NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 07:00 ast
05:00 msk

Освоение Кашагана: проекты и споры вокруг них
Пока речь идет о выборе места под строительство новых объектов, которые понадобятся консорциуму в связи с последующими этапами освоения месторождения Кашаган. Но по закону компания обязана посоветоваться с общественностью о своих намерениях…
12.08.2008 / экономика

Виктор СУТЯГИН, "Прикаспийская коммуна", 11 августа

Аджип ККО планирует создать в нашей области в дополнение к уже строящемуся заводу "Болашак" еще одно нефтехимическое предприятие - установку для наземной подготовки нефти. А также проложить по суше и морю целую сеть трубопроводов. Сделано это будет не в этом году и даже не в будущем, а в перспективе. Так что пока речь идет о выборе места под строительство новых объектов, которые понадобятся консорциуму в связи с последующими этапами освоения месторождения Кашаган. Но по закону компания обязана посоветоваться с общественностью о своих намерениях.

Обсуждению этого весьма важного для всех нас вопроса и были посвящены общественные слушания, проведенные в поселке Макат и городе Атырау.

Основной целью общественных слушаний является предоставление общественности и всем заинтересованным сторонам информации о будущих планах освоения месторождения Кашаган, в частности, об избранной концепции и процессе выбора участка для размещения наземной установки подготовки нефти и маршрутов трубопроводов для будущих этапов освоения, а также о текущих достижениях первого этапа разработки.

В городе, предваряя слушания, первый заместитель акима области Сарсенбай Енсегенов проинформировал собравшихся о важности этого проекта не только для нашей области, но и всего Казахстана. Сделал краткий обзор текущей работы по освоению шельфа Каспийского моря, особо выделив социальные моменты и проблемы, над совместным решением которых работают местные исполнительные власти и компания "Аджип ККО". Говоря же конкретно о проекте, Сарсенбай Енсегенов подчеркнул, что несмотря на его значение, нужно взвесить все за и против, сделав все возможное, чтобы проект не навредил экологии региона, не повлиял пагубно на здоровье живущих здесь людей.

Что же это за проект? Зачем он нужен? Где предполагается его реализовывать? Почему именно в этом месте? Об этом и многом другом участникам слушаний рассказали региональный директор Аджип ККО Лучано Васкес, менеджер программы полномасштабного освоения месторождения Кашаган Брюс Стинсон, руководитель отдела по проектированию с учетом требований ООС Лиино Темис.

Освоение гигантского месторождения Кашаган, расположенного в 80 километрах от Атырау в казахстанском секторе Каспийского моря, реализуется поэтапно.

Первый этап или опытно-промышленная разработка (ОПР) находится на стадии реализации. Два морских искусственных острова уже готовы и еще несколько будут построены. Установка комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ) "Болашак" строится в Западном Ескене, в 35 км от г.Атырау. Проектная мощность технологического оборудования на этапе ОПР составит около 20,9 миллиона тонн в год (1375 тысяч баррелей в сутки). При полномасштабном же освоении общий средний уровень добычи составит примерно 70 миллионов тонн нефти в год, или 1500 тыс. баррелей в сутки.

Концепция опытно-промышленной разработки предусматривает частичную стабилизацию нефти на морском комплексе и транспортировку нефти и части сырого газа на УКПНиГ "Болашак" по промысловым трубопроводам. Оставшийся попутный газ будет закачиваться обратно в пласты на морских объектах с целью увеличения добычи нефти.

На "Болашаке" предусматривается вести подготовку нефти и газа. Очищенный газ будет реализовываться, а также использоваться в качестве топливного газа на наземных и на морских объектах, куда он будет поступать обратно с наземного комплекса по трубопроводу топливного газа.

Технологический процесс предполагает его дальнейшую оптимизацию, которая позволит избежать поступления с морского комплекса на сушу газа, содержащего сероводород. Согласно концепции, на наземных объектах не будет осуществляться очистка сырого газа от сероводорода, и не будет производиться сера. Производство серы полностью исключается и на морском комплексе благодаря полной закачке сырого газа.

