Елена Ульянкина, "Новый вестник", 27 августа
Ценники на табло автозаправочных станций меняются с фантастической скоростью. Литр самой ходовой марки бензина стоит уже почти целый доллар. Отечественные цены на топливо медленно, но верно движутся к мировым. Конечно, наши власти пытаются как-то их обуздать: создают "рабочие группы", вырабатывают "комплекс мер" и подписывают меморандумы с поставщиками. Даже ввели запрет на экспорт нефтепродуктов. Но цены на ГСМ приказам не поддаются.
ТОПЛИВО ПОДОРОЖАЛО НА 3-5 ТЕНГЕ
Что ни день, чиновники все успокаивают какими-то непонятными цифрами потребителей, напуганных всеобщим повышением цен. Официальный уровень инфляции - 6,6 процента. И как в четверг сообщил депутатам маслихата замакима области Берик Камалиев, наш показатель аж на 0,7 ниже общереспубликанского. Но как для рядового автолюбителя, так и для частного перевозчика, все эти цифры мало что значат. Их тревога измеряется совсем в других единицах: в тех, что каждый день приходится видеть на табло, заезжая на автозаправку.
За последний месяц горючее подорожало в среднем на 3-5 тенге. К примеру, по данным областного управления статистики, "народная марка" бензина АИ-80 в конце июня стоила в среднем 85 тенге за литр, тогда как сейчас на АЗС "Гелиоса" - 87 тенге, а "КазМунайГаза" - 88 тенге. АИ-93 в прошлом месяце можно было купить по 102 тенге за литр, теперь уже по 104-105 тенге. Подорожал высокооктановый бензин марки АИ-96 - 112 тенге в июле против 114 в августе. И цена дизельного топлива тоже ползет вверх - с 106 тенге за литр месяц назад до нынешних 111-115 тенге. Относительно дешевая солярка на АЗС "Гелиоса" - по 99 тенге за литр. Вот только большая ее часть отпускается по талонам, а в свободной продаже солярка - дефицит.
- Стоимость бензина и дизтоплива на наших автозаправках напрямую зависит от цены производителя - Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, - объясняет заместитель директора карагандинского представительства ТОО "Гелиос" Виктор Курбатов. - Завод работает только на привозной российской нефти. Там "черное золото" дороже, поэтому и цены на ГСМ у нас выше. Да, конечно, в сети "КазМунайГаз" стоимость топлива немного ниже. Но и качество бензина другое. Ведь им поставляет нефтепродукты Атырауский НПЗ. А этот завод работает на казахстанской нефти и в основном выпускает низкооктановое топливо - АИ-80 и солярку.
ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
В условиях тотального повышения цен на ГСМ горючими слезами обливаются и наши местные автопарки - большие и маленькие. Тариф на проезд власти меняли раз в пять лет, жалуются перевозчики, а цены на автозаправках за это время в 3-4 раза выросли.
- Мы обращаемся за помощью в акиматы, - говорит заместитель директор ТОО "Манас" Данияр Исаев. - Пишем письма чиновникам о том, что находимся в критическом состоянии. А они нам отвечают: терпите. Я их, с одной стороны, понимаю: надо выполнять поручение президента по сдерживанию роста тарифов. Но пусть и они в наше положение войдут: нам из-за роста цен на бензин приходится снижать количество маршрутов на линии. И такая ситуация не только у нас, но и у крупных перевозчиков, например, как автопарк №3.
Но при всем этом нельзя сказать, что наши власти ничего для усмирения взбунтовавшихся цен не делают. Конечно, по закону регулировать сверху их нельзя. Рыночная экономика все-таки. Тут в ход идет испытанный метод мирного устного договора власти с предпринимателями.
- И недели не проходит, чтобы нас не вызвали на очередное совещание в городской или областной акимат, - рассказывает замдиректора ТОО "Гелиос" Виктор Курбатов. - И каждый раз чиновники требуют, чтобы мы снизили отпускные цены на свою продукцию. Но мы ведь не можем работать себе в убыток! Мы и так делаем минимальную наценку на топливо. А нам еще нужно содержать свой штат в более чем 500 сотрудников, менять оборудование на АЗС и получать хоть какой-то доход.
Кто-то из компаний владельцев поддается на уговоры чиновников, кто-то нет. Но большинство же, как и Виктор Курбатов, считают, что политику по стабилизации цен надо проводить наверху.
ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ НЕ ДЕЙСТВУЕТ
Помнится, в начале лета премьер-министр Карим Масимов подписал постановление о запрете экспорта нефтепродуктов. Все три нефтеперерабатывающих завода, надеялся глава правительства, будут работать на Казахстан. За три летних месяца внутренний рынок страны получит столько бензина и солярки, что о ценовом кризисе и вспоминать не придется.
Кстати, 1 сентября заканчивается срок моратория на вывоз нефтепродуктов. А стабильности на рынке ГСМ как не было, так и нет.
- Я считаю, что запрет на экспорт - эффективная мера. Однако он есть только на бумаге, а на деле постановление не действует. Кто захочет вывезти нефтепродукты за границу, тот это сделает. Здесь нужен жесткий контроль сверху. Понятно, что продавать бензин за рубеж выгоднее. У нас все уже давно знают, что Шымкентский НПЗ работает на Китай, Атырауский - на Россию и другие страны. О каком насыщении внутреннего рынка в этой ситуации может идти речь?!
Пока это не признают в правительстве, казахстанцам из своего кармана придется расплачиваться и за "золотой" бензин, и за инфляцию. Складывается впечатление, что решение этой проблемы не в компетенции казахстанской власти.
Между тем потребление топлива в стране растет. Уже к 2015 году, прогнозируют специалисты, мощности существующих в Казахстане нефтеперерабатывающих заводов будут исчерпаны. И придется строить новые. Почему бы не начать сейчас? Не зря как-то Владимир Школьник заявлял, что "иметь всего три НПЗ на весь Казахстан - это смешно".
* * *
Наши власти продолжают ломать голову над тем, как обуздать цены на ГСМ. Но ситуация может стать еще более серьезной. Подорожание бензина, думается, ведет к увеличению транспортных расходов, а далее в этой цепи - скачок цен на продукты и услуги, на коммуналку и проезд в общественном транспорте. Все это казахстанцы испытывали на себе уже не раз.
Только цифры
По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, за первое полугодие 2008 года на нефтеперерабатывающих заводах Казахстана произвели 1335,1 тысячи тонн бензина. Это составляет 97,2 процента по сравнению с прошлым годом.
Дизельного топлива в первом полугодии произведено 2076,2 тысячи тонн. Это на 7,2 процента больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. |