NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 17:32 ast
15:32 msk

"Наличие нефтетранспортных систем является фактором стабильности в регионе"
К.Кабылдин: Я бы сегодня не стал говорить, что в связи с грузино-российским конфликтом увеличились риски по транскавказскому коридору, по системе БТД. Она была построена еще 5 лет назад, задумана еще раньше - 10 лет назад
22.09.2008 / экономика

Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 19 сентября

Новый глава АО НК "КазМунайГаз" Каиргельды КАБЫЛДИН недавно рассказал журналистам, в числе которых был и корреспондент Панорамы, о стратегии развития экспортных маршрутов нефти из Казахстана и участии нацкомпании в некоторых международных проектах.

- Как известно, Казахстан в скором времени планирует наладить поставки своей нефти через территорию Азербайджана в нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) и увеличить транспортировку в Батуми. Однако после недавних событий в Грузии трейдеры высказывают опасения по поводу активного использования кавказского направления, в том числе в связи с давлением со стороны России. Насколько реалистичны сегодня планы Казахстана в отношении данных маршрутов?

- Данные поставки будут организованы посредством Казахстанской Каспийской системы транспортировки (ККСТ). "КазМунайГаз" - это бизнес-структура, и мы не даем политические оценки подобного рода событиям. Я бы сегодня не стал говорить, что в связи с грузино-российским конфликтом увеличились риски по транскавказскому коридору, по системе БТД. Она была построена еще 5 лет назад, задумана еще раньше - 10 лет назад. И никогда Россия не высказывалась против данного направления, она лишь говорила, что может предложить лучший маршрут. Недавний конфликт на Кавказе также никоим образом не связан с желанием РФ контролировать нефтетранспортные нероссийские маршруты. Это просто случайное совпадение факторов. Мы не изменим своих планов по использованию этого коридора. Мы, наоборот, считаем, что увеличение транзита казахстанской нефти в данном направлении будет элементом стабильности в регионе. Потому что, как вы знаете, при подписании международных транзитных соглашений любая страна гарантирует стабильность поставок нефти и свободу транзита. Остальное - это дело политиков. Думаю, что именно бизнес, торгово-экономические отношения в конце концов урегулируют политические или межнациональные проблемы. И давайте отделим вопрос конфликта от вопроса транзита и транспортировки нефти по коридору Баку - Батуми и БТД.

- Вице-президент США Дик Чейни недавно призвал Грузию и страны бывшего СССР строить новые экспортные трубопроводы в обход России. Как к этому относится Казахстан и предполагаются ли в этой связи какие-либо переговоры с Европейским союзом и США?

- Еще на заре обретения Казахстаном независимости Президент Назарбаев объявил о необходимости создания многовекторной нефтегазотранспортной системы. Сегодня мы реализуем проекты по организации поставок нашей нефти через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в Батуми, Китай. Мы не отказываемся и от тех проектов, которые были обозначены ранее. Мы планируем использовать нефтепровод БТД, который сегодня прокачивает 37-40 млн тонн нефти в год при его ежегодной пропускной способности 50 млн тонн. Мы присматриваемся к трубопроводу Баку - Супса, способному транспортировать 10 млн тонн сырья в год и простаивающему уже два года. Наверное, не в интересах ни Грузии, ни Азербайджана не использовать данный актив, который может приносить существенную пользу для территорий этих двух стран.

В скором времени Казахстан будет добывать 120 млн тонн нефти в год, из которых лишь 20 млн тонн будет потреблять внутренний рынок. Из остального объема 50 млн тонн нефти в год, в соответствии с договоренностью, пойдет в систему КТК, около 20-30 млн тонн - в ККСТ, еще 20 млн тонн - в направлении Китая. Вот основные маршруты. ККСТ сегодня актуален в связи с ожидаемым началом добычи нефти на Кашагане. КТК был привязан только к Карачаганаку и Тенгизу. Тенгиз уже расширил производственную мощность, сейчас обсуждается вопрос реализации третьей фазы на Карачаганаке, и мы надеемся, что будет достигнуто соглашение о расширении КТК. Китай - в руках китайских покупателей.