На морском комплексе будет производиться полная стабилизация и очистка сырой нефти от соединений серы, а на наземном комплексе будет осуществляться только обессоливание и удаление меркаптанов. Стабилизированная нефть будет поступать на сушу по двум трубопроводам, причем не будет необходимости в трубопроводе сырого газа с моря на сушу.

Но для полномасштабного освоения Кашагана завода "Болашак" недостаточно. Поэтому и предполагается построить еще одну установку подготовки нефти. Для ее размещения были определены четыре потенциальных участка, которые изучались и сравнивались в рамках исследования по выбору предпочтительного участка: Центральный Ескене возле УКПНиГ "Болашак"; Западный Корсак в 30 километрах на восток от УКПНиГ "Болашак"; Северный Тенгиз к северу от месторождения Тенгиз, в восточном направлении от месторождения Кашаган; Западные Бузачи к югу от месторождения Кашаган, в западной части полуострова Бузачи.

Как сообщили специалисты Аджип ККО, при выборе предпочтительного участка учитывался ряд факторов, включая технические, социально-экономические и экологические аспекты. В результате сравнительной оценки технических и экономических аспектов этих четырех участков Центральный Ескене был определен в качестве предпочтительного варианта по ряду причин. Во-первых, он наиболее близко расположен к существующим автодорогам и железнодорожным объектам и сможет воспользоваться преимуществами от усовершенствованной компанией "Аджип ККО" инфраструктуры автодорог и железных дорог в результате строительства УКПНиГ "Болашак". В рамках ранних работ на этапе опытно-промышленной разработки, выполнявшихся с 2003 года по декабрь 2005 года, были построены железнодорожная ветка, разъезд и станция, подъездные дороги и вахтовый поселок. Покрытие автомобильной трассы Атырау-Западный Ескене было обновлено. Кроме того, было обустроено несколько дамб у дорожных мостов. Непосредственно к строительной площадке УКПНиГ "Болашак" было подведено 15 километров отдельной дороги, идущей от основной трассы. Эти и другие усовершенствования дорожно-транспортной сети были необходимы для обеспечения безопасной и своевременной доставки персонала, материалов, а также негабаритных грузов на строительную площадку УКПНиГ "Болашак". В поселке Карабатан, недалеко от строительной площадки в Западном Ескене, было построено новое железнодорожное пересечение (разъезд) на участке основной железной дороги Атырау-Макат.

Участок Центральный Ескене обеспечивает наилучший дренаж по сравнению с другими вариантами благодаря расположению на более высокой отметке от уровня моря и более низкому залеганию грунтовых вод. Участки Северный Тенгиз и Западный Корсак расположены на более низком уровне, в связи с чем может возникнуть необходимость в специальных мерах защиты от паводков. Месторасположение участков Западный Корсак, Северный Тенгиз и в особенности Центральный Ескене благоприятно с точки зрения материально-технического обеспечения и возможностей трудоустройства казахстанских специалистов и рабочих. Эти участки расположены вблизи крупного города Атырау, поселков Кульсары и Косшагыл, в то время как участок Западные Бузачи находится в 185 километрах по автодороге от Актау, что делает его наименее привлекательным с точки зрения транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения трудоустройства.

При расположении новой установки на удалении от площадки "Болашака" неизбежно потребуется строительство дополнительных сооружений и инфраструктуры, включая дополнительный трубопровод топливного газа к более удаленным участкам. При расположении ее на участках Центральный Ескене и Западный Корсак мощность трубопровода топливного газа "Болашака" будет достаточной для обеспечения объектов.

