Алексей КОНОВАЛОВ, "Время", 13 сентября
В четверг, 11 сентября, премьер-министр Карим МАСИМОВ подписал постановление правительства "О внесении дополнений и изменений в постановление правительства Республики Казахстан от 15 октября 2005 года №1036". Чиновники решили, что с 11 октября экспортеры нефти должны платить в бюджет таможенную пошлину не $109,91, а $203,8 за тонну. Ставка таможенной пошлины на экспорт тяжелых дистиллятов (солидол, мазут и жирные кислоты. - Ред.), кокса и битума нефтяного также повышена с $82,2 до $112,5 за тонну. Учитывая, что несколькими днями ранее Карим Какимжанович распорядился продлить запрет на экспорт бензина и дизтоплива до 1 января 2009 года, можно было бы радостно вскинуть вверх руки и воздать хвалу мудрости наших бастыков, наконец-то придумавших, как насытить баки казахстанских автомобилей недорогим отечественным топливом. Но радость чиновников не разделяют экономисты и бензиновые короли, заявившие, что решение правительства, как всегда, половинчатое, а посему дешевого бензинового изобилия у нас теперь точно не будет.
- Такое впечатление, что ваши чиновники считают, что из нефти производят только бензин, солярку и тяжелые дистилляты, - недоумевает доктор химических наук, сотрудник НИИ "Волганефтехим" Олег КОВАЛЬ, в свое время участвовавший в проектировании Павлодарского НХЗ. - Почему из списка выпали средние дистилляты (парафины, газойлы, легкие масла. - Ред.) и гудрон, - непонятно. Хотя, с точки зрения экономической выгоды, после введения новых экспортных пошлин именно производство газойлов, парафинов и гудрона будет приносить наи-высшую прибыль.
Как утверждает эксперт, перенастройка технологического цикла занимает от пяти часов до двух дней, и теперь основной упор казахстанские НПЗ сделают как раз на экспорт средних дистиллятов.
- К примеру, циатим (разновидность газойла. - Ред.), который могут производить все три казах-станских завода, на мировых рынках в зависимости от марки стоит от $1700 до $22000 за тонну, - говорит Коваль. - При этом в том же Китае рынок насыщен циатимом всего на 80 процентов, торсиолом (парафиновая смазка. - Ред.) - на 70, а спрос на гидравлические масла удовлетворен вообще наполовину.
На вопрос, зачем же тогда правительство повышает таможенные пошлины на экспорт нефти, запрещает вывоз ГСМ, но упускает из виду парафин и его производные, ответ, по мнению экспертов, очевиден.
- Бюджет испытывает дефицит в 160 миллиардов тенге, - говорит кандидат экономических наук Сергей КРАВЕЦ. - Эти деньги надо где-то брать. Не урезать же и без того нищенскую зарплату бюджетникам! Вот и нашли выход - пошлину увеличиваем, а нефтепереработчикам, чтобы не сильно возмущались, оставляем "дырку" в трубе. А "дырка" вкупе с увеличившимися пошлинами означает рост цен на продукты нефтепереработки.
С невеселыми прогнозами экономистов согласны и сами игроки бензинового рынка.
- Мы планировали, что рост цен на ГСМ начнется месяца через три-четыре, но после появления новых таможенных пошлин на нефть вынуждены пересмотреть свои краткосрочные прогнозы, - говорит коммерческий директор одной из сетей АЗС Кайрат ХАЙРУЛИН. - Учитывая экономические риски, спекулятивные настроения и ненасыщенность рынка, думаю, рост цен на "горючку" начнется уже в конце октября.
При этом экономисты утверждают, что и дальше улучшения не предвидится.
- К сожалению, наше правительство в очередной раз расписалось в собственной некомпетентности. Что бы ни пели чиновники об отсутствии кризиса в стране, наполняемость бюджета - лучший индикатор состояния экономики, - утверждает экономист Ерсен АБИЛ. - Многомиллиардный дефицит бюджета (хотя в начале года правительство планировало профицит) доказывает, что в стране не просто кризис - он еще и усугубляется. А правительство, вместо того чтобы исправлять ситуацию в экономике, идет по пути наименьшего сопротивления, еще больше присасываясь к нефтяной трубе. Еще немного - и всю страну в трубу затянет.
Единственной пострадавшей стороной в "мудром" решении правительства, как всегда, окажутся простые казахстанцы. Рост цен на ГСМ увлечет за собой в трубу и продукты питания, и коммунальные услуги... |