Ольга Флинк, "Эксперт Казахстан", 15 сентября
Если предположить, что перенос сроков коммерческой добычи нефти на Кашагане на 2014 год окончательный и пересматриваться больше не будет, Казахстану надо усилить темпы по созданию гарантированной, безопасной и надежной системы транспортировок энергоносителей. Об этом говорилось на III Евразийском энергетическом форуме KazEnergy, который прошел на прошлой неделе в Астане. Не был забыт и газовый вопрос: по мнению руководителей казахстанских компаний, занятых добычей углеводородов, в ближайшие годы отрасли придется заняться разработкой новых газоносных территорий и добычей "голубого топлива" из угольных пластов.
Шахтеры дают газу
Судя по общей тональности участников форума, можно констатировать: Казахстан не был готов к вдруг возросшему на мировых рынках спросу на газ. И теперь ускоренными темпами пытается решить вопрос наращивания коммерческих объемов добычи газа (см. график 1). "Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасы которого с учетом новых месторождений - около 3,3 трлн кубометров, а потенциальные ресурсы достигают 6-8 трлн кубометров, это 1,7% мирового запаса. Основная часть запасов сосредоточена на крупных разрабатываемых или подготовленных к разработке месторождениях, таких как Тенгиз, Кашаган, "Королевское", нефтегазокондесатных месторождениях Карачаганак, Жанажол и других", - проинформировал министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Но это лишь небольшая часть газоносных территорий. Имеются малоизученные запасы в восточной, центральной и северной частях страны.
По информации председателя комитета геологии и недропользования Булата Ужкенова, сегодня уже представляет коммерческий интерес добыча метана из угольных пластов. Компания Schlumberger, анализировавшая результаты бурений в Карагандинском и Экибастузском бассейнах, подтвердила солидные запасы газа, превосходящие по характеристикам известное американское месторождение Сан-Хуан. Из двух участков с метаном, выставленных на тендер, на одном уже ведутся работы казахстанской частной фирмой. После подбора технологии опыт будет распространен на весь Карагандинский бассейн. "Арселор Миттал Темиртау" изъявил желание закупать этот газ. А представители из Южной Кореи проявили заинтересованность в участии в любых проектах, в том числе в Карагандинском бассейне или Восточно-Казахстанской области.
Но пока новые месторождения осваиваются, снабжение газом энергодефицитных регионов будет решаться за счет строительства магистральных трубопроводов, в перспективе направленных на внешние рынки. К 2014 году должен быть пущен магистральный газопровод Бейнеу-Бозой-Акбулак. Параллельно будут отрабатываться и другие направления. Не менее значимым станет направление на Турцию. К тому же представители ЕС настаивают на скорейшей реализации проекта "Набукко".
Террористы - не помеха
По мнению участников конференции, не менее актуальный вопрос - дальнейшая диверсификация поставок нефти. Ведь, несмотря на попытки властей усилить долю нефти, перерабатываемой в Казахстане, в обозримом будущем основная часть "черного золота" все равно будет идти на экспорт (см. график 2).
Взрыв состава с тысячей тонн казахстанской нефти в Грузии не расценивается как сигнал к сворачиванию транзита по направлению Баку-Батуми. Более того, президент национальной компании "КазМунайГаз" (НК КМГ) Каиргельды Кабылдин отметил: "Я считаю, что увеличение транзита нефти в направлении Каспийское море - Черное море, Азербайджан - Грузия, в том числе нефти, которая принадлежит международным компаниям, может, наоборот, стать фактором стабильности в этом регионе". Возможно, так и будет, однако Казахстан вынужден оценивать величину рисков, как политических, так и экономических, на всех направлениях. И с учетом этого выстраивать стратегию расширения экспортных потоков.
Большая часть транспортировки казахстанской нефти проходит по территории России. И вопросы увеличения объемов прокачки зависят от степени стратегического партнерства. По мнению аналитика агентства "Аргус" Рауфа Гусейнова, проблема расширения на 10 млн тонн трубопровода Атырау-Самара не решается из-за отсутствия банка качества в системе "Транснефти", а также из-за формирования направлений поставок российской компанией.
Бесконечные переговоры по расширению мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) - вопрос, лоббируемый Россией, - обещают выйти на финишную прямую. С девятью из одиннадцати акционеров договоренности достигнуты. Вице-президент НК КМГ Данияр Берлибаев считает необходимым подписать меморандум о расширении КТК до конца текущего года, чтобы успеть обновить мощности к 2013 году. "Если перенесем подписание, тендер на проектирование на следующий год, то из-за особенностей проведения разрешительных процедур пуск затянется не на год, а больше", - отметил г-н Берлибаев.
Кроме споров акционеров КТК по доступу к мощностям проблемным является и прохождение турецких проливов нефтеналивными танкерами, доставляющими зарубежным потребителям нефть, идущую по трубопроводу. Обходными маршрутами называются Бургас-Александруполис и Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ). Риски использования этих маршрутов также связаны с отношениями между их участниками, возможным квотированием и политическими инцидентами в странах транзита. Казахстан подключится к переговорам по Бургас-Александруполис после достижения положительных результатов Транснефти по этой теме. По словам Данияра Берлибаева: "По Бургас-Александруполис есть конкретная тематика переговоров, которые увязываем с расширением КТК". Любые другие проекты в обход Босфора и Констанца-Триест будут соотноситься с бургасским.
Реализация второго обходного маршрута - ККСТ, больше известного как БТД, с сегментом Ескене-Курык, связана с позицией Азербайджана по строительству совместных мощностей и опять-таки с политической ситуацией в Грузии. "КазМунайГаз" уже учредил компанию по строительству казахстанского участка, разработал техническое задание и готовит тендер на подготовку проектно-сметной документации. И хотя на начальном этапе оператором выступает нацкомпания, г-н Берлибаев проинформировал, что ведутся переговоры с рядом иностранных инвесторов по участию в строительстве трубопровода. Стоимость сегмента Ескене-Курык превысит миллиард долларов. Поскольку расширение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан ограничено, в ожидании большой нефти придется увязывать с Азербайджаном и выход на Батуми.
На иранском направлении вряд ли можно ждать значительного увеличения поставок. Ограниченные возможности портовой инфраструктуры, ужесточение к качеству нефти, политические риски вызывают определенные сомнения о перспективе транзита.
Менее проблематичным можно считать маршрут Атасу-Алашанькоу. По мнению Рауфа Гусейнова, в техническом плане транспортировка в Китай, особенно зимой, зависит от поставок российской нефти, которую надо смешивать с кумкольской в равных долях. Кроме того, трубопровод ориентирован лишь на одного покупателя, а значит, и поставки напрямую зависят от его потребностей. На ближайшую перспективу в Китае ожидается замедление темпов роста спроса на углеводороды.
Многочисленные риски, связанные с увеличением экспорта по всем направлениям, заставят Казахстан задействовать все возможности для переговоров, чтобы к 2014 году не оказаться с дефицитом транспортных мощностей. При этом придется игнорировать советы, в частности США, о нежелательности развития каких-либо маршрутов. |