Объем ожидаемых затрат на строительство экспортных трубопроводов и развитие инфраструктуры при размещении установки в Центральной Ескене будет меньшим в сравнении с участками Северный Тенгиз и Западные Бузачи. В связи с этим участок Центральный Ескене является самым экономически выгодным среди четырех рассматриваемых вариантов.

Социально-экономическая оценка показала, что участки Западные Бузачи, Западный Корсак и Центральный Ескене являются в равной степени подходящими вариантами. Что касается варианта Северный Тенгиз, он является менее подходящим из-за близости к действующим и ликвидированным нефтяным скважинам, а также к крупным предприятиям по добыче и переработке нефти, в частности, ТОО "Тенгизшевройл".

Кроме того, создание инфраструктуры, необходимой для участков Западные Бузачи или Западный Корсак, может вызвать существенное нарушение сельскохозяйственных угодий, в то время как аналогичные воздействия, связанные с развитием инфраструктуры в Центральном Ескене, будут минимальными.

Согласно одной из точек зрения, близость к населенным пунктам делает потенциальное строительство на участке Центральный Ескене чувствительным вопросом. Однако оптимизированная концепция ПЭО, не предусматривающая ни очистки сырого газа от сероводорода на наземных объектах, ни связанного с ней производства серы, поможет ответить на вопросы общественности по поводу потенциального воздействия на окружающую среду.

По мнению специалистов Аджип, все четыре рассматриваемых участка имеют одинаковый низкий уровень потенциальной экологической чувствительности на суше. Что касается маршрутов будущих промысловых трубопроводов, наибольшее воздействие ожидается в тростниковой зоне, а также на популяции птиц в местах берегового примыкания при строительстве промысловых трубопроводов вдоль маршрутов для участков Центральный Ескене и Западный Корсак. Эти маршруты проходят через зону специальных экологических требований. Промысловые трубопроводы в направлении участка Северный Тенгиз также пересекают эту зону, значительно дальше от экологически чувствительного района возле дельты реки Урал.

Строительство установки и ее эксплуатация на участке Центральный Ескене будут иметь самое низкое воздействие на грунтовые воды, почву, флору и фауну, поскольку здесь существует возможность использования существующей инфраструктуры, созданной для УКПНиГ "Болашак" на Западном Ескене. При этом строительство дополнительных объектов наземной инфраструктуры, включая вахтовый поселок, офисы, подъездные дороги, железнодорожную ветку и т.д. вдали от Ескене приведет к увеличению объемов выбросов в атмосферу, увеличению потребности в водных ресурсах и большим объемам накапливаемых отходов.

Оптимизированная концепция ПЭО, основанная на полной стабилизации нефти и газа на морских объектах, не предусматривает ни извлечения сероводорода на суше, ни производства серы. Поэтому общая площадь земельного участка, необходимого для новой установки, будет значительно меньшей по сравнению с первоначальной концепцией, предусматривающей извлечение сероводорода и производство серы. Оптимизированная технологическая концепция для последующих этапов разработки Кашагана позволяет существенно снизить объемы выбросов в атмосферу и потенциальное воздействие на окружающую среду и население. Предварительные расчеты санитарно-защитной зоны подтвердили низкий уровень воздействия на качество воздуха в результате будущей эксплуатации. Эти расчеты также подтвердили отсутствие воздействия от одновременной эксплуатации УКПНиГ "Болашак" установки, а также нового нефтехимического комплекса, который Казахстан планирует построить неподалеку.

Данные расчеты, основанные на наиболее консервативных предположениях, будут подвергнуты дальнейшей проверке и подтверждены на последующих этапах проектирования. Перенос отдельных наземных технологических процессов на морской комплекс не приведет ни к существенному повышению нагрузки на Каспийскую экосистему, ни к повышению производственных рисков. По мнению консорциума, размещение установки подготовки нефти на участке Центральный Ескене представляет собой наиболее сбалансированное решение, основанное на принципах устойчивого развития и обеспечивающее существенные выгоды для населения региона.

