Алексей КОНОВАЛОВ, "Время", 9 сентября
Как мы уже сообщали, в пятницу, 5 сентября, сотрудники КНБ по подозрению в получении крупной взятки задержали начальника управления по госзакупкам налогового комитета Министерства финансов РК Руслана ЮСУПОВА и председателя комитета финансового контроля этого же ведомства Юрия ТЛЕУМУРАТОВА (см. " Мина под Минфином ", "Время" от 6.9.2008 г.). В пресс-службе самого Минфина задержание своих высокопоставленных сотрудников комментировать вчера не стали, заявив, что это "привилегия министра или вице-министра". Соединить же с министром в его приемной наотрез отказались: "Министр занят, у него сейчас совещание. Навряд ли вам с ним удастся поговорить: трудный день у него сегодня".
Тем временем еще 2 июля газета "Время" опубликовала статью "Фронда против фонда", в которой министру финансов Болату ЖАМИШЕВУ были заданы весьма нелицеприятные вопросы о Национальном фонде. После той публикации прошло почти два месяца, и вот наконец главный финансист страны все-таки решил высказать позицию своего ведомства по этой щекотливой проблеме (заметим в скобках, что это произошло за пару дней до скандала с задержанием его подчиненных).
- Болат Бидахметович, некоторые экономисты утверждают, что деньги Нацфонда не работают на нашу экономику.
- Я думаю, всем понятно: если что-то делается - то будут как сторонники, так и противники этих действий. Это нормально. Но любое публичное высказывание должно быть подкреплено фактами. В данном случае решение правительства о выводе нефтедолларов из страны, основанное на глубоком экономическом анализе, а также на мировом опыте, направлено прежде всего на недопущение перегрева экономики, чтобы избежать так называемой "голландской болезни" (негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате преобладания добывающего сектора. - Ред.).
- И в то же время независимые эксперты говорят, что страна несет колоссальные убытки и сталкивается с серьезными рисками из-за того, что наше правительство размещает деньги Нацфонда в банках США и других стран Запада.
- Очевидно, что, если бы эти средства были аккумулированы внутри страны, сразу возникли бы негативные последствия - дестабилизация валютного рынка и неконтролируемый рост инфляции. Именно существование Национального фонда РК играет важную роль в диверсификации экономики страны. Если бы вся валютная выручка поступала в казахстанскую экономику, темпы укрепления тенге к доллару были бы гораздо выше, что в конце концов привело бы к остановке всего отечественного производства, кроме предприятий, ориентированных на экспорт сырья, а также вызвало бы переориентацию спроса на подешевевшую импортную продукцию. При этом если возросший спрос на потребительские товары или оборудование может удовлетворяться импортом, то продукция в секторе жилья, коммунальных услуг, здравоохранения и т.д. не может быть ввезена. Следовательно, в этих секторах произошел бы резкий рост цен.
- То есть, по-вашему, все делается правильно? А как быть с подсчетами ряда экономистов, согласно которым за последние лет пять страна потеряла как минимум семь миллиардов долларов из-за некомпетентного управления Нацфондом?
- В соответствии с действующим законодательством вся отчетность Нацфонда абсолютно доступна и прозрачна. Данные ежегодно публикуются. И если кто-то утверждает, что государство потеряло 7 млрд. долларов, что составляет почти третью часть Нацфонда, то хотелось бы понять, на каких расчетах основана данная сумма.
- Вы утверждаете, что никаких потерь не было?
- В данном случае я могу лишь констатировать факты. Так, доходность Нацфонда, выраженная в долларах США, за последние пять лет сложилась на уровне от 3,29 (показатель за 2005 год) до 9,92% (показатель за 2007 год). Если пересчитывать в тенге, конечно, получится иная цифра. Если бы эти средства сразу вводились в экономику и осваивались, тогда, конечно, надо было бы посмотреть, по какому курсу они конвертировались и каков уровень инфляции за этот период. Но деньги Нацфонда поступают туда в иностранной валюте и в ней же остаются там для будущих поколений. Следовательно, текущий уровень инфляции в данном случае значения не имеет.
- А каковы данные о деятельности фонда за этот год и есть ли убытки в связи с ипотечным кризисом в США?
- На конец 2007 года сберегательный портфель, представляющий 78% от всех инвестиций Нацфонда, состоял из ценных бумаг США (44%), Еврозоны (32%), Великобритании (10%), Японии (10%), Австралии (4%) и других стран.
Вместе с тем с целью сохранения активов Нацфонда и поддержания достаточного уровня их ликвидности Нацбанк приостановил инвестирование активов Нацфонда в ипотечные ценные бумаги развитых стран мира и в корпоративные ценные бумаги в целом. По состоянию на 31 декабря 2007 года в портфеле Нацфонда инвестиции в ипотечные ценные бумаги как США, так и других развитых стран отсутствовали.
- Экономист Мажит КОЯТДИНОВ утверждает, что западные партнеры часто выплачивают материальные вознаграждения казахстанским чиновникам за привлечение инвестиций из средств Нацфонда. Так ли это?
- Если для господина Коятдинова не секрет, что "многие американские, японские и европейские банки и другие финансовые институты оплачивают так называемые посреднические услуги" и в этом замешаны государственные служащие, то хотелось бы попросить его представить нам имеющиеся факты для передачи их в правоохранительные органы или же сделать это самому. В противном случае эти высказывания можно расценивать лишь как досужие домыслы.
- Значит, вы официально заявляете, что никаких вознаграждений никто не выплачивает и не получает?
- Начнем с того, что Нацбанк самостоятельно осуществляет инвестирование Нацфонда, включая передачу его части под управление внешним управляющим, с целью увеличения доходности в соответствии с Правилами выбора внешних управляющих активами Национального фонда Республики Казахстан, утвержденными постановлением правления Нацбанка № 66 от 25 июля 2006 года.
А вот выплаты за оказание услуг по управлению Нацфондом и проведению ежегодного аудита осуществляются в соответствии со статьей 24 Бюджетного кодекса РК, а также на основании соответствующих договоров.
- То есть вознаграждения выплачиваются? И в каких же объемах?
- Если брать данные прошлого года, на покрытие расходов, связанных с управлением Нацфондом и проведением ежегодного внешнего аудита, направлено 1 317 396 тыс. тенге.
- По словам казахстанского сенатора Фарита ГАЛИМОВА, экономика Казахстана за последние годы недополучила из Нацфонда 52 млрд. тенге инвестиций. Что вы на это скажете?
- Расходование средств Нацфонда весьма ограничено и строго регламентировано: ежегодный размер гарантированного трансферта из Нацфонда утверждается законодательно. При этом необходимо отметить, что гарантированный трансферт выделяется только в случае недостаточности средств на реализацию бюджетных программ.
К примеру, в 2007 году гарантированный трансферт из Нацфонда был привлечен не в полном объеме от ранее утвержденной суммы. Согласно Закону Республики Казах-
стан "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007-2009 годы", в республиканский бюджет было перечислено 258 миллиардов тенге в виде гарантированного трансферта при плане почти 302 миллиарда. Разница между этими суммами и есть те самые 52 миллиарда, о которых говорит сенатор Галимов. Поэтому утверждать, что эти деньги недополучены, неверно. В них просто не было необходимости. И вообще Нацфонд создан не для решения сиюминутных задач, а для будущих поколений. Это их деньги, а не наши. |