NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:45 ast
13:45 msk

Доходы банков второго уровня увеличились на 57,3%
Е.Бахмутова: В структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов составила 43,2%, сомнительных - 53,9%, безнадежных - 2,9%. Займы, по которым имеется просроченная задолженность по основному долгу и начисленному вознаграждению свыше 90 дней, составили 430,7 млрд. тенге
18.09.2008 / экономика

АЛМАТЫ. 17 сентября. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Совокупные активы банков по состоянию на 1 сентября т.г. составили 12 560,7 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 876,1 млрд. тенге, или на 7,5%. Об этом сегодня в Алматы в ходе специальной пресс-конференции заявила председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова, передает Казинформ.
Совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 1 993,4 млрд. тенге, увеличившись с начала года на 213,2 млрд. тенге, или на 12,0%. Ссудный портфель банков с учетом межбанковских займов на 1 сентября т.г. составил 9 041,4 млрд. тенге, увеличившись за август на 86,1 млрд. тенге, или на 1,0%, а с начала года - на 173,1 млрд. тенге, или 2,0%.
В структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов составила 43,2%, сомнительных - 53,9%, безнадежных - 2,9%. Займы, по которым имеется просроченная задолженность по основному долгу и начисленному вознаграждению свыше 90 дней, составили 430,7 млрд. тенге, или 4,8% от ссудного портфеля банков.
С начала года займы в разрезе отраслей экономики выросли на 346,9 млрд. тенге, или 5,3%. На 1 сентября года совокупные обязательства составили 11 003,1 млрд. тенге, из них обязательства перед нерезидентами составили 5 015,5 млрд. тенге, или 45,6% от совокупных обязательств.
Обязательства перед нерезидентами уменьшились с начала года на 448,3 млрд. тенге, или на 8,2%, уменьшение за месяц составило 86,5 млрд. тенге, или 1,7%. Общая сумма вкладов, привлеченных банками от юридических и физических лиц, на 1 сентября т.г. составила 7 372,4 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 396,6 млрд. тенге, или на 5,7%.
Доля ликвидных активов к совокупным активам банков составляет 14,9%. Совокупная сумма доходов банков второго уровня - 1 730,0 млрд. тенге, что больше аналогичного показателя прошлого года на 57,3%. Сумма расходов - 1 621,9 млрд. тенге; прирост по сравнению с показателем прошлого года на 76,9%. Нераспределенный чистый доход банков составил 82,4 млрд. тенге, что ниже показателя прошлого года на 46,5%.
За нарушение банковского законодательства в августе т.г. банкам было вынесено два письменных предупреждения и шесть писем-предписаний. На 1 сентября этого года в процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся семь банков.

-----

Никаких проблем с ликвидностью в Казахстане нет - Е.Бахмутова
АЛМАТЫ. 17 сентября. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

За период с 1 сентября 2008 года по 1 сентября 2009 объем внешних обязательств банков Казахстана составляет порядка 12 млрд. долларов. Об этом сегодня в Алматы заявила глава Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова, передает Казинформ.
"Что касается необходимых вливаний для поддержания ликвидности, то наш центральный банк демонстрировал такую готовность. Если это понадобится рынку, у центрального банка есть необходимый спектр инструментов для того, чтобы такую ликвидность на рынок "влить". Однако сейчас нет необходимости для таких действий. Это будет делаться в автоматическом режиме", - сказала Е.Бахмутова.
Она также отметила, что никаких проблем с ликвидностью в Казахстане нет. Вместе с тем она заявила, что банкротство ряда крупных международных финансовых компаний может косвенно повлиять на ситуацию в Казахстане. "Прямых вложений в те институты, которые сегодня терпят бедствие, в частности, Lehman Brothers или страховая компания AIG, которая, кстати, у нас на рыке работает, у нашего финансового сектора нет, по нашим сведениям. Поэтому прямых потерь не должно быть", - сказала глава АФН.
"Но что касается более глобальных последствий, то поскольку инвестиционный банк Lehman Brothers - крупный институт и имел взаимоотношения с рядом других международных финансовых организаций, то доступ к внешнему финансированию для нашего банковского сектора может быть еще затруднен какое- то время. Он и раньше был затруднен, но на самом деле банки сохранили доступ к внешнему финансированию, и большинство своих обязательств, которые они должны были погасить в течение 2008 года, они рефинансировали", - проинформировала Е.Бахмутова.