Как и ожидалось, представленная информация вызвала, очень, мягко говоря, далеко не однозначную реакцию участников слушаний. Критический тон задал самый известный в области защитник природы Прикаспия академик Муфтах Диаров. Он напомнил, что огромные объемы добычи нефти - это и огромные объемы выбросов загрязняющих веществ. И очень наивно думать, что они не повлияют на здоровье людей.

-На наши головы будут сыпаться, литься миллионы тонн всякой отравы. Даже трудно представить это влияние. Не могу я представить и то, как отреагирует на это уникальное мелководное море, - заявил академик.

Он представил свои расчеты выбросов. Подсчитать их можно и самим. На Кашагане планируется со временем довести добычу нефти до 60 миллионов тонн в год. С каждой тонны добытой нефти около 4 килограммов всякой гадости попадет в воду, на сушу, в атмосферу. Не легче будет, даже если с каждой тонны добытой нефти выбросы удастся сократить до 3 или даже 2 килограммов. Так что прав академик, что эти выбросы негативно отразятся не только на нашей области - пострадают соседние регионы и даже страны. Кстати, М.Диаров напомнил, что такое уже "проходили" в соседней Астрахани, где Аксарайский комплекс вынужден был до четверти сократить объемы своей работы. Сделано это было для того, чтобы окончательно не загубить регион.

Раскритиковал проект создания установки в Центральном Ескене и представитель Казахского общества охраны природы Попов, куда он был представлен на общественную экспертизу. По его словам, проект не дает главного - гарантии полной безопасности. Мало того, он предполагает, пусть и маловероятные, но взрывы и пожары на объектах, разливы нефти. В тоже время не сказано, кто и как их будет устранять. В проекте не учтено влияние на миграцию рыб, тюленей.

Нет в нем и главного - итоговой оценки влияния на окружающую среду морского комплекса. Вывод: он не может быть одобрен государственными органами.

Специально на общественные слушания прибыл и известный далеко за пределами нашей страны защитник природы - председатель экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана "Табигат" Мэлс Елеусизов.

-Этот проект убьет Каспий, - высказал он свою точку зрения, основанную на его детальном анализе. - Ведь невозможно проконтролировать работу более 200 скважин, из которых будет добываться нефть с огромным содержанием сероводорода. Считаю, предлагаемый Аджип ККО вариант совершенно неприемлемым. Думаю, будут протестовать и другие страны каспийского региона. Поэтому мы сделаем все возможное, чтобы информация о проекте была рассмотрена на парламентских слушаниях.

Руководитель НПО "Каспий табигаты" Махамбет Хакимов напомнил участникам слушания и специалистам Аджип ККО одну деталь. Когда они говорят о добыче нефти, количестве скважин, то по каким-то неведомым причинам упускают тот факт, что в агрессивной среде срок службы скважины максимум 6 лет. После этого ее нужно демонтировать. Но после демонтажа бетонируется лишь устье скважины. Сама же она продолжает оставаться постоянным источником опасности. Это тоже мы проходили - старые заглушенные скважины, затопленные морем, через какое-то время вновь начинали фонтанировать. А, учитывая давление на Кашагане до тысячи атмосфер, вероятность выброса из старой скважины повышается многократно.

Разумеется, нельзя говорить, что все участники слушаний выступали против факта освоения шельфа Каспия. Этот вопрос давно решен и обсуждению как бы не подлежит. Выступали они за то, чтобы все реализуемые проекты были максимально безопасными. Так заявил и член национального совета по Иницитиве прозрачности нефтедобывающий компаний Малик Исабеков, прямо сказав: "Мы не против проекта. Мы против того, чтобы новый завод находился так близко от города. Поэтому будем настаивать на парламентских слушаниях, новых общественных слушаниях, только в другом формате".

Эту мысль поддержали и другие выступающие, подчеркивая, что без прогресса жить нельзя, но все новое не должно нести опасности.

