Салауат Рахметов, "Эксперт Казахстан", 8 сентября
В начале осени жителей Алматы и других южных городов Казахстана ожидало приятное событие - ввод в эксплуатацию новой воздушной линии электропередачи мощностью 500 кВ "Север - Юг Казахстана". Во всяком случае, так сообщили в департаменте управления проектами АО "KEGOC". Эта линия должна была повысить надежность энергоснабжения и обеспечить параллельную работу энергообъединений России, Казахстана, других стран Центральной Азии. Сдача первого этапа подразумевала прежде всего обеспечение южных регионов страны. Тем более что на носу зима. И если она будет такой же суровой, как прошлая, то Югу несдобровать.
В ожидании премьера
Проблема нехватки электроэнергии Южному Казахстану у всех на слуху. На прошлой неделе энергетики Южно-Казахстанской области (ЮКО) сообщили, что вынуждены вводить ограничения по поставкам электроэнергии. "Сейчас в Казахстане электроэнергию купить негде. Экибастуз работает в аварийном режиме, Жамбылская область не запустила третий блок и работает только на двух, Киргизия поставки прекратила, Шардара стоит", - процитировал "Интерфакс-Казахстан" слова менеджера по связям с общественностью региональной энергосбытовой компании "Энергопоток" Оксаны Ивановой. Напомним, что с 1 сентября 2008 года Киргизия прекратила поставки электроэнергии в Казахстан.
Этот год выдался особенно тяжелым, но и предыдущие были не намного легче. Энергодефицит региона в последние годы был на уровне 750 МВт, в то время как суммарная пропускная способность всех линий электропередачи (ЛЭП), связывающих юг страны с северным регионом, где электроэнергии более чем достаточно, составила 650 МВт. В связи с этим KEGOC начало в 2004 году реализацию проекта "Вторая линия электропередачи 500 кВ транзита Север - Юг Казахстана". Благодаря второй очереди пропускная способность ЛЭП должна была увеличиться с 5,4 млрд кВт/ч электроэнергии в 2007 году до 7-7,5 млрд кВт/ч в нынешнем.
Проект включает в себя строительство воздушной линии 500 кВ от подстанции (ПС) Южно-Казахстанской ГРЭС (ЮКГРЭС) до ПС Шу (Чу), строительство самой ПС Шу, дополнительное строительство на ПС ЮКГРЭС. При этом планируется соединить ПС Шу с энергосистемами Алматы и Бишкека посредством врезки в существующую линию, соединяющую эти города. Протяженность непосредственно самой линии ЮКГРЭС - Шу составляет 250 км.
Строительство линии проводилось в срочном порядке. Трансформаторы - огромные машины, по сотне тонн каждая (а их, как минимум, две) - были завезены на возводимую подстанцию Шу еще в прошлом году. Были привлечены лидирующие на казахстанском рынке строительно-монтажных услуг компании, в частности ТОО "Промстройэнерго" - генеральный подрядчик KEGOC. Как и во всяком большом деле, возникло множество проблем. Например, инвестиционная программа на строительство линии на 12 млрд тенге в результате урезок и экономии снизилась до 10 млрд. Затем выявился недокомплект опор, поставляемых из Китая, - в одной из партий из 500 штук не хватило 50 (!). Но ни в связи с этими, ни в связи с другими событиями о переносе сроков ввода первого этапа не сообщалось.
В начале лета рабочая комиссия, созданная для проверки готовности первого этапа линии "Север - Юг", одобрила объект. Его сдача, а именно проведение пуско-наладочных и приемо-сдаточных работ, планировалась на начало осени. Однако обещанного запуска южане так и не дождались.
По словам пресс-секретаря KEGOC Марата Мухамедсалиева, ввод решено провести ориентировочно в конце октября - начале ноября. Говоря о причине переноса, г-н Мухамедсалиев сослался на намечаемый к этому времени приезд на объект премьер-министра Карима Масимова, который должен своими глазами увидеть подстанцию и линию, а может быть, и открыть их, как, например, автодорожные развязки в Алматы.
Не с того конца
Но даже запуск новой линии не будет означать снятие проблемы энергодефицита для южан. При этом, по мнению специалистов, пропускную способность ЛЭП "Север - Юг" можно было увеличить намного больше. Как считает профессор Алматинского института энергетики и связи Алмас Жакупов, для этого необходимо было первым этапом ввести в строй участок Экибастуз - Агадырь или, по крайней мере, Агадырь - ЮКГРЭС. По его мнению, отказ от подобного варианта произошел из-за заметно большей длины данных участков - 475 и 390 км соответственно, нежели выбранный вариант. Вполне возможно, в этом случае подрядчики могли попросту не успеть сдать объект к началу не то что зимы, но и осени. В нынешнем варианте тоже есть проблемный момент - пропускная способность линии увеличилась ровно на прогнозируемый рост энергодефицита. Так что в случае какого-либо форс-мажора южанам грозят тьма и холод. Марат Мухамедсалиев не опровергает рассуждений об экономии средств и времени, напротив, именно в этом он видит средство для достижения поставленных задач.
Существует и другое мнение. Как считают специалисты проектного института "Энергия", целесообразнее было вести строительство либо с начала линии - с Экибастуза, либо с конца - с Алматы. В первом случае по законам электротехники пропускная способность всей линии увеличилась бы примерно на 15%, во втором - ситуация с энергоснабжением Алматы значительно бы улучшилась. Мнение это было высказано довольно давно, однако в связи с последними отключениями в городе (и немалыми отключениями, надо заметить), оно приобретает особую значимость. Впрочем, представители KEGOC замечают, что Алматы пусть и самый большой город, но внимания достоин каждый регион, и выбранный участок считается наиболее подходящим для различных городов и весей страны. |