Алексей Шаповалов, "Коммерсантъ", 26 июля
Ежегодно публикуемый британским журналом The Economist "индекс бигмак" показывает, что азиатские валюты и рубль существенно недооценены по отношению к доллару, а европейские - переоценены. Этот очень простой показатель позволяет делать полезные выводы: например, подешевевшие азиатские и американские валюты делают эти направления более интересными для массового туризма. Главная причина, по которой российские туристы продолжают массово ехать в Турцию,- относительно дешевые авиаперелеты.
Опубликованный вчера британским журналом The Economist "индекс бигмак" (Big Mac Index) показывает, что евро по отношению к доллару США переоценен на 50%. Сравнение стоимости гамбургера указывает и на то, что значительно переоценены и валюты европейских стран, не входящих в зону евро. А вот с азиатскими валютами происходит обратное: самыми недооцененными в Азии стали валюты Малайзии, Китая, Таиланда и Индонезии (см. график). В азиатских странах бигмак обойдется гораздо дешевле, чем в США и тем более Европе. В Японии, например, за сэндвич нужно заплатить $2,62, тогда как в Норвегии за него придется отдать $7,88, в Швеции - $6,37, а в Дании - $4,57. В России бигмак стоит $2,54, а в США - $3,57.
"Индекс бигмака" рассчитывается уже двадцать лет, и на основе стоимости знаменитого сэндвича компании McDonalds показывает, насколько переоценена или недооценена валюта той или иной страны по отношению к американскому доллару. Авторы показателя основываются на идее паритета покупательной способности: разница в цене одного и того же товара в разных странах показывает реальную стоимость валюты. "Бигмак далеко не главный продукт потребительской корзины, и цена на него не отражает всей структуры цен. Но индекс The Economist дает понять главные качественные закономерности и довольно популярен. Он хорошо показывает, как переоценены или недооценены валюты",- говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch.
На фоне роста курса рубля разница между ценами бигмака, продаваемого в России и в США, сократилась за последний год до 28,9% против 40,5% год назад и более чем 50% в 2002 году. В США за год сэндвич подорожал всего на 4,7%.
Если бы курс рубля к доллару устанавливался на основе индекса, рассчитываемого The Economist, за доллар бы давали 16,5 руб., тогда как в 2006 году индекс показывал курс 14 руб./$. "Серьезная модель, которая построена валютными аналитиками Merrill Lynch, показывает, что "справедливая" цена доллара 18,92 руб. Это не очень сильно отличается от курса, рассчитанного The Economist на основе стоимости бигмака",- отмечает Юлия Цепляева.
Как удалось выяснить "Ъ", расчеты The Economist показывают не только реальную стоимость валют по отношению к доллару США, но и говорят о том, как меняются туристические потоки и предпочтения. "Рубль укрепляется, а количество туристов, которые готовы ехать в Россию, постоянно сокращается. Мы предлагаем партнерам рублевые цены и для стран, ориентирующихся на американский доллар. Это катастрофа: в течение сезона путевки дорожают на 10-15%",- говорит президент компании "КМП-групп" и первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
По словам господина Канторовича, из-за падения стоимости доллара "зимой выросла популярность поездок в США, даже несмотря на длительный и дорогой перелет". "Страны, в которых обслуживание производится в долларах, становятся более популярными по сравнению с теми, где используют евро. Снижение стоимости путевки даже на $50 переориентирует туристические потоки",- говорит председатель совета директоров "BSI Group" Андрей Игнатьев. По его словам все более популярным становится отдых в Гонконге, Вьетнаме, на Мальдивах, Сейшельских островах и на Бали. Наблюдения участников рынка подтверждаются и некоторыми данными Росстата. Например, в I квартале 2008 года по сравнению с I кварталом 2007 года число российских туристов, съездивших в Норвегию (где самые дорогие в мире гамбургеры), сократилось на 23%, а в Таиланд и во Вьетнам увеличилось на 27% и 25% соответственно.
Впрочем, тенденция переориентации российских туристов на азиатские направления не касается высокодоходных групп россиян. "Мы работаем с обеспеченным средним классом. Там финансовая сторона вопроса часто уходит на второй план. Европейское направление очень активное и динамичное",- говорит гендиректор туристической компании UTS Алексей Крылов. Не менее привлекательными для русских туристов остаются Турция и Египет, несмотря на то, что турецкая лира, курс которой привязан к евро, постоянно дорожает. "Это раскрученные направления и каждый год поток российских туристов туда растет",- говорит Андрей Игнатьев.
Между тем все опрошенные "Ъ" участники рынка соглашаются, что если бы не постоянно растущие цены на авиаперелеты, отдых в азиатских странах был бы более популярен, чем в Турции. "Предпочтения часто отдаются тем странам, которые ближе, но при прочих равных условиях люди едут туда, где дешевле валюта",- отмечает Владимир Канторович. |