NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 14:32 ast
12:32 msk

Вопросы стабилизации ГСМ-ситуации
Погоду на рынке ГСМ в Казахстане определяет Торговый дом "КазМунайГаз". Вчера стало известно, что главный поставщик страны обеспечил свои АЗС "бензином АИ-93 в достаточном объеме для свободной реализации, с запасом на два месяца…
15.09.2008 / экономика

Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 12 сентября

Погоду на рынке ГСМ в Казахстане определяет Торговый дом "КазМунайГаз". Вчера стало известно, что главный поставщик страны обеспечил свои АЗС "бензином АИ-93 в достаточном объеме для свободной реализации, с запасом на два месяца. При этом цена АИ-93 составляет 97 тенге, АИ-80 - 78 тенге, что значительно ниже среднерыночной ..." Хорошая новость, хоть и с запасом прочности всего на два месяца.

Как обуздать цены на ГСМ в мире, в стране, в отдельно взятом городе? Этот риторический, если не сказать гамлетовский, вопрос периодически терзает правительственные души. Ведь не надо быть большим экономистом, чтобы понять: увеличение цены на бензин как одной из главных составляющих транспортных расходов приводит к скачку цен на продукты, на коммунальные услуги, на проезд в общественном транспорте... Так что цена на бензин в инфляционной цепочке - ключевой игрок. Поэтому так важна стабильность на рынке ГСМ, поэтому мы обратились за комментарием в Торговый дом "КазМунайГаз".

- Основной задачей Торгового дома сегодня является существенное увеличение объемов свободной розничной реализации бензина марки АИ-93 в основном в крупных городах, где у нас есть собственные нефтебазы. Отпускная цена у нас всегда ниже среднерыночных: сейчас она для АИ-93 - 97 тенге за литр. Вы, наверное, знаете, что на рынке эта марка продается по 104 тенге. Как известно, ранее реализация этой популярной марки бензина была ограничена талонами, - отметил директор департамента внешних связей и информации ТД "КазМунайГаз" Галым Тумабаев. - Сейчас Торговым домом заключены дополнительные договора с поставщиками об увеличении объемов розничной реализации данной марки бензина.

Ажиотажный дефицит высокооктанового бензина идет на убыль. Кроме того, как подчеркнул Галым Тумабаев, со стороны основных российских поставщиков нефтепродуктов наблюдается снижение оптовых отпускных цен на пять -десять процентов. Что же касается недавнего запрета на экспорт нефтепродуктов, то он никак не отразится на самочувствии ТД, поскольку топливо поставляется только на внутренний рынок.

- Естественно, маленькие колебания цен могут произойти в зависимости от того, какой будет закупочная цена. Но в целом как госкомпания мы не заинтересованы в увеличении стоимости топлива, - предупреждает Г. Тумабаев.

Смягчить последствия взлетов и падений нефтяных цен отечественные чиновники пытаются уже не первый год. Кажется, сделано все, чтобы затормозить рост стоимости топлива: запрещен вывоз бензина и дизтоплива из страны, повышена таможенная пошлина на экспорт нефти, также заключен меморандум с поставщиками по предоставлению дешевого топлива сельхозпроизводителям. Однако, несмотря на все принятые меры, стоимость нефтепродуктов увеличилась с начала года на 15 процентов. И вновь на выручку приходит административный ресурс - увеличение поставок нефти на внутренний рынок.

- В преддверии осенне-полевых работ, в том числе и административными мерами, попытаемся увеличить объемы поставок нефти на внутренний рынок, - заявил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, посетовав, что другого варианта пока нет.

Если говорить о ТД "КазМунайГаз", то поставки дизельного топлива сельхозпроизводителям пяти закрепленных областей, в том числе Акмолинской и Костанайской, идут согласно утвержденному графику: 40 000 тонн отправлены в августе, еще 44 000 тонн будут в сентябре. Поэтому ситуация с поставками дизеля для уборочной также не должна резко повлиять на ценовую конъюнктуру.

