Казахстан, Астана 11 августа /корр. Trend Capital К. Конырова
Казахстан продолжает держать интерес к проекту строительства НПЗ в турецком порту Джейхан. Об этом собкору Trend Capital в Астане сообщил информированный источник, близкий к проекту из национальной компании "КазМунайгаз".
"Учитывая тот факт, что это интересный проект, нацкомпания продолжает проявлять интерес к данному проекту. Но в данный момент работы по проекту строительства НПЗ в Джейхане приостановлены, так как параллельно со строительством нового НПЗ, компания прорабатывала вопрос покупки готовых нефтеперерабатывающих активов за рубежом. Речь идет о покупке акций румынской компании Rompetrol, на что были оттянуты немалые средства", - сообщил собеседник.
По словам источника, ранее обсуждалась возможность объединения усилий КМГ с SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана) в строительстве НПЗ в Джейхане.
"SOCAR пригласил КМГ участвовать в данном проекте, и мы вели переговоры с азербайджанскими коллегами. Но, позиция SOCAR была жесткой: участие КМГ только в связке с партнерами SOCAR", - сказал собеседник.
Кроме этого, сообщил источник, "сегодня в связи с повышением цен на сталь, значительно выросла стоимость проекта и возникла необходимость в пересчете стоимости проекта".
Как сообщалось ранее, мощность нового НПЗ в Джейхане 15 миллионов тонн. Стоимость проекта оценивалась ранее в 5 миллиардов долларов. Участниками проекта были АО НК їКазМунайГазї, индийская Oil India и турецкая Calik Enerji и итальянская Eni.
По мнению специалистов, в Джейхане складывается самая выгодная "экономика". Во ї первых, удачное месторасположение порта Джейхан. Сейчас нефть сюда доставляется по трубопроводу Баку- Тбилиси ї Джейхан, проектная мощность которого 50 миллионов тонн в год. В планах турецкого правительства строительство по территории своей страны еще одного маршрута "Самсун ї Джейхан", с проектной мощностью 50 миллионов тонн в год. Кроме этого, не исключено, что в скором времени сюда будет нести нефть и трубопровод из Ирана "Киркук - Джейхан", мощность которого 70 миллионов тонн в год. В будущем в районе порта Джейхан в перспективе сойдутся три серьезных артерии, которые в совокупности принесут сюда до 170 миллионов тонн нефти. Это больше, чем в самом крупнейшем порту мира - Роттердам, который принимает сегодня около 150 миллионов тонн "черного золота".
Во-вторых, порт Джейхан расположен в очень благодатном для такого бизнеса месте: здесь 365 дней в году солнечные и без ветра.
В-третьих, наличие перспективного рынка сбыта. Это, в первую очередь, сама Турция. В настоящее, время страна имеет дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Так, сегодня ее потребности в нефтепродуктах составляют 32 миллиона тонн. Пять имеющихся здесь заводов производят лишь 26, 5 миллионов тонн нефтепродуктов, оставшиеся шесть ї семь миллионов страна восполняет, закупая в России и Италии. Однако, согласно прогнозам специалистов, в 2010 году аппетиты Турции в нефтепродуктах вырастут до 34 миллионов тонн, а 2012 году ї до 43 миллионов тонн.
Турция заинтересована в строительстве новых НПЗ. Потребности рынка заставляет ее это делать. Из тех 15 миллионов тонн, которые будет производить новый завод, 10 миллионов можно будет реализовать на турецком рынке. Турции, оставшиеся пять миллионов - в Индию.
Строительство НПЗ в Джейхане планируется завершить в 2012 году. Здесь будет производиться широкий спектр нефтепродуктов: все виды высокооктанового бензина, мазут, дизтопливо, авиационный керосин и продукты нефтехимии. |