Предложение г-на Чейни, в котором, безусловно, есть политическая окраска (бай пас, нероссийский путь) для Казахстана не ново. Логически правильно - надо всегда иметь альтернативу. Однако в условиях наличия неиспользованных мощностей имеющихся трубопроводов строить новый трубопровод, думаем, было бы экономически неоправданно. Другое дело - расширять или строить дополнительные мощности на существующих активах. Сегодня мы готовы платить за транзит.

- В следующем году Казахстан построит нефтепровод Кенкияк - Кумколь - еще одну ветку казахстанско-китайского экспортного трубопровода. Каковы будут источники поставок на данном маршруте, помимо ресурсной базы Актюбинского региона?

- Напомню, что в 2003 году мы построили участок Кенкияк - Кумколь, в 2005 году - Атасу - Алашанькоу. Сегодня мы строим серединный участок, который соединит месторождения в Актюбинской области с Кумкольским месторождением. В результате соединения всех этих звеньев мы получим широтный нефтепровод, который пройдет от Западного Казахстана до Западного Китая. Его проектная мощность составляет 20 млн тонн нефти в год, первоначальная - 10 млн тонн в год. Классически трубопровод строится под гарантии грузоотправителей или акционеров. Одним из акционеров данного проекта является Китайская национальная нефтяная корпорация CNPC, которая покрывает все риски. Наш нефтепровод будет построен из стратегических соображений: Китай получает доступ к каспийской нефти. Сегодня Китай - огромный импортер нефти, ежегодно покупающий 250 млн тонн. Поставка 20 млн тонн из Казахстана покроет потребности только Западного региона этой страны. В данном случае мы не конкурируем с Россией, которая тоже имеет планы по прокладке в китайском направлении трубопровода. Россия занимает северо-восточный рынок Китая - более развитый, больший по энергоемкости. Источником казахстанских поставок нефти будет Кумкольское месторождение (добывающее около 7 млн тонн нефти в год) и Актюбинский регион (где ежегодная нефтедобыча составляет 5 млн тонн), где участвует CNPC. Кроме того, есть еще и Атырауский регион - это весь Каспий, где тоже очень много ресурсов. Из Атырау нефть в Китай пойдет только в том случае, если там будет международная цена. Сегодня через участок Омск - Павлодар в Атасу - Алашанькоу и далее в Китай транспортируется еще и российская нефть. Начало поставок российской нефти - это сигнал, что цена в Китае будет приемлемая и конкурентная. Один мой азербайджанский друг говорил: "Нефть всегда течет туда, где хорошо платят".

- Как решается вопрос с продажей доли Омана в КТК, учитывая обоюдное желание Казахстана и России по ее выкупу?

- У КТК есть две половины яблока: одна - частные компании, другая - госкомпании. Оман относится к правительственным акционерам. Приоритетное право выкупить его долю имеют два других правительственных акционера: Россия и Казахстан. Мы оба выразили желание выкупить долю Омана в данном проекте с тем, чтобы сохранился баланс интересов. Если продаваемые акции выкупит частная компания, первоначальный баланс интересов в КТК может быть нарушен, то есть правительственные акционеры потеряют долю своего влияния. Поэтому у нас есть договоренность с российской стороной о том, что мы сохраним этот баланс. Не исключено, что долю Омана приобретет кто-то один из нас или оба - баланс интересов при этом все равно сохранится. Это уже результат коммерческих переговоров.

- Остаются ли у Казахстана планы по строительству НПЗ в Турции и Иране. Если да, в какой стадии находятся эти проекты?

- Да, мы рассматриваем проект строительства НПЗ в Джейхане. Вообще Джейхан - это очень выгодная коммерческая точка, его надо рассматривать как большой нефтяной хаб. Туда приходит иракская нефть - почти 150 млн тонн в год, азербайджанская нефть - 50 млн тонн, придет и казахская нефть. Джейхан - это открытый порт, в котором могут заправляться суда различного типа, он работает круглый год. Сейчас Казахстан и Азербайджан рассматривают предложение турецкой стороны о строительстве современного суперзавода, который помимо нефтепродуктов европейского качества мог бы производить продукцию нефтехимии. Мы даже предложили российским коллегам участвовать в данном проекте. Сегодня мы ведем переговоры и рассматриваем планы по своему возможному участию в таком НПЗ в период от 2013 года и далее. Турецкая сторона должна подготовить ТЭО, определиться с отводом земли - этот вопрос очень актуальный. После этого мы будем принимать решение.

Иран также предлагает нам участие в НПЗ на севере Каспия, что само по себе - хорошая идея. Они предлагают наладить сотрудничество в рамках swap-операций и долю в заводе. Единственное "но": в Иране существуют определенные инвестиционные ограничения, связанные с позицией этой страны в международной политике. На сегодня мы договорились с иранскими коллегами о том, что примерно до конца года они подготовят ТЭО проекта НПЗ и предоставят нам для изучения. Почему бы и нет? Если это касается бизнеса, и бизнеса очень хорошего. Если мы будем участвовать в этом проекте, мы получим доступ к азиатскому рынку. Сейчас около 80% Юго-Восточной Азии, Азии получает нефть из Персидского залива.

- О каких объемах может идти речь?

- Обычно завод строится из расчета переработки 5-6 млн тонн нефти в год. Потом путем строительства дополнительных блоков производительную мощность можно нарастить. Пока мы говорим про бизнес-предложение, которое на бумаге не обросло какими-либо цифрами.

- Как Казахстан намерен развивать экспортные мощности по транспортировке газа?

- Как вы знаете, между президентами Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и России было подписано соглашение о сотрудничестве в области развития нефтегазотранспортных систем. Позже было заключено соглашение между главами Туркменистана, России и Казахстана о строительстве Прикаспийского газопровода. Первое - четырехстороннее соглашение - направлено на развитие системы транзита азиатского газа в направлении России, построенной в конце 1960-х годов. Сюда входит и система Средняя Азия - Центр (САЦ), которая проходит по территории Узбекистана, Казахстана и частично по России. Казахстан, в соответствии с подготовленным планом по модернизации своего участка САЦ, довел его транзитную мощность до 60 млрд кубометров в год. У нас есть перспектива нарастить ее до 80 млрд кубометров в год. Мощности свыше 60 млрд кубометров будут реализованы в рамках проекта Прикаспийского газопровода.

- Казахстан хочет сам осуществить и профинансировать этот проект?

- Да. Мы профинансируем его под гарантии соглашений с "Газпромом", которые будут предоставлены нам в части транзита дополнительных объемов туркменского газа. Но концепция проекта, его технический дизайн будут согласованы со всеми участвующими в нем сторонами, с тем чтобы применялся единый комплекс технических решений и единая идеология развития мощностей. Было бы логично выбрать и единого проектировщика, который сделает инжиниринг, и на базе этого каждая территория наймет подрядчика и осуществит строительство. Возведенные участки системы будут находиться в собственности той страны, на территории которой они расположатся.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Стабильность на грани стагнации 30.09.2008
Тепло вне сети 30.09.2008
Без света и воды 30.09.2008
Тариф не знает передышки 30.09.2008
"Акцент - на роли государства" 30.09.2008
Должники казахстанских банков требуют от государства, чтобы оно рассчиталось за их кредиты 30.09.2008
Правительство РК предоставило госгарантии по займам на реализацию двух проектов в сфере электроэнергетики 30.09.2008
"Казына" планирует приватизацию институтов развития в 2012 году 30.09.2008
Страховая компания "Евразия" сделала предложение о приобретении AIG Kazakhstan 30.09.2008
Битва тарифов 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz