Жамиля ГАФУР, "Литер", 8 августа
К такому выводу пришла Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), которая провела исследование тарифов на наземное обслуживание важнейшей казахстанской воздушной гавани. В связи с этим самому крупному авиаперевозчику страны - компании Air Astana едва удается сдерживать цены на свои услуги на прежнем уровне. Однако на днях проблема непонимания между двумя авиагигантами все-таки сказалась и на простых пассажирах. В попытке заставить руководство АО Air Astana согласиться с очередным повышением цен аэропорт задержал вылет рейса компании на два часа.
На сегодняшний день на аэропорт Алматы приходится половина пассажиропотока в Казахстане и почти 70 процентов грузопотока. Еще в конце января премьер-министр республики Карим Масимов на коллегии Госагентства по регулированию естественных монополий заявил о том, что такой серьезный объект имеет стратегическое значение для страны и должен находиться в государственной собственности. Тогда же премьер-министр республики поручил госхолдингу "Самрук" провести переговоры с акционерами АО "МАА" о возможности выкупа международного аэропорта Алматы в госсобственность.
По словам президента авиакомпании АО Air Astana Питера Фостера, на сегодняшний день в аэропорту Алматы некоторые услуги являются нерегулируемыми со стороны антимонопольных органов. Это приводит к тому, что владельцы объекта повышают стоимость на наземные услуги до 80 процентов, и это без учета роста цены на авиакеросин.
- Авиакеросин для заправки своих самолетов в аэропорту Алматы компания закупает у ТОО "Торговый дом "ПетроКазахстан" в объеме 6 000 тонн ежемесячно, - рассказала на прошедшей вчера пресс-конференции вице-президент по снабжению Air Astana Галина Умарова. - Однако по причине ремонтных работ на заводе ТД "ПетроКазахстан" не смог допоставить для авиакомпании 1 000 тонн в июле, в связи с чем Air Astana уведомила аэропорт о своей готовности приобретать авиакеросин в течение трех дней по действующим в аэропорту ценам. В итоге аэропорт без предварительного уведомления авиакомпании приостановил заправку воздушного судна и предложил согласиться с двумя условиями для возобновления заправки.
Первое условие, по словам руководства авиакомпании, состояло в том, что плата за авиакеросин для авиакомпании будет не по действующим в аэропорту ценам (146 700 тенге за 1 тонну для внутренних воздушных линий и 150 200 тенге за тонну - для международных), а по новым (161 700 и 165 200 тенге соответственно), которые согласно ранее представленному уведомлению аэропорта должны были вступить в силу лишь с 14 августа. Второе условие, выдвинутое аэропортом, заключалось в повышении тарифов на наземные услуги. Понятно, что авиакомпания в сложившейся ситуации была вынуждена согласиться с указанными условиями аэропорта, иначе задержка рейса Алматы-Актау растянулась бы на неизвестный период времени.
Сейчас первые лица авиакомпании ждут ответа на свой запрос в антимонопольный комитет на право установления топливной надбавки для внутренних рейсов. От этого решения зависит сумма повышенных расходов крупнейшего казахстанского авиаперевозчика, а значит, и сотен тысяч его клиентов. |