---

Финансовый кризис в США не уничтожит казахстанскую экономику!
Но проблемы на внутреннем рынке достигли критической массы

Полина Шиманская, www.ktk.kz, 17 сентября

Очередной американский экономический кризис казахстанскую экономику не затронет. Точнее, почти не затронет. Но расслабляться не надо, считают отечественные финансовые эксперты. Тем не менее, в казахстанских банках увеличивается число безнадежных кредитов, а доходность пенсионных фондов стремительно падает.
519 миллиардов тенге должны вкладчики казахстанским банкам. Это так называемые безнадежные и сомнительные кредиты, то есть, возможно, эти деньги не будут возращены уже никогда. По данным АФН, таких кредитов в суммарном портфеле банков 6 процентов.
Если уж быть совсем точными, то к этой сумме стоит добавить еще и миллиарды просроченных на несколько месяцев кредитов. Их тоже почти 6 процентов. В АФН заверяют, что у банков достаточно провизий, чтобы покрыть потери, а в правительстве активизировали работу по созданию Стабилизационного фонда. Сегодня было заявлено, что государство первоначально на выкуп кредитов готово выделить миллиард тенге.
Елена Бахмутова, председатель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и организаций РК:
- Это международная практика, когда возникает стрессовая ситуация на рынке, вызванная макроэкономическими условиями, возникает такая реакция.
Беспокоит экспертов и состояние пенсионных фондов. Доходы большинства из них съела инфляция. Только за август вкладчики недополучили в виде ожидаемой инвестприбыли 11 миллиардов тенге. В АФН не исключают, что в январе отдельным фондам придется решиться на беспрецедентную меру - компенсировать потерю доходности за счет собственного капитала. Управляющие фондов обязаны делать это, когда доходность падает до минимального уровня.
Елена Бахмутова, председатель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и организаций РК:
- Вполне возможно, что придется рассчитываться собственным капиталом. Но было бы странно, если при падающих рынках мировых, пенсионные фонды показывали бы иную динамику.
Тем более что 37 процентов денег будущих пенсионеров вложены в коммерческие банки, а 16 процентов в зарубежные ценные бумаги. Причем в большей степени американского происхождения. Тем не менее, в АФН казахстанцев просят не паниковать. Говорят, что все под контролем и последствия американского экономического кризиса не станут фатальными для финансового сектора Казахстана.

-----

Совокупный собственный капитал страховых компаний увеличился и составил 161,8 млрд. тенге - АФН РК
АЛМАТЫ. 17 сентября. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

За период с начала года совокупные активы страховых организаций увеличились на 28,3%, составив на 1 сентября т.г. 286,9 млрд. тенге. Об этом сегодня в Алматы заявила глава Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова, передает Казинформ.
Совокупный собственный капитал вырос на 28,1% и составил 161,8 млрд. тенге. Сумма страховых резервов составила 106,9 млрд. тенге. Объем страховых премий, принятых по договорам прямого страхования, на 1 сентября 2008 года составил 100,1 млрд. тенге, что на 1,4% меньше аналогичного показателя 2007 года. В том числе объем страховых премий по обязательному страхованию увеличился на 50,1% и составил 20,5 млрд. тенге, по добровольному личному страхованию страховые премии составили 13,5 млрд. тенге, по добровольному имущественному страхованию - 66,1 млрд. тенге.
Объем страховых премий по отрасли "страхование жизни" увеличился на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 3,7 млрд. тенге, а доля страхования жизни в совокупных страховых премиях составила 3,7%.
По состоянию на 1 сентября т.г. сумма страховых премий, переданных в перестрахование, составила 46,2 млрд. тенге, или 46,2% от общего объема страховых премий, при этом на перестрахование нерезидентам передано 40,0% от общего объема страховых премий.
Объем страховых выплат, произведенных по договорам прямого страхования за январь-август т.г., составил 39,9 млрд. тенге, что выше показателя предыдущего года на 48,6%. В том числе, по обязательному страхованию объем страховых выплат составил 5,5 млрд. тенге, по добровольному личному страхованию - 5,1 млрд. тенге и по добровольному имущественному страхованию - 29,3 млрд. тенге.

-----

За август 2008 года на рынке ценных бумаг зарегистрировано 63 выпуска акций - Е.Бахмутова
АЛМАТЫ. 17 сентября. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/

Как сообщила сегодня в Алматы глава Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова, за август 2008 года на рынке ценных бумаг зарегистрировано 63 выпуска акций, передает Казинформ.
Также в августе 2008 года было зарегистрировано 5 выпусков облигаций, общей номинальной стоимостью 21,6 млрд. тенге, 2 выпуска облигаций зарегистрированных в рамках облигационных программ на сумму 24,0 млрд. тенге, а также 4 выпуска облигаций, зарегистрированных в рамках облигационных программ, на сумму 28,0 млрд. тенге. Количество погашенных выпусков облигаций в августе месяце составил 1 выпуск, на сумму 3,04 млрд. тенге. В обращении по состоянию на 1 сентября 2008 года находилось 324 действующих выпуска негосударственных облигаций, суммарная номинальная стоимость которых составила 1 824,7 млрд. тенге.
Количество действующих на рынке ценных бумаг паевых инвестиционных фондов по состоянию на 1 сентября 2008 года составило 206. За отчетный период было зарегистрировано 3 акционерных инвестиционных фонда, таким образом, на рынке функционирует 47 акционерных инвестиционных фондов.
По состоянию на 1 сентября 2008 года количество выпусков негосударственных ценных бумаг эмитентов РК, включенных в официальный список KASE, составило: по категории "А" - 260 выпусков, по категории "В" - 82 выпуска.
В августе 2008 года за невыполнение отдельных норм действующего законодательства РК по рынку ценных бумаг в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг было направлено 23 письменных предписания и 1 письменное обязательство, в отношении накопительных пенсионных фондов было направлено 2 письменных предписания.

-----

Пресс-релиз №109
"Об итогах деятельности Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 8 месяцев 2008 года "

I. Дополнительные меры по обеспечению финансовой стабильности, принятые в отчетном периоде
В дополнение к совместным оперативным мерам, направленным на обеспечение финансовой стабильности в стране, принятым во втором полугодии прошлого года монетарными властями совместным приказом Агентства и Национального Банка РК №202 от 27.05.2008 года утвержден План оперативного реагирования на системные риски в рамках Меморандума по финансовой стабильности.
Также следует отметить, что на текущий момент одним из ключевых вопросов, вызывающих обеспококенность со стороны государства, является качество кредитного портфеля банков второго уровня, которое является основополагающим фактором, влияющим на стабильность банковского сектора. Качество кредитного портфеля претерпело некоторые изменения в результате влияния на отечественную экономику, в том числе и на состояние финансового сектора, продолжающего глобального кредитного кризиса 2007 года.
Так, одним из основных подходов в реструктуризации банковского сектора является улучшение структуры балансов банков и повышение качества их активов путем решения проблемы "проблемных" кредитов. В этой связи, на основе международной практики по вопросам антикризисного управления, в настоящее время с участием частного сектора активно рассматривается вопрос создания так называемого Фонда стабилизационных активов, целью которого будут являться выкуп и дальнейшее управление банковскими кредитами. При этом данный вопрос также важен с позиции обеспечения банковский сектор дополнительной ликвидностью.

