Ирина НОС, "Казахстанская правда", 23 сентября
В Астане открывается очередная Международная конференция "ТрансЕвразия" и выставка "ТранзитТрансКазахстан": идеологемой этих мероприятий, проводимых Министерством транспорта и коммуникаций, обозначена практическая организация перевозок по формирующимся трансконтинентальным и субрегиональным транспортным коридорам, проходящим через территорию нашей республики. С 1997 года по 2006-й, как и в этом году, конференцию и выставку активно поддерживало казахстанское Правительство. Пристальное внимание Кабмина оправдано еще и потому, что формирование интермодальных коридоров, которые становятся основой единой транспортной сети ХХI века, - главная задача евроазиатской транспортной политики. Накануне события мы пригласили к разговору министра транспорта и коммуникаций Серика АХМЕТОВА.
- Серик Ныгметович, определяющим фактором отечественной экономики можно именовать и состояние транспортной инфраструктуры. Можно сказать, что этим пониманием прониклось большинство: идет ремонт, реконструкция и строительство дорог внутри страны. Есть ли в МТК рецепт относительно того, как государству эффективнее использовать потенциал транзитных возможностей?
- Одним из инициаторов и активных сторонников интеграционных объединений на евразийском пространстве, как известно, является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. О реализации национального транзитного ресурса для обеспечения евроазиатских связей и потребности страны в перевозках грузов и пассажиров во всех видах сообщений очень четко сказано в реализуемой МТК Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года. А в последние годы с углублением процесса глобализации международных экономических связей на Евразийском континенте и ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение Великого шелкового пути - создание комплексного евразийского трансконтинентального моста.
Создание такого моста на базе реконструкции старых и строительства новых железных и автомобильных дорог позволит сократить на 8-15 тысяч километров пути по сравнению с транспортировкой грузов через Суэцкий канал или вокруг Африки. Реализация такого проекта поддерживается многими международными организациями, такими как ЕврАзЭС, ЭСКАТО, ООН, СПЕКА, ЦАРЭС, поскольку в этом проекте заинтересованы - в контексте интеграции - многие и многие государства. Дело в том, что в региональном масштабе сформируется транспортно-экономический пояс, и здесь будут охвачены пять видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиация, речной и морской, а также трубопроводы. К пониманию необходимости подобного сотрудничества государства Азиатско-Тихоокеанского региона пришли, теперь предстоит выстроить программу сотрудничества; осуществить трансгосударственные меры по развитию соответствующей инфраструктуры; обеспечить взаимовыгодность транспортного сотрудничества и соблюдение интересов всех вовлеченных сторон.
- И какими же видятся наши международные коридоры в сообщении Азия - Европа, ведь наша страна соседствует с двумя крупными государствами - Россией и Китаем?..
- На восточной границе с Китаем у нас расположена станция Достык, а также железнодорожный участок Актогай - Достык. Нам предстоит нарастить их пропускную способность, доведя мощность к 2011 году до 25 миллионов тонн грузов в год. Также планируется открытие второго пограничного перехода с Китаем путем строительства новой линии Коргас - Жетыген. Отсюда мы сможем организовать перевозки из Китая в Центральную Азию, Иран, Западную Европу, Закавказские республики и так далее по наиболее короткому пути. Китай стал одной из крупнейших грузоформирующих и грузополучающих стран, потому он объективно заинтересован в том, чтобы максимально задействовать свои ресурсы в развитии сектора трансконтинентальных перевозок. Если учесть, что одним из главных партнеров Китая является Европейский союз, то вырисовывается тенденция к поиску альтернативы морскому виду транспорта. И таковой являются перевозки наземным транспортом через страны Центральной Азии, что гораздо быстрее по времени доставки. Не столь давно Китай завершил строительство новой железнодорожной линии Цзиньхэ - Хоргос на границе с нашей страной. Более того, Китай заинтересован в осуществлении перевозок товаров из Японии, Кореи и стран Юго-Восточной Азии в Европу, где третья часть маршрута приходится на нашу территорию, что позволит нам получать большие доходы от транзита.
- Как известно, железнодорожным проектам нынче уделяется первоочередное внимание. А что наши морские пути, ведь в казахстанском секторе Каспийского моря работает порядка 150 судов флота поддержки морских операций под флагом нашей страны?..
- Пока единственный морской порт Казахстана, участвующий в международных перевозках, - порт Актау, являющийся составной частью международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и "Север - Юг". Учитывая его возрастающее значение, с 2006 года идет расширение порта в северном направлении. Завершение проекта позволит увеличить пропускную способность морпорта в два раза - с 11,5 миллиона тонн до 23 миллионов тонн в год.
Тем не менее не остаются без внимания порты Баутино и Курык. Через первый к 2012 году будет переваливаться до четырех миллионов тонн грузов, во втором сооружается нефтеналивной терминал мощностью до 20 миллионов тонн в год, ориентированный на участие в проекте Баку - Тбилиси - Джейхан и других.
- Тем не менее Каспий - внутреннее море, а потому нашим читателям было бы интересно узнать подробности практической реализации формирования трансконтинентального автодорожного коридора "Западная Европа - "Западный Китай".
- Старт реализация этой масштабной во всех смыслах идеи получила в прошлом году. Общая протяженность маршрута составляет 8 445 километров, в том числе по территории РК - 2 787 километров (подлежит реконструкции - 2 552 километра), по территории Китая - 3 425 километров, России - 2 233 километра с выходом на страны Западной Европы.
Дорога из Европы по маршруту Россия - Казахстан - Китай однозначно самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Все это делает проект перспективным. Время в пути будет составлять около десяти дней. К тому же проектом предусматривается создание вдоль маршрута пяти международных транспортно-логистических центров, развитие современных объектов придорожного сервиса, спутниковая навигация и внедрение системы платности на наиболее загруженных участках. Общая стоимость проекта, по предварительным данным, составит более девятисот миллиардов тенге. Проект планируется финансировать не только из бюджета страны, но и за счет активного привлечения средств частного капитала, а также привлечения займов международных финансовых институтов. Также планируется создание многосторонних консорциумов, состоящих из подрядчиков, поставщиков подсистем проекта, для участия в международном тендере.
Наша транспортная отрасль должна быть адаптирована к рыночной экономике и открыта для частных инвестиций. Нами проработан вопрос применения механизмов государственно-частного партнерства в транспортной отрасли, сформирована законодательная база для реализации концессионных проектов, ориентированная на привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру и гарантирующая возвратность вложенных средств.
- У меня есть такие данные: ежегодно из республиканского бюджета для Астаны и Алматы - на развитие транспортной инфраструктуры - выделяются трансферты в размере 300-400 миллионов долларов. Поясните, пожалуйста, чего ожидать горожанам?
- Думаю, что жители Астаны и Алматы замечают, как меняются пассажиропотоки, и видят, что только расширение улиц, строительство развязок и мостов позволит их распределять, избегая пробок. Что касается Астаны, то здесь планируется реализовать проект по внедрению автоматизированной системы управления на столичных дорогах, предложенный сингапурскими специалистами. "Умные" светофоры и электронные транспортные "гиды" раз и навсегда решат проблему дорожных заторов в Астане.
Перспективный план разбит на три основных направления - расширение дорог, внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУ) и запуск легкорельсовых трамваев (ЛРТ) (выбрана эстакадная форма строительства).
С первым пунктом местные специалисты справляются самостоятельно - строятся новые городские магистрали, транспортные развязки и мосты, расширяются и реконструируются существующие улицы.
Но если модернизация транспортной инфраструктуры не вызывает особых трудностей, то внедрение АСУ и ЛРТ имеет свои нюансы. Даже технологически продвинутые Япония и Корея, внедрившие электронную транспортную карту еще в начале 90-х, постоянно совершенствуют работу АСУ. Она требует постоянной модернизации и нуждается в тщательном уходе. Но сингапурцы потенциал главного города Казахстана оценивают высоко и обещают высокий результат.
Схему реализации проекта внедрения легкорельсового трамвая планируется осуществить на основе принципов государственно-частного партнерства, что позволит привлечь стратегического инвестора, имеющего опыт реализации аналогичных проектов, уменьшить риски и нагрузку на бюджет города. Так, на концессионной основе планируется строительство комплексной транспортной системы в эстакадном варианте (с 2009 по 2015 год) общей протяженностью 58,8 километра.
В Алматы реализуется программа снижения транспортной нагрузки на город. С 2005 года построено 11 транспортных развязок и продолжается строительство еще двух.
Ведется строительство первой линии городского метрополитена протяженностью 8,3 километра. В рамках программы "Безопасный город" начата реализация пилотного проекта по созданию современной системы видеонаблюдения на всех магистралях и местах массового скопления людей с последующим созданием единого механизма интегрирующей организационно-технической системы. Ядром данной системы будет создаваемый Единый диспетчерский центр, способный объединить все городские службы быстрого реагирования.
Доход Казахстана от транзита в 2007 году составил 501,3 миллиона долларов, в том числе от перевезенных грузов - 361,3 миллиона долларов, от обслуживания транзитных воздушных судов - 140 миллионов долларов. Начата реализация масштабных инфраструктурных проектов, ввод в эксплуатацию которых позволит увеличить к 2015 году грузооборот в два раза, пассажирооборот - в 1,5 раза, транзитный грузопоток - в 3,5 раза. |