Вот об этом - потенциальной опасности, которую несет проект всему живому, необходимости ее полного устранения очень эмоционально и говорили руководители НПО "Глобус" и "Тан" Галина Чернова и Шынар Изтлеуова, Бекет Карашин.

Затем руководители "Аджип ККО" ответили на вопросы участников слушаний, поступившие в письменной форме. В частности, они касались объемов воды, которую потребляет и планирует потреблять компания. Сейчас этот объем составляет 1,25 кубических метра в час. Во время эксплуатации Кашагана потребление возрастет до 200 кубометров в час, а со временем до 250 кубометров. Вода поступает и будет поступать из Волги по водопроводу.

Касаясь вопроса о страховании возможных рисков, Лучано Васкес сообщил, что "страховое покрытие существует, и оно намного превышает уставленный законодательством РК минимум".

Подводя итоги общественный слушаний, их участники настояли, чтобы Аджип ККО внес в протокол все прозвучавшие замечания и предложения. Консорциуму было рекомендовано доработать материалы "Декларации о намерениях для программы последующих этапов освоения месторождения Кашаган" и вновь вынести их на рассмотрение общественности.

--------

Разновекторные интересы
Аджип ККО и "зеленые" не нашли общего языка по ДоН
Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 11 августа

7 августа в Атырау прошли общественные слушания, посвященные представлению и обсуждению "Декларации о намерениях для Последующих Этапов Освоения месторождения Кашаган. Выбор участка для наземной подготовки нефти и выбор маршрута трубопроводов компании "Аджип ККО". За столь длинным названием стоит только одно - компания хочет получить под будущий нефтеочистительный завод земельный участок в районе аула Центральное Ескене в 32 км к востоку от Атырау. А проведение слушаний - часть процедуры для получения разрешения на этот участок. На общественных слушаниях стало ясно - единого мнения нет и не будет, интересы компании, госорганов, экологических НПО, коммерческих и научных учреждений совершено взаимоисключающие.

Новая технологическая концепция

На слушаниях Аджип ККО, в лице регионального директора Лучано Васкеса и других сотрудников, представил вторую совершенно измененную Декларацию о намерениях и фактически новую технологическую концепцию столь масштабного производственного проекта. Суть Последующих Этапов Освоения (после Опытно-промышленной разработки Кашагана) - перенос основных частей производственных объектов в море. А на суше, на нефтеочистительном заводе в Центральном Ескене (с учетом того, что он будет построен в этом месте), нефть будет очищаться от сверхъядовитой примеси в нефти - от меркаптана. Значит ли это, что при ОПР нефть не будет очищаться от меркапатана, осталось неизвестным. А все остальные основные процессы - отделение нефти от газа и сероводорода, разрешения проблем сероводорода, газа, шлама и технологической воды - на море.

Освоение гигантского месторождения Кашаган, расположенного в 80 км от г. Атырау в казахстанском секторе Каспийского моря, реализуется поэтапно.

Первый этап, или Опытно-промышленная разработка (ОПР), находится на стадии реализации. Два морских искусственных острова уже готовы и еще несколько будут построены. Установка комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ) "Болашак" строится на Западном Ескене, в 35 км от г. Атырау. Проектная мощность технологического оборудования на этапе ОПР составит около 20,9 млн.т/год, т.е. 450 тыс.баррелей нефти в сутки (бнс).

После завершения Опытно-промышленной разработки на месторождении Кашаган будут осуществляться Последующие этапы освоения (ПЭО). Проектная мощность технологического оборудования на этапе ПЭО составит 63,9 млн.т/год (1 375 тыс. бнс).

В совокупности ПЭО и ОПР представляют собой Полномасштабное освоение месторождения (ПОМ). Общий средний уровень добычи на этапе ПОМ составит примерно 70 млн. тонн нефти в год или 1 500 тыс бнс.