II. Совершенствование регулирования и надзора (нормативные правовые акты, принятые и разработанные в отчетном периоде)
По банковскому сектору. В отчетном периоде введены в действие меры, ранее принятые Агентством с учетом существующих рисков в банковской сфере.
Так, с 1.04.08 взвешивание активов, размещенных в странах с льготным налогообложением, осуществляется банками по степени риска в 200% (взамен ранее действовавшей нормы в 150%).
С 1.05.08 г. введена в действие норма по поддержанию минимального размера резервного капитала в сумме не менее 2% от ссудного портфеля банков, подлежащего классификации, в целях увеличения резервного капитала банков.
С 1.07.08 г. введено в действие постановление, в соответствии с которым расширяется база привлеченных и собственных средств банка, подлежащая обязательному размещению в активы внутри Казахстана. Т.е. банки обязаны размещать собственные и привлеченные средства во внутренние активы в течение отчетного месяца так, чтобы отношение среднемесячной величины внутренних активов к сумме среднемесячной величины уставного капитала, среднемесячной величины субординированного долга, среднемесячной величины бессрочных финансовых инструментов, среднемесячной величины выпущенных банками долговых ценных бумаг и среднемесячной величины внутренних обязательств было не менее 1.
С 1.07.08 г. введены коэффициенты срочной и валютной ликвидности до 7 дней, а также изменен подход к расчету коэффициентов срочной и срочной валютной ликвидности до 30 и 90 дней (введение с 01.07.08 г.).
В целях повышения требований к минимальным размерам уставного и собственного капиталов банков второго уровня, направленных на дальнейшее повышение капитализации банковского сектора республики и повышение его конкурентоспособности с учетом предстоящего вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию 2 сентября т.г. Правлением Агентства принято постановление № 140 "О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня".
Постановление предусматривает:
* увеличение минимального размера уставного и собственного капиталов для вновь создаваемых банков до 5 млрд. тенге, с момента вступления в силу данного постановления;
* поэтапное увеличение минимального размера собственного капитала для действующих банков с 1 июля 2009 года - до 5 млрд. тенге, с 1 июля 2011 года - до 10 млрд. тенге;
для банков, расположенных вне городов Астана и Алматы - до 3 млрд. и 5 млрд. тенге, соответственно.
В результате повышения требований по минимальным размерам уставного и собственного капиталов банков второго уровня с учетом текущей капитализации банковского сектора к 1 июля 2009 года 15-ти банкам необходимо будет увеличить собственный капитал и к 1 июля 2011 года 18-ти банкам необходимо будет увеличить собственный капитал.
В целях выявления проблем финансовых институтов на ранней стадии и инициации своевременных действий надзорного органа для их решения и предотвращения постановлением Правления Агентства от 28 апреля т.г. № 70 утвержден План оперативных действий при нарастании рисков на финансовом рынке.
Применение этого документа позволит решить следующие задачи:
1) оценка текущего состояния финансовых организаций;
2) прогнозирование финансового состояния;
3) идентификация финансовых организаций и направлений деятельности внутри них, где есть или могут появиться проблемы;
4) систематическая формализованная оценка финансовых организаций в рамках дистанционного надзора;
5) выявление приоритетных направлений для проведения инспекторских проверок и оптимального распределения ресурсов надзорного органа;
6) инициация своевременных действий надзорного органа в целях решения проблем финансовых организаций на раннем этапе.
В отчетном периоде Агентством продолжалась работа по реализации установленного законодательством режима консолидированного надзора за финансовыми организациями.
Так, в целях оптимизации процесса получения статуса крупного участника финансовых организаций заинтересованными лицами, представления финансовой отчетности последними в уполномоченный орган, а также получения разрешения на создание /приобретение дочерних организаций финансовой организацией, на заседании Правления Агентства от 25 января 2008 года приняты следующие постановления Правления Агентства, унифицирующие требования по получению статуса крупного участника финансовых организаций:
- №7 "Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника банка, банковского холдинга, крупного участника страховой (перестраховочной) организации, крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда";
- №5 "О внесении дополнений в некоторые нормативные правовые акты Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций".
Кроме того, в целях освещения вопросов деятельности банковских конгломератов, на официальном сайте Агентства на ежеквартальной основе размещается информация о финансовом состоянии банковских конгломератов, в частности, данные по активам, обязательствам и собственному капиталу банковского конгломерата на основе консолидированной финансовой отчетности родительской организации, информация о выполнении пруденциальных нормативов банковскими конгломератами, а также информация о диверсификации деятельности банковских конгломератов.
Вместе с тем, в целях оперативного мониторинга финансового состояния банковских конгломератов на ежемесячной основе проводится мониторинг финансового состояния банковских конгломератов, что позволяет своевременно выявить повышения уровня концентрации рисков в банковских конгломератах и принять необходимые меры по их снижению.
По небанковским организациям. С 1 апреля введено в действие постановление, устанавливающее пруденциальные нормативы для организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, контрольный пакет акций которых принадлежит государству или национальному холдингу либо управляющей компании, аналогично ипотечным организациям. В частности, установлены следующие нормативы:
1) минимальный размер собственного капитала:
с 1 апреля 2008 года - 300 млн. тенге;
с 31 декабря 2008 года - 800 млн. тенге.
2) значение коэффициента достаточности собственного капитала (k1) на уровне не менее 0.10, с 31 декабря 2008 года - не менее 0.12.
3) максимальный размер займов, подлежащих классификации, который не должен превышать размера собственного капитала организации более чем в восемь раз.
4) минимальное значение коэффициента краткосрочной ликвидности (k3) на уровне 0,5.
По страховому сектору. Совершенствование системы прямого урегулирования путем внесения поправок (постановление Правления Агентства № 41 от 28.03.08 г.) в Правила осуществления прямого урегулирования, предусматривающее снятие ограничений по применению данного механизма осуществления страховой выплаты (ранее, прямое урегулирование распространялось на страховые случаи только с участием двух транспортных средств.
Постановлением Правления Агентства от 22.08.2008 года № 131 утверждена в новой редакции Инструкция о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов, утвержденная Постановлением Правления Агентства от 25 марта 2006 года № 87. Основные изменения касаются перечня высоколиквидных активов, активов по качеству и ликвидности, а также пересмотрены нормативы диверсификации активов страховых (перестраховочных) организаций. В настоящее время документ проходит процедуру регистрации в Министерстве Юстиции РК.
По рынку ценных бумаг. Утверждены изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Агентства (далее - НПА):
- Правила расчета пруденциальных нормативов для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг.
- Правила расчета пруденциальных нормативов для организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг.
- Правила расчета пруденциальных нормативов для организаций, осуществляющих управление инвестиционным портфелем.
- Формы и сроки предоставления отчетов о структуре портфеля ценных бумаг банков второго уровня и инвестиций банков второго уровня в капитал других юридических лиц.
- Пруденциальные нормативы для Национального оператора почты, а также форм и сроков предоставления отчетов об их выполнении.
- Правила государственной регистрации выпуска негосударственных облигаций, аннулирования выпуска облигаций и рассмотрения отчетов об итогах размещения и погашения облигаций.
- Правила предоставления отчетности страховыми (перестраховочными) организациями и страховыми брокерами.
- Правила предоставления отчетности накопительным пенсионным фондом.
- Инструкция "О порядке предоставления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг".
- Перечень финансовых инструментов, составляющих активы фондов недвижимости.
- Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан.
Данные НПА были доработаны в связи с введением с 1 сентября 2008 года в действие новых листинговых требований к эмитентам, утвержденных постановлением Правления Агентства от 26 мая 2008 года № 77 "О требованиях к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи" и вступают в действие с 1 октября 2008 года.
Основные изменения в вышеперечисленные НПА предусматривают пересмотр существующих пруденциальных нормативов для финансовых организаций, в части уточнение перечня ликвидных активов; пересмотр коэффициентов фондового и кредитного рисков; унификации требований к финансовым инструментам, разрешенным к приобретению финансовыми организациями и др.
Вышеуказанные проекты постановлений Правления Агентства в настоящее время переданы на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
По рынку пенсионных услуг. В связи с введением в действие новых листинговых требований к эмитентам, утвержденных постановлением Правления Агентства от 26 мая 2008 года № 77 "О требованиях к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи" на августовском заседании Правления Агентства также рассмотрены и утверждены изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Агентства:
- Правила осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами.
- Правила расчета пруденциальных нормативов для организаций, совмещающих виды деятельности на рынке ценных бумаг.
- Правила представления отчетности накопительным пенсионным фондом.
- Инструкция о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для накопительных пенсионных фондов.

III. Законотворческая деятельность Агентства
В целях разработки комплекса мер оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и возможные непредвиденные ситуации Агентством разработан проект закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансовой устойчивости".
Основными целями законопроекта являются:
1) совершенствование механизмов для превентивного выявления рисков в финансовой системе;
2) расширение компетенции уполномоченного органа в случае неисполнения акционерами финансовых организаций требований уполномоченного органа по улучшению финансового состояния финансовой организации;
3) законодательное закрепление статуса, функций и полномочий представителей уполномоченного органа в банках второго уровня;
4) повышение требований к руководящим работникам и крупным участникам финансовой организации в целях увеличения ответственности финансовой организации за принятые обязательства.
Указанный законопроект постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2008 года № 649 внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Также Агентство принимает активное участие в разработке проектов Кодекса "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и законов "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения ":
Указанные законопроекты разработаны в целях реализации поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".
В настоящее время Агентство входит в состав рабочей группы под руководством Депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, А. Жамалова, основной задачей которой является обсуждение законопроекта с депутатами Мажилиса и вынесение итогового варианта проекта на утверждение в Мажилисе в начале октября 2008 года.
В отчетном периоде Агентством разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования" (далее - законопроект). Основной целью законопроекта является создание правовых основ функционирования исламских банков, устранения ограничений, препятствующих внедрению исламских банков, определение форм и методов государственного регулирования и надзора за деятельностью исламских банков, перечня и порядка осуществления исламских банковских операций.
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1) изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан, которые предусматривают, что особенности купли-продажи товаров исламским банком, доверительного управления имуществом при осуществлении банковской деятельности, банковских вкладов могут устанавливаться законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими банковскую деятельность, а также устанавливают, что банковские займы исламских банков выдаются без взимания вознаграждения за пользование деньгами;
2) изменения и дополнения в Налоговый кодекс, которые определяют порядок налогообложения исламских финансовых инструментов;
3) изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", которые направлены на создание правовых основ функционирования исламских банков, устранение ограничений, препятствующих внедрению исламских банков, определение форм и методов государственного регулирования и надзора за деятельностью исламских банков, перечня и порядка осуществления исламских банковских операций, установление запрета на осуществление традиционными банками исламских банковских операций;
4) изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг", которые определяют понятие исламских ценных бумаг, порядок их выпуска и обращения;
5) изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах", которые устанавливают требования к исламским инвестиционным фондам и определяют особенности инвестирования активов исламского инвестиционного фонда;
6) изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые предусматривают порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное исламским банком в качестве доверительного управляющего за счет средств инвестиционных депозитов.
Законопроект согласован и завизирован всеми заинтересованными государственными органами и 12 сентября текущего года внесен в Правительство РК.
Агентством ведется работа над проектом Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного и взаимного страхования".
В рамках законопроекта предполагается рассмотреть следующие основные концептуальные направления:
- совершенствование системы прямого урегулирования с учетом правоприменительной практики;
- дальнейшая модернизация института страхового омбудсмана с учетом правоприменительной практики;
- расширение системы гарантирования страховых выплат путем включения дополнительных видов обязательного страхования, а также страхования жизни;
- либерализация деятельности обществ взаимного страхования.
В настоящее время Агентством завершается работа по подготовке документов для внесения законопроекта в Правительство Республики Казахстан.
В отчетном периоде Агентством была продолжена работа по продвижению проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов", находящегося в настоящее время на рассмотрении Сената Парламента РК.
В рамках законопроекта рассматриваются следующие основные концептуальные направления:
- внедрение и реализация пенсионных планов, а также предоставление вкладчику возможности выбора пенсионного плана;
- расширение инвестиционных возможностей инвестиционных фондов;
- совершенствование автоматизации платежей и переводов в накопительный пенсионный фонд;
- совершенствование системы раскрытия информации субъектами рынка пенсионных услуг.

IV. Защита прав потребителей финансовых услуг
Обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг является одним из главных задач государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций.
Так, в отчетном периоде были рассмотрены обращения и запросы физических, юридических лиц, в том числе от государственных органов, касающихся различных вопросов деятельности банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых организаций, накопительных пенсионных фондов (далее НПФ), субъектов рынка ценных бумаг. По запросам физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Республики Казахстан, были предоставлены соответствующие разъяснения. Следует отметить, что значительная часть обращений касается деятельности банков второго уровня. При этом в свете последних событий на финансовом рынке, актуальными для населения остаются следующие вопросы:
1) повышение банками ставок вознаграждения по кредитам и комиссий в оплату банковских услуг;
2) правильность определения банками второго уровня (далее - банки) размера начисленных вознаграждений по договорам займов и банковского вклада;
3) неполнота графиков платежей по кредитам - без уточнения сумм вознаграждения и основного долга по кредиту;
4) невыдача банками займов;
5) возврат суммы депозита и очередность удовлетворения требований кредиторов (по ликвидируемым банкам).
Задачи по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг решаются Агентством и через повышение информированности населения о финансовом рынке, финансовых услугах, о мерах, предпринимаемых государством в финансовом секторе экономики. Так, в целях реализации Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения на 2007-2009 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан № 536 от 27 июня 2007 года, Агентством:
- ежемесячно составляется пресс-релиз о состоянии финансового рынка и финансовых организаций, об основных показателях рынка ценных бумаг для публикации в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Агентства;
- ежемесячно на официальном веб-сайте Агентства размещается информация о текущем состоянии банковского, небанковского, страхового, пенсионного секторов, сводные финансовые показатели по каждому из секторов финансового рынка;
- ежеквартально на официальном веб-сайте размещается информация о текущем состоянии рынка ценных бумаг, сводные финансовые показатели по видам профессиональной деятельности;
- на официальном веб-сайте Агентства действует раздел "Информация для потребителей финансовых услуг" с разбивкой по финансовым секторам, на котором размещается информация, в том числе разъяснительного характера, по часто поступающим запросам, калькуляторы расчета ставок вознаграждения по депозитам и кредитам, включая годовые эффективные ставки вознаграждения.

V. Сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями, рейтинговыми агентствами и регуляторами зарубежных стран В складывающихся условиях на зарубежных и отечественном рынках важную роль играют оперативный и эффективный обмен информацией и сотрудничество в целях адекватной оценки и прогнозирования дальнейшего развития ситуаций, происходящих в мировой экономике для корректировки политики регулирования в случае необходимости.
Так, в рамках Плана мероприятий по работе с международными рейтинговыми агентствами, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан №1143 от 29 ноября 2007 года, Агентство:
- организует и участвует во встречах с аналитиками рейтинговых агентств и других международных организации;
- выступает с докладами на конференциях, тренингах, проводимых рейтинговыми агентствами и другими международными организациями;
- осуществляет мониторинг рынка финансовых (долговых и долевых) инструментов, обращающихся на международных финансовых рынках, выпущенных казахстанскими компаниями;
- анализирует и предлагает свои комментарии к отчетам рейтинговых агентств.
В целях отражения текущей ситуации на отечественном финансовом рынке Агентством в адрес рейтинговых агентств направляется аналитическая информация с качественными и количественными показателями.
В рамках взаимодействия с рейтинговыми агентствами с начала года руководством Агентства были проведены встречи с аналитиками Moody"s Investors Service, Standard & Poors, Fitch Ratings.
Также проведены рабочие встречи с представителями таких организаций как МВФ, Всемирный Банк, Всемирный экономический форум, АБР, ИБР по актуальным вопросам финансового рынка.
Также в отчетном периоде Агентством проводились мероприятия по расширению правовой основы сотрудничества с органами надзора других стран и создания договорной базы по эффективному обмену надзорной и иной информацией на основе Меморандумов о взаимопонимании.
На текущий момент Агентством заключено 5 Меморандумов (Кыргызстан, Китайская Народная Республика, Молдова, Азербайджан, Российская Федерация). На стадии подписания находятся 17 Меморандумов.
В целях усиления взаимодействия с надзорными органами зарубежных государств и активного участия в деятельности международных организаций в мае текущего года на ежегодной конференции IOSCO-2008 Агентство выступило с предложением о проведении ежегодной Конференции IOSCO-2011 в Казахстане. В этой связи, по заказу Агентства был изготовлен имиджевый видеоролик "Новый Казахстан" и презентационный материал.
В августе текущего года г. Алматы посетил Г. Танзер - Генеральный секретарь IOSCO (Международная организация Комиссий по ценным бумагам), членом которой является Агентство. Целью визита являлась оценка готовности г. Алматы к проведению ежегодной конференции IOSCO, в рамках которого г-н Г. Танзер встретился с руководством Агентства, Национального Банка РК и Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.
В рамках активизации зарубежного и регионального сотрудничества руководство Агентства приняло участие на следующих конференциях и семинарах:
- Международная конференция "Страхование в Центральной Азии" г. Алматы;
- Международный семинар "Финансовый надзор" г. Алматы;
- Круглый стол "Банковский сектор Казахстана: стагнация или развитие" г. Алматы;
- Конференция "Казахстанский конгресс участников фондового рынка";
- Конференция "Рынок ценных бумаг: Правовые аспекты и проблемы законодательства";
- Конференция "Корпоративные финансы-2008";
- Форум "Kazakhstan Capital Markets Forum" 9-11 апреля в Лондоне;
- Бизнес-Форум "Перспективы развития фондового рынка Казахстана";
- Третий центрально-азиатский фестиваль "business weekend 2008";
- Конференция зарубежных инвесторов "Центральная Азия: Направление нового Шелкового Пути" и др.

VI. Работа со СМИ
Для отечественной экономики в настоящий период, связанный с интеграцией ее в мировую экономическую систему, важнейшей задачей является формирование необходимых условий для качественного и количественного роста инвестиционно активного населения.
В этой связи, Агентством подготовлен специальный план работы по повышению финансовой грамотности населения РК рассчитанный на 2008-2009 годы.
Учитывая актуальность проводимой работы, Агентство достигло договоренности с наиболее популярными среди населения газетами и журналами об открытии в этих изданиях специальной колонки или рубрики, в которой размещается необходимая информация по повышению инвестиционной и финансовой грамотности потребителей финансовых услуг, а также материалы по аналогичным мероприятиям. Работа ведется на безвозмездной основе с такими изданиями как: "Мегаполис", "Деловой Казахстан", "Курсив", "Караван", "Налоги и финансы", "Рынок ценных бумаг Казахстана".
Рассматривается возможность открытия авторской колонки Агентства в газете "Деловая неделя". Оригинальные материалы для публикаций Агентство предоставляет 2 раза в месяц.
В части мер по повышению уровня информированности населения о рынке ценных бумаг Агентством в рамках Плана мероприятий проводится следующая работа:
1) периодически обновляется информация о состоянии рынка ценных бумаг;
2) на периодической основе составляются пресс-релизы об основных показателях рынка ценных бумаг для публикаций в средствах массовой информации и web-сайте Агентства;
3) согласно сводному Плану информационной деятельности Агентства размещаются публикации о рынке ценных бумаг в печатных средствах массовой информации;
4) принимаются меры по популяризации рынка ценных бумаг среди населения путем публикации статей в СМИ, участия в телевизионных программах, конференциях, круглых столах.
5) В процессе подготовки находятся 5 видеороликов по защите прав потребителей финансовых услуг.
Так, на основании утвержденных графиков сотрудниками Агентства были подготовлены статьи, направленные на разъяснение деятельности инвестиционных фондов, накопительных пенсионных фондов и субъектов рынка ценных бумаг.
В целях повышения финансовой и инвестиционной грамотности населения, формирования страховой культуры, а также разъяснения и информирования граждан Казахстана о предпринимаемых Агентством мерах по обеспечению стабильности на финансовом рынке страны, за 8 месяцев т.г. были направлены ответы на вопросы следующих СМИ: журнал "Налоги и Финансы", газета "Литер", газета "Курсив", газета "Егемен Казахстан", газета "Казахстанская правда", журнал "Рынок страхования", журнал "Капитал Инвестиции Технологии", газета "Бизнес и Власть", газета "Время", газета "Жилищное строительство Казахстана", журнал "Экономические стратегии - Центральная Азия", журнал "Эксперт Казахстан", газета "Караван", деловой еженедельник "Бизнес проводник", деловое издание "RFCA NEWS".
На постоянной основе Агентство предоставляет новостные информации и аналитические материалы ИА "Интерфакс Казахстан", ИА "Казахстан Сегодня" и ИА "КазИнформ". Кроме того, сотрудники Агентства публикуют статьи и в научно-аналитических изданиях Казахстана.
За 8 месяцев подготовлены 74 статей и материалов по самым различным вопросам финансового рынка, в том числе в журналы - 21, газеты - 37, информационные агентства - 9, прочие - 7.
Руководство Агентства выступает в различных программах и принимает участие в телевизионных сюжетах по актуальным вопросам функционирования фондового рынка.
Также на постоянной основе руководство и сотрудники Агентства принимают участие в телевизионных экономических проектах, в частности: "Территория Тенге", "Деловые новости", "Информбюро" - ТРК "31 канал"; "Экономика Сегодня", "Бизнес -Новости", "Бизнес -Обзор", "Козкарас", "Жеті Кун" - АО "Агентство Хабар"; "Умная экономика", "Все об Инвестициях", "Инвестиция Иірімі", "Новый Казахстан" - НТК "Казахстан"; "Тенге" - ТРК "КТК"; "ТЕМА" - ТРК "Астана"; "Капитал" - ТРК "Алматы"; Программа "Козкарас" АО "Агентства "Хабар"; ИА "Интерфакс Казахстан" и ИА "КазИнформ"; Программа "Жеті кун" АО "Агентства "Хабар" и др. По итогам 8 месяцев работы руководством и сотрудниками Агентства было дано более 50 интервью.
Кроме этого, в рамках имиджевой программы Агентством изготовлен и показан в эфире АО "Агентство "Хабар" 7-ми минутный журнал об истории и деятельности Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Ролик был приурочен к дате утверждения Президентом РК годового отчета АФН РК за 2007 год.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Стабильность на грани стагнации 30.09.2008
Тепло вне сети 30.09.2008
Без света и воды 30.09.2008
Тариф не знает передышки 30.09.2008
"Акцент - на роли государства" 30.09.2008
Должники казахстанских банков требуют от государства, чтобы оно рассчиталось за их кредиты 30.09.2008
Правительство РК предоставило госгарантии по займам на реализацию двух проектов в сфере электроэнергетики 30.09.2008
"Казына" планирует приватизацию институтов развития в 2012 году 30.09.2008
Страховая компания "Евразия" сделала предложение о приобретении AIG Kazakhstan 30.09.2008
Битва тарифов 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz