Алексей ХРАМКОВ, "Литер", 23 сентября
Прошлая неделя была настоящим праздником для всех владельцев автотранспорта. Уже с понедельника 93-й бензин стоил максимум 100 тенге за литр, а люди вроде бы даже обрадовались. Дизтопливо опустилось до отметки 70-72 тенге за литр. Но счастью не суждено длиться вечно. Выходные преподнесли новый сюрприз. Подорожало все!
Причем подорожало неслабо. К примеру, солярка поднялась в цене почти на 30 процентов. Что не заставило долго ждать последствий. Городские автоперевозчики в некоторых регионах Казахстана вновь задумались о повышении цен за проезд. Некоторые специалисты нынешнюю тенденцию связывают с новым импульсом в деле экспорта нефтепродуктов за рубеж. Казахстанский бензин и солярка остаются по-прежнему самыми дешевыми на северном направлении. А потому с отменой экспорта с 1 сентября в стране вновь возник дефицит этой продукции.
Прошлая неделя была настоящим праздником для всех владельцев автотранспорта. Уже с понедельника 93-й бензин стоил максимум 100 тенге за литр, а люди вроде бы даже обрадовались. Дизтопливо опустилось до отметки 70-72 тенге за литр. Но счастью не суждено длиться вечно. Выходные подарили новый сюрприз. Подорожало все!
На фоне мировых тенденций на нефтяном рынке снижение цен на горюче-смазочные материалы на прошлой неделе вроде бы было закономерным. Люди это восприняли с ликованием. На дорогах появилось чуть больше автомобилей. Появилась надежда на долгосрочную тенденцию, сообразную международным устремлениям.
В эти дни бензин и солярка подешевели везде, за исключением России. В Германии нисходящий тренд составил 0,09 евро, в Латвии - 1,5 лата, в Америке, где и без того на период выборов бензин дешевеет непрерывно, снижение составило почти 2 доллара за галлон. Причем пока нет информации, что ситуация изменилась.
В Казахстане ситуация со снижением, к сожалению, не смогла отличиться долговременностью. В определенных кругах это связывают с началом сельскохозяйственной страды.
- Льготные цены на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей толкают местные нефтеперерабатывающие заводы на нарушения ценовой политики, - говорит источник "Литера" в национальной компании "КазМунайГаз". - С одной стороны, нас обязывают продавать топливо для этих целей несколько дешевле и мы это закладываем в проектах, с другой - внутреннее потребление, помимо потребностей агросектора, также требует определенных объемов. В результате, продавая дешевле сельчанам, мы вынуждены поднимать цены для городских потребителей вследствие создавшегося дефицита.
Такое распределение цен вполне уместно, если принимать во внимание уровни доходов на селе и в городах. Однако в таком случае нельзя вычеркивать и такие социально значимые объекты, как городской транспорт, затраты на перевозку хлебобулочных изделий и прочее.
Только в Алматы в эти дни встало более 850 единиц автотранспорта, курсирующего по городским маршрутам. Перевозчики оказались не в состоянии оплачивать расходы на топливо, которые буквально за два дня выросли чуть ли не на треть. Аналогичная ситуация и в некоторых других регионах Казахстана.
В принципе, обращаясь к практике прошлых годов, люди в общем-то привыкли, что осенью и весной топливо дорожает. Однако, когда происходит такая чудовищная смена тренда, это несколько настораживает. А на уровне властей, как водится, все это объясняют объективными факторами.
С другой стороны, непременно присутствует и другая точка зрения на происходящее.
- Все лето, несмотря на стабильную экспортную ценовую политику по нефти, ее продукты дорожают, - говорит финансовый аналитик Владимир Цейко. - Все три нефтеперерабатывающих завода страны показали стабильное производство: кто-то меньше, кто-то чуть-чуть больше по сравнению с прошлым годом. Есть мнение, что НПЗ накапливают запасы продукции для реализации на экспорт после 1 сентября. Сейчас косвенно эти прогнозы начали сбываться. |