Айгуль КИСЫКБАСОВА, "Бизнес и власть", 23 сентября
Первый казахстанский опыт по выпуску инфраструктурных облигаций компанией "Досжан Темир Жолы" (ДТЖ) оказался неудачным. Пенсионные фонды, вложившиеся в эти бумаги, до сих пор ожидают своего вознаграждения. Не исключено, что этот вопрос будет перенесен в зал суда, а акционеры ДТЖ лишатся своих насиженных мест.
Для реализации проекта по строительству и эксплуатации железной дороги Шар - Усть-Каменогорск ДТЖ выпустила инфраструктурные облигации. Специально в рамках этого проекта ДТЖ и Минтранском заключили концессионный договор. Бумаги приобрели 9 пенсионных фондов, а также банки, страховые, инвестиционные компании и другие игроки финансового рынка. Сегодня инвесторы столкнулись с проблемой - неплатежеспособностью компании. Так, АТФБанк, являющийся представителем держателей облигаций компании, еще в конце июля сообщил о том, что ДТЖ испытывает дефицит денег.
Несмотря на все заверения расплатиться, компания и по сей день ходит в должниках. В конце прошлой недели история получила новый виток развития. АТФБанк направил в адрес поручителя проекта - Минфина - требование о полной выплате долгов по комиссии. Для взыскания задолженности с ДТЖ АТФБанк готов обратиться в суд с исковым заявлением на основании доверенностей, предоставленных держателями облигаций. По состоянию на 16 сентября 2008 года доверенности предоставили 13 держателей облигаций, в совокупности владеющие более 36% облигаций эмитента.
Вице-президент KASE Андрей Цалюк посетовал, что, несмотря на горячую поддержку идеи выпуска инфраструктурных облигаций, "первый существенный дефолт произошел именно с этим видом заимствования". Г-н Цалюк прогнозирует, что проблемы повторятся и в следующем году, так как ставка вознаграждения к тому времени достигнет 19% против 8,05% по выплатам этого года. "Профучастники рынка хотели бы услышать, что делается регулятором и государством, чтобы предвосхитить второй дефолт, который окажется крупнее первого", - подчеркивает он. Говоря о возможных путях решения проблемы, собеседник не исключает, что ДТЖ может увеличить выпуск своих акций. "Не исключено, что они будут выкуплены компанией "Казахстан Темир Жолы", - предполагает г-н Цалюк.
Председатель правления АФН Елена Бахмутова в свою очередь напоминает, что этот вопрос уже обсуждался в правительстве. "Пока можно сказать, что присутствует некий технический дефолт, поскольку объект близок к завершению, определенные ресурсы у эмитента присутствуют. Но произошло удорожание этого проекта", - сообщила она. Не исключено, что после завершения проекта будут предприняты действия по обновлению состава акционеров самого ДТЖ, подчеркнула г-жа Бахмутова. Глава АФН также обратила внимание на ответственность в этом вопросе и самих НПФ. "Инфраструктурные облигации - это рыночный инструмент, и пенсионные фонды, когда вкладываются в проект, должны оценивать свои риски, а не подменять оценку поручительством государства. Риск присутствует всегда", - говорит г-жа Бахмутова.
Зампредседателя правления НПФ "Народный" Нуржан Алимухамбетов, оценивая причины дефолта ДТЖ, указывает на моменты, которые на период продажи облигаций не имели отражения в концессионном законодательстве. По его информации, закон не включал в себя точного понятия срока обращения инфраструктурных облигаций и собственно информации о комиссионном вознаграждении инвесторам. "Эти моменты были отражены в подзаконных актах и в рамках концессионного договора. Но получилось так, что каждый участник проекта понял их по-своему. Кроме того, в законе не был определен пункт о том, что заимствования не должны превышать суммы государственного поручительства. Сейчас данные поправки уже внесены, однако вопросы по ранее привлеченным средствам остаются", - отмечает г-н Алимухамбетов.
Справка
По данным KASE, акционерами "Досжан Темир Жолы" являются Инвестиционный фонд Казахстана - 48,93%, Корпорация АВЕ - 22,12%, "Казкоммерц Инвест" - 22,12% и ТОО "Восточный экспресс KZ" - 6,83%. |