Но эти данные - для момента истины, если же говорить в целом о проблеме насыщения казахстанского рынка ГСМ, то она намного шире и глобальнее. Чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке нефтепродуктов, необходим системный подход. А это значит, требуется программа по модернизации всех трех НПЗ страны. Так считают эксперты из ТД "КазМунайГаз". И добавляют: "Нам нужно время - примерно пять лет..." Другое дело, готов ли ждать пять лет рынок.

Итак, только через пять лет стране обещают цивилизованный рынок нефтепродуктов. А пока глубина переработки на казахстанских заводах безнадежно отстает и сегодня держится на уровне 70-72 процентов, тогда как на европейских этот показатель составляет 90-95 процентов. Когда заводы страны выйдут на этот рубеж? Переработка добываемых в Казахстане углеводородов и устойчивое снабжение внутреннего рынка качественными нефтепродуктами - один из главных приоритетов развития нефтегазовой отрасли страны, важное направление реализации Стратегии индустриально-инновационного развития республики. ТД "КМГ", как дочерняя организация АО "НК "КазМунайГаз", владеет 99,2 процента акций Атырауского НПЗ. Ему принадлежат 50 процентов Шымкентского НПЗ. Наконец, в ноябре прошлого года приобретено 75 процентов акций румынской компании "Ромпетрол". Эти активы позволят уже в текущем году более чем в два раза увеличить объем переработки нефти. А капитальные вложения компании в модернизацию перерабатывающих мощностей оцениваются в 1,1 миллиарда долларов до 2013 года в Казахстане и в 327 миллионов до 2010 года в Румынии.

В прошлом году ТД "КМГ" было переработано на собственных нефтеперерабатывающих заводах 4,2 миллиона тонн нефти, что на 19 процентов больше в сравнении с 2006 годом. Доля компании в общеказахстанском производстве составила 39 процентов.

Головное предприятие компании - Атырауский НПЗ является первым заводом, построенным в Казахстане еще в 1945 году. На сегодняшний день проектная мощность составляет пять миллионов тонн в год, фактическая загруженность в 2007 году составила 3,7 миллиона тонн в год, глубина переработки - 62 процента. Здесь освоен выпуск экологически чистой продукции, соответствующей требованиям евростандартов: автобензины "Нормаль-80", "Регуляр-92", "Премиум-95"; дизельное топливо марки "ДЛЭЧ (Э), "ДЗЭЧ (Э)"); подготовлен для испытания опытно-промышленный образец ТС-1 (смесевой). В прошлом году здесь начата реализация ряда инвестиционных проектов по реконструкции и обновлению основных фондов и технологий НПЗ - вакуумного блока ЭЛОУ-АВТ-3 и установки замедленного коксования, строительство комплекса по производству ароматических углеводородов и комплекса по глубокой переработке нефти. Проекты предусматривают комплексное системное развитие нефтеперерабатывающих и вспомогательных мощностей на период до 2013 года. Основными задачами проектов являются увеличение глубины переработки нефти, а также достижение качества продукции по спецификациям Евро-2 в 2009 году, Евро-3 в 2012 году и Евро-4 в 2014 году.

По информации представителя ТД "КМГ", чтобы довести тот же Атырауский НПЗ до ведущих стандартов западного мира, потребуются пять лет и инвестиции в два с половиной миллиарда долларов США при нынешних ценах. Не меньшие суммы потребуются и двум другим заводам.

Что касается Шымкентского НПЗ, которым ТД "КазМунайГаз" владеет на паритетной основе с китайской компанией, то здесь требуются согласованные с партнером решения. Как известно, завод введен в эксплуатацию в 1985 году. Проектная мощность составляет 5,3 миллиона тонн в год. Объем переработки в 2007 году составил 4,07 миллиона тонн. Показатель глубины переработки за 2007 год достиг 79,9 процента. В 2008 году планируется переработать нефть в объеме 4,1 миллиона тонн.

В прошлом году проектным институтом нефти и газа (Китай) разработано предварительное ТЭО модернизации Шымкентского НПЗ. Ориентировочные капитальные вложения составляют порядка 500 миллионов долларов. До 2011 года здесь планируют достроить технологическую установку каталитического крекинга. Реализация этого и других инвестиционных проектов на АНПЗ и ПКОП позволит в будущем значительно увеличить глубину переработки, улучшить качество выпускаемой продукции до стандартов Евро, а также получать сырье для нефтехимии.