Концепция ОПР предусматривает частичную стабилизацию нефти на морском комплексе и транспортировку нефти и части сырого газа на УКПНиГ "Болашак" по промысловым трубопроводам. Оставшийся попутный газ будет обратно закачиваться на море с целью увеличения добычи нефти.

В рамках ОПР УКПНиГ "Болашак" предусматривает подготовку нефти и газа. Очищенный газ будет реализовываться, а также использоваться в качестве топливного газа на наземных и на морских объектах, куда он будет поступать обратно с наземного комплекса по трубопроводу топливного газа. Производство серы на этапе ОПР будет обусловлено необходимостью удаления из нефти сероводорода (H2S) при 55% закачке сырого газа.

Технологический процесс ПЭО предполагает его дальнейшую оптимизацию, которая позволит избежать поступления с морского комплекса на сушу газа, содержащего сероводород (H2S). Согласно концепции ПЭО на наземных объектах не будет осуществляться очистка сырого газа от сероводорода (H2S) и не будет производиться сера. Производство серы полностью исключается и на морском комплексе благодаря полной закачке сырого газа. Но для решения проблемы серы, которая на стадии ОПР все же неизбежна, в Аджип ККО предполагают использовать ноу-хау для хранения серы. Она будет храниться закрытым способом, покрытая со всех сторон специальным материалом с датчиками, сигнализирующими об изменениях, размером 300х100х10 метров.

Цена на серу растет - весной этого года она уже составляла от 250 до 650 долларов за тонну в зависимости от того, кому продают, в Европу или в Китай (дороже), и продолжает подниматься.

Обойдутся без серы и газа

В ходе реализации ПЭО выбросов будет меньше, т.к. концепция принципиально другая - не транспортируется сырая нефть, нет сепарации, не планируется производство и складирование серы, так как весь газ планируется закачивать в пласт. На стадии ПЭО закачка газа составит до 90%. Обратная закачка планируется на уровне 80% на первом этапе, а затем до 90% - максимальная закачка на последнем этапе освоения. Средний процент закачки для ПОМ, с учетом ОПР и ПЭО - 80%.

Особо отметили сотрудники компании, что смертельно ядовитый газ сероводород, который содержится в кашаганской нефти до 18-20%, будет закачиваться в пласт. На морском комплексе будет производиться полная стабилизация и очистка сырой нефти от соединений серы, а на наземном комплексе будет осуществляться только обессоливание и удаление меркаптанов. Стабилизированная нефть будет поступать на сушу по двум трубопроводам, причем не будет необходимости в трубопроводе сырого газа с моря на сушу.

Общее количество островов на стадиях ОПР и ПЭО, т.е для Полномасштабного освоения месторождения, планируется от 37 до 41 (пока остров два - А и Д и два вспомогательных), но в течение сорока лет возможны изменения. Из 41 острова 6 будут эксплуатационно-технологическими комплексами (ЭТК), остальные - островами, на которых сначала будет производиться бурение скважин, а затем - в полностью автоматизированном режиме - добыча, перекачка флюидов на ЭТК для очистки и приемки отсепарированного сырого газа для закачки. Предполагается, что персонала на этих островах не будет, в то время как на ЭТК будут проживать люди.

Первый вариант забраковал МООС

Для размещения Установки по подготовке нефти (УПН) ПЭО были определены следующие четыре потенциальных участка, которые изучались и сравнивались в рамках исследования по выбору предпочтительного участка:

1. Центральный Ескене возле УКПНиГ "Болашак";

2. Западный Корсак в 30 км на восток от УКПНиГ "Болашак";

3. Северный Тенгиз к северу от месторождения Тенгиз, в восточном направлении от месторождения Кашаган;

4. Западные Бузачи к югу от месторождения Кашаган, в западной части полуострова Бузачи.

Завод ПЭО, за счет исключения подготовки газа, по площади будет в 3 раза меньше, чем площадка под завод ОПР (подготовки нефти и газа на суше).

При выборе предпочтительного участка учитывался ряд факторов, включая технические, социально-экономические и экологические аспекты.

В совокупности в компании считают, что лучше всего подходит именно Центральное Ескене в 32 км от Атырау и реки Урал. Здесь близка вся инфраструктура. Есть железная дорога, подходящий грунт, нет необходимости строить автодороги, экспортные трубопроводы для нефти и газа, водовод. Но самое значительное, что нет необходимости строить несколько серьезных и дорогостоящих объектов, так как можно будет использовать построенные уже на Заводе ОПР в 4 км от Центрального Ескене.

Поэтому менее для нефтяного консорциума подходит участок Западный Корсак. Значительно хуже являются условия на участках Западные Бузачи и Западный Тенгиз. В то же самое время компании все-таки признают, что в районе Центральное Ескене есть населенные пункты и это может стать чувствительным моментом. Не исключено, что население надо будет переселять.

Проект создает много рабочих мест. Ожидается, что только на этапе строительства УПН ПЭО будет создано 2 600 новых рабочих мест, значительная часть из которых будет занята казахстанскими специалистами и рабочими.

Общая потребность в персонале на этапе ПЭО месторождения Кашаган, включая строительные и монтажные работы на морских и наземных объектах, составит 4 200 человек. Ожидается, что дополнительные рабочие места будут созданы для работ по сборке модулей для морского комплекса. Обширна и социальная программа.

Но как заявила представительница Министерства охраны окружающей среды, Аджип ККО уже представлял первый вариант ДоН, и министерство вынесло отрицательное решение. Скорей всего и второй вариант ДоН тоже ожидает подобная судьба. В экологической части ДоН вызвала шквал критики со стороны зеленых.

"Легкоуправляемая катастрофа"

Наиболее критично, помимо известных атырауских "зеленых", таких как академик Муфтах Диаров, Галина Чернова, Шынар Изтелеуова и Махамбет Хакимов выступила алматинское ОО "Казахское общество охраны природы" (КООП), владеющая одной из четырех в Казахстане аналитических лабораторий. Результаты задействованного Казахстанского Агентства Прикладной Экологии (КАПЭ) - подрядчика Аджип ККО по ДоН, КООП считает необоснованными и нелегитимными. Соответственно заявка Аджип ККО ДоН должна быть отклонена. Анализ КООП был тщательный. Прежде всего Аджип ККО во многих моментах явно пытался ввести общественность в заблуждение.

Прежде всего в ДоН есть серьезные расхождения в цифрах, как по площади земельного участка, так и по Совокупному выбросу вредных веществ, утилизации отходов и т.д.

К примеру, Аджип ККО не упомянул, что в представленной заявке нет цифр площади земли, которая должна идти на вспомогательные участки для завода, такие как железнодорожные и автомобильные пути и т.д. Или Аджип ККО заявил, что "уровень загрязнения воздуха в районе ведения строительных и буровых работ на Кашагане не будет иметь значительных отличий от фонового". Однако здесь же приводятся такие данные: среднее значение концентрации диоксида серы по 6 фоновым станциям осенью 2006 г. почти в сто раз превысило фоновый показатель (0,3284 мг/м3 против фонового значения 0,0034 мг/м3), а по взвешенным веществам весной 2006 г. более чем в два раза (0,1221; 0,1110 и 0,1039 мг/м3 против фонового - 0,05 мг/м3). Анализ причин указанных превышений фоновых показателей загрязнения воздуха отсутствует.

Тут на самом деле изменения будут и будут значительными! В разделе штатного режима деятельности не говорится о суммарном воздействии эксплуатации всех объектов Кашагана на стадии ПОМ, хотя понятно, что воздействие будет еще более значительным. В разделе аварийных ситуаций отмечено, что с экологической точки зрения риск воздействия на ОС на этапе строительства на море будет минимальным. Есть угроза разлива только 5 т ЗВ со вспомогательных судов. Частота аварий 1 раз в год - 1 раз в десять лет. Тем не менее, уже как минимум за 1,5 дня пятно может достичь зоны с особым режимом природопользования и через 5,5 дней - тростниковых зарослей.

На этом основании разработчики делают вывод о том, "что при таком сценарии пятном можно легко управлять". Однако нигде не показан ни сам возможный механизм такого "управления", тем более в тростниковых зарослях, ни его эффективность.

При очень низких вероятностях, полученных при расчетах, обращает на себя внимание максимальный масштаб возможных аварий. Так, ассоциацией Прикладных Наук Великобритании (ASA, 2003) было смоделировано поведение нефтяного пятна, получено время, необходимое для достижения им тростниковых зарослей, берега и побережий других стран. В расчет принимался возможный разлив 31485 т нефти, которая может достигнуть тростниковых зарослей уже через 2-4 дня, а берега - за 5 дней.

Происшествие таких масштабов следует рассматривать не как аварию, а как КРУПНЕЙШУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КАТАСТРОФУ с тяжелейшими последствиями для всего Каспия. К сожалению, какие-либо количественные оценки последствий такого возможного экстраординарного воздействия в Декларации отсутствуют.

Эксперты КООП также отметили, что в ДоН Аджип ККО не представил никакой альтернативы. Есть лишь голословные утверждения, не подтвержденные ничем.

Из других критических замечаний отметим расчеты академика Муфтаха Диарова, в особенности в части вредных выбросов с каждой тонны нефти и совокупного экологического воздействия. По расчетам академика количество вредных веществ с каждой тонны нефти будет составлять от 3 до 4 кг, а представители Аджип ККО утверждали, что эта цифра будет всего лишь 1,1 кг с тонны нефти. Но даже если эти цифры соответствуют действительности, то исходя из планируемого объема добычи нефти в 70 млн. т (а Аджип ККО на более поздних этапах не исключает, что будет добывать и 130-140 млн т), сумма выбросов будет колоссальной - около 100 млн. т вредных веществ в год! Это само по себе катастрофа! Причем катастрофа ежегодная.

Маловероятно, что ДоН Аджип ККо в таком виде пройдет одобрение в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов и в Министерстве охраны окружающей среды. Тем более, что сам проект ПЭО еще достаточно далекое будущее. Начало его реализации возможно лишь после 2015 года, и акционеры международного консорциума несомненно сделают еще не одну попытку получить столь желанный земельный участок в Центральном Ескене. Для Аджипа этот участок ведь дорогого стоит.

В связи с этим вспоминается история 2002 года с получением земельного участка под газоперерабатывающий завод Болашак (Западное Ескене- Карабатан). Тогда тоже общественность была категорически против строительства завода вблизи Атырау и реки Урал. Министерство охраны окружающей среды, возглавляемое г-ном Шукпутовым, ДВАЖДЫ отклоняло заявку компании, но… Шукпутова сняли, и новый министр экологии Самакова почему-то в первый же день своей работы подписала все разрешительные документы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сухой порт Казахстана по направлению "Восток-Запад" 29.08.2008
В Кызылорде вновь обострилась ситуация с электричеством 29.08.2008
Акции - материя неустойчивая 29.08.2008
Определены точные сроки начала добычи нефти на Кашагане 29.08.2008
Котировки производителя меди "Казахмыс" падают 29.08.2008
Вероятность крупных аварий на Каспии в ходе реализации Кашаганского проекта чрезвычайно низкая 29.08.2008
"Шыгысэнерготрейд" предупредил население ВКО о возможных ограничениях в подаче электроэнергии 29.08.2008
Казахстан даст нефть, если "Одесса - Броды" докажет свою состоятельность 29.08.2008
Поехали! 29.08.2008
Более миллиарда человек живут на доллар в день 29.08.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz