Виктория НИКОЛЕНКО, "Литер", 1 августа
По неофициальной статистике, каждый третий казахстанец, взявший кредит в банке, не торопится его отдавать. На таких людей и "охотятся" коллекторы - специалисты по взысканию долгов. В их арсенале - десятки способов возвращения "блудных" денег обратно в банки: от телефонных звонков до повестки в суд.
- Паяльниками мы не пользуемся.
В бюро по работе с должниками для начала привычно развенчивают миф о коллекторах: бритоголовых "братков" с опытом работы в органах и паяльниками в руках здесь не держат. Современные казахстанские коллекторы - сплошь молодые люди в деловых костюмах и с вежливыми улыбками. Если вы не отдаете банку кредит, они сначала будут звонить по телефону вам, вашим друзьям, соседям, коллегам, после заявятся к вам домой или на работу, а если вы будете несговорчивы - подадут в суд.
- Вопреки расхожему мнению, коллекторское агентство - это цивилизованные граждане, работающие исключительно в рамках закона, - рассказывает управляющий директор бюро по работе с должниками (БРД) Ернур Искаков. - На заре деятельности перехлесты какие-то, возможно, и были, но сейчас мы это побороли. Методов работы с должниками у нас много: сначала звонки в большом количестве с разъяснениями, что за собой может повлечь бездействие по погашению кредита. Впоследствии неприятности могут быть большими: начиная от того, что у человека портится репутация, и заканчивая тем, что он может лишиться своего имущества.
На начальном этапе работы с неплательщиком коллектор грозит должнику именно потерей честного имени. Зачастую, чтобы не потерять авторитет на работе и среди знакомых, люди и начинают отдавать долги. Но бывает, что дотягивают до суда.
- Помню, с одним из наших первых клиентов мы работали год, - вспоминает директор департамента взыскания долгов БРД Джамбул Ревшанов. - Мы звонили ему буквально каждый день. И он всегда говорил: "Вот я стою возле кассы, уже плачу кредит". После оказывалось, что касса закрылась прямо перед ним или отключили свет, или он попал в аварию. В общем, каждый раз находились причины, чтобы не платить. В конце концов через суд банк отсудил его имущество, и квартиру выставили на торги. Только когда к должнику домой пришли судебные исполнители, он пошел и заплатил нужную сумму, которая, кстати, выросла за это время в полтора раза.
Но отсудить у заемщика имущество в пользу кредитора не цель коллекторов. Главное - убедить человека исправно погашать долг. Некоторые банки справляются с этой работой своими силами, другие - привлекают специалистов со стороны. Нужду в этих людях, собирающих, в некотором роде коллекционирующих долги ("коллектор" в словарях - устаревшее название коллекционера), отечественные банки второго уровня почувствовали с развитием розничного кредитования. В Казахстане этот период наступил в 2006 году - именно тогда сформировался рынок коллекторских услуг. Сегодня активно собирают долги по стране порядка 15 компаний. И работы за последний год им только прибавилось.
- Должники есть в каждом городе Казахстана, - говорит Ернур Искаков. - Но качество долгов бывает разное: если просрочка больше 90 дней, то это уже считается плохим кредитом. По нашим данным, если в коллекторское бюро поступит пакет долгов с 30-го дня просрочки, можно рассчитывать на возврат порядка 70-80 процентов. Если с 90-го дня, можно рассчитывать где-то на возврат порядка 50 процентов. Если больше, это лишь 15-20 процентов.
Злостными неплательщиками коллекторы называют людей с годовой просрочкой по кредиту. Таких опытный взыскатель может вычислить по первому телефонному разговору.
- Обычно такие люди говорят: "Никакого кредита я не брал", - рассказывает главный коллектор БРД Джамбул Ревшанов. - Тогда мы сразу видим, что с ними будет непросто. Вообще, клиенты бывают всякие. Некоторые предлагали отработать долги у нас в компании, однажды звонили и спрашивали адрес, по которому можно продать свои органы. В таких случаях мы подсказываем должнику более приемлемые варианты - составить новый график погашения, взять отсрочку, занять у знакомых…Часто люди плачут, и коллектор постоянно сталкивается с негативом. Но здесь, как в правоохранительных органах, постепенно вырабатывается иммунитет.
Сегодняшних казахстанцев-неплательщиков сборщики долгов условно делят на несколько категорий: первая - это люди, которые не могут погашать кредит из-за сложившихся обстоятельств: потеря работы, болезнь, другие временные трудности; вторая - любопытные экспериментаторы: должники, которые пытаются ставить опыты над кредитом - что будет, если его не отдавать. Есть заемщики, которые изначально заблуждались насчет своих возможностей погашать кредит и получили сумму большую, чем их реальные доходы. Последняя категория - обычные мошенники, которые сознательно брали заем, не планируя отдавать. К тому же, по данным БРД, большая часть нынешних должников - это люди, ожидающие банковского коллапса.
- Мы проводили исследование, - говорит Ернур Искаков, - и выяснили, что значительное количество заемщиков, заслышав о том, что у банков какие-то трудности, стали рассчитывать на то, что те просто лопнут и долги будет некому возвращать. Это наивная и безответственная позиция. Таким людям ждать нечего.
На каждого должника, уверяют в бюро, найдется свой метод. Тем более что скоро в "боевом арсенале" коллекторов могут появиться новые инструменты, в действенности, пожалуй, не уступающие паяльникам: взыскатели долгов предлагают на законодательном уровне запретить неплательщикам управлять автомобилем и даже выезжать из страны. |