Зарубежные собственные нефтеперерабатывающие мощности АО "ТД "КазМунайГаз" представлены в Румынии. В ноябре прошлого года было приобретено 75 процентов акций компании "Ромпетрол". Речь идет о НПЗ "Вега" и "Петрокемикал".

В рамках "Программы 2010" здесь планируется строительство установки легкого гидрокрекинга и водородной установки; реконструкция установки каталитического крекинга и ряд других проектов. В результате реконструкции продукция НПЗ получит возможность соответствовать новым экологическим нормам Европейского союза. Группа проектов была рассмотрена на заседании Инвестиционной комиссии АО "НК "КазМунайГаз" в марте текущего года и получила одобрение. Сегодня проект находится в стадии реализации. Срок окупаемости - около пяти лет, а показатели ставки внутренней рентабельности - 23 процента.

По большому счету сегодня ТД "КМГ" полноценно управляет только Атырауским НПЗ. Что же касается Шымкентского и Павлодарского, то в силу объективных и субъективных причин эксперты не берутся прогнозировать результат "бега этих рысаков в конюшне ТД "КМГ". Но это тема отдельного разговора.

Расширение и модернизация перерабатывающих мощностей национальной компании является важнейшим приоритетом не только в программе развития нефтеперерабатывающей отрасли, но и всего нефтегазового комплекса Казахстана. Это самое рациональное направление повышения эффективности использования нефтяного сырья, добываемого в стране. А модернизация НПЗ, принадлежащих компании ТД "КазМунайГаз", позволит улучшить как структуру, так и глубину переработки сырой нефти. Основные технологические результаты модернизации - увеличение мощности НПЗ, повышение выпуска высококачественного топлива и сырья для нефтехимических производств. Немаловажным эффектом модернизации должно стать также снижение воздействия производства на окружающую среду, а также повышение "экологичности" выпускаемой продукции. Ну а что же цены?

Мы воспринимаем как аксиому утверждение, что в стране-экспортере цены на бензин должны быть ниже, чем в нефтеимпортирующем государстве. Но при ближайшем рассмотрении это оказывается далеко не так. Независимо от наличия или отсутствия собственной нефти розничные цены формируются вдоль одной и той же коммерческой цепочки. В ее основе - общемировые цены на сырую нефть и цены-спот на нефтепродукты, а конечные факторы - конкуренция и налоги.

Хотелось бы развеять и другой миф, согласно которому на цены влияет степень участия государства в нефтяном секторе. Так, нефтянка Канады и США полностью приватизирована. При этом в стране-импортере США, где налоги меньше, а конкуренция больше, цены на бензин до недавнего времени были значительно ниже, чем в экспортере Канаде. В Норвегии и Венесуэле государственное участие в нефтяном секторе значительно, но в первой цены на бензин - среди самых высоких в мире, во второй - самые низкие. Исключение, как утверждают эксперты, составляют государства, где процессы нефтяного хозяйствования от скважины до бензоколонки, подобно странам ОПЕК, контролируются государством. Им же назначаются и цены.

Степень конкуренции и уровень налогов, что бы мы ни говорили, являются результатом деятельности правительства. А ответ на вопрос о том, какими будут цены на бензин, сводится в конечном итоге к гибкости проводимой им политики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Стабильность на грани стагнации 30.09.2008
Тепло вне сети 30.09.2008
Без света и воды 30.09.2008
Тариф не знает передышки 30.09.2008
"Акцент - на роли государства" 30.09.2008
Должники казахстанских банков требуют от государства, чтобы оно рассчиталось за их кредиты 30.09.2008
Правительство РК предоставило госгарантии по займам на реализацию двух проектов в сфере электроэнергетики 30.09.2008
"Казына" планирует приватизацию институтов развития в 2012 году 30.09.2008
Страховая компания "Евразия" сделала предложение о приобретении AIG Kazakhstan 30.09.2008
Битва тарифов 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz