей, вмешательства государства в сложившуюся ситуацию можно не ждать.

Сейчас потребители бензина и дизтоплива ломают головы: какими причинами вызван стремительный рост цен на дизельное топливо и на высокооктановый бензин и на какой отметке он остановится?

В южной столице в сети АЗС "Гелиос" еще в пятницу бензин марки АИ-96 стоил 97 тенге, а с понедельника автолюбители выкладывают за литр уже 114 тенге. Не слабо? В рекламном отделе компании "Литеру" пояснили, с чем связан резкий рост цен - с подорожанием российской нефти, на которой работает Павлодарский НПЗ. "Гелиос" торгует продуктом именно этого завода. Аргумент реализатора, мягко говоря, невразумителен, ибо цены на нефть неуклонно растут уже год, а бензин почему-то стал золотым только на днях. Возможно, законопослушные поставщики ГСМ в АЗС долгое время пытались исполнить ценосдерживающий меморандум, подписанный с правительством еще в прошлом году.

АЗС "SinOil", реализующие горючее, произведенное Шымкентским НПЗ, установили по состоянию на понедельник цены, ненамного ниже "гелиосовских". АИ-93 в этой сети стоит 100 тенге, АИ-96 - 110. Аналогичной ситуация выглядит с и АЗС "КазМунайГаз".

Даже если действия "Гелиоса" списать на подорожавшую российскую нефть, то ничем из области рыночной экономики нельзя объяснить ценовое поведение их коллег, торгующих исключительно отечественным продуктом. Атырауский и Шымкентский НПЗ продукцию производят из казахстанского сырья. А оно, как известно, на внешние рынки нашей страной экспортируется по ценам ниже рыночных. Соответственно, отпускная цена барреля и на внутренний рынок не могла быть выше. Стало быть, себестоимость и потребительские цены атырауского и шымкентского бензина должны быть ниже павлодарских. Ан нет. Объяснить подобное можно только ценовым сговором трех монополистов-производителей на рынке нефтепродуктов. А еще поговаривают, будто бы казахстанские НПЗ создают искусственный дефицит топлива, готовясь к возобновлению экспорта в сентябре - накапливают товар. Поэтому напрашивается еще один вывод: если так внушительно цены "скакнули" без видимых причин, чего следует ждать потребителям, когда цена барреля "черного золота" на мировых рынках достигнет 200 долларов?

Автомобилистам можно дать в этой связи совершенно дурацкий совет - привыкайте, ибо правительство на своих совещаниях не особенно стремится продемонстрировать заботу о народном кошельке. Вчера на заседании кабмина скачок цен на ГСМ вообще не обсуждался.

Не волнует эта проблема и профильные ведомства. Еще в 2005 году Министерство индустрии и торговли делало потуги вмешательства в ценовую политику реализаторов топлива, но теперь оно занято другими идеями - как бы ограничить ввоз в страну подержанных автомобилей с помощью эконорм "Евро-2" и "Евро-3". Только в борьбе за экологию этот административный ресурс вряд ли поможет - бензин в Казахстане только дорожает, но не становится от этого лучше. Поэтому экологически чистому транспорту в Казахстане через месяц после заправок совершенно неевропейским по качеству бензином будет суждено превратиться в традиционные коптилки.

Стоимость литра топлива в Казахстане вчера почти достигла уровня США, где автомобилисты массово пересаживаются на общественный транспорт или ограничили свои поездки на личных авто. Именно непомерно высокие цены на ГСМ приводят в США к разорению АЗС. Сейчас галлон бензина (3,78 литра) в Америке стоит 4,3 доллара. Как должны поступать казахстанские автомобилисты, если бойкотировать цены на топливо решились американские потребители, которые и зарабатывают на порядок больше? Кстати, к забастовкам и акциям протеста готовятся и российские потребители горючего.

В Казахстане пока идет кухонное возмущение в среде автолюбителей. Но итоговые последствия роста цен на ГСМ скажутся на всех без исключения казахстанцах в самое ближайшее время - возрастет стоимость продовольствия, проезда в общественном транспорте и прочее.

Поэтому как бы правительство ни пыталось откреститься от вопросов ценообразования на рынке ГСМ "невмешательством в частную деятельность", принимать меры придется.

По мнению эксперта в области социальных проблем Каната Берентаева, государство должно и может противостоять неконтролируемому рынку нефтепродуктов.

- Первый путь радикальный - восстановление государственной монополии на экспорт стратегических товаров - нефть, зерно, а также развитие собственного производства, - убежден г-н Берентаев. - Тем более что мощности наших НПЗ позволяют это сделать. Второй механизм - оперативное введение налога на сверхприбыль, полученную за счет роста экспортных цен, по аналогии с налогом на сверхприбыль при экспорте нефти. Этот налог в сочетании с гибкой системой экспертных пошлин может сдержать рост внутренних цен на стратегические товары. На мой взгляд, именно эти меры могут стабилизировать цены в республике в интересах общества в целом, а не предпринятые "пожарные" меры по факту их повышения. Однако они являются вспомогательными. Качественно ситуация может измениться только при смене модели экономической политики. Новая модель должна быть направлена на развитие производства, а не уделять все внимание сфере обращения. Поэтому объективной необходимостью становится смена приоритетов экономической политики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Государственный бюджет РК исполнен в первом полугодии на 52% от годового плана 31.07.2008
Компания ENRC сообщила о приобретении KAZAKHMYS PLC 7,66 % акций ENRC у Правительства Казахстана 31.07.2008
Большая надбавка 31.07.2008
Пешки и дамки 31.07.2008
Рейтинги ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта присвоены долговым инструментам 21 компании России, Украины и Казахстана с рейтингом "ВВ+" и ниже 31.07.2008
Цены бьют током 31.07.2008
Компания KAZAKHMYS PLC сообщила результаты своей деятельности за первое полугодие и второй квартал 2008 года 31.07.2008
Аким Алматы не исключает перебоев в теплоснабжении в предстоящий отопительный сезон 31.07.2008
Светопреставление в Костанае 31.07.2008
В Астане планируют повысить тарифы на услуги монополистов 31.07.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz