NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:06 ast
03:06 msk

Три "кита" госслужбы
Г.Абдрахимов: Честно говоря, проработав девять лет в Агентстве по делам госслужбы, время от времени я и сам себе задавал вопрос о его целесообразности и необходимости
26.09.2008 / экономика

Марат Шинтимиров, "Central Asia Monitor", 25 сентября

В сентябре республиканское Агентство по делам государственной службы отмечает свое десятилетие. Это хороший повод поразмышлять о состоянии отечественной госслужбы, о ее перспективах и путях реформирования. Мы беседуем с председателем Агентства Габидоллой Абдрахимовым.

- Когда речь заходит о чиновничестве, невольно вспоминается образ змея из китайской мифологии, пожирающего свой хвост. Но сколько бы он его ни пожирал, хвост от этого короче не становится. Вы, конечно, догадываетесь, к чему я клоню. Я про адмреформы. Сколько бы ни оптимизировали государственный аппарат, количество чиновников не сокращается, а, кажется, даже увеличивается. Все время возникают новые бюрократические структуры, на месте упраздненных появляются новые. Взять ваше Агентство, празднующее свой юбилей. Не является ли оно еще одной надстройкой над и без того громоздкой государственной машиной? Насколько было оправдано его создание?

- Если позволите, начну свой ответ со второй части вашего вопроса. Честно говоря, проработав девять лет в Агентстве по делам госслужбы, время от времени я и сам себе задавал вопрос о его целесообразности и необходимости. Но подобная структура - это не наше отечественное ноу-хау. Есть подобные службы, допустим, во Франции - это министерство государственной службы и децентрализации. В Америке - это специальный офис по работе с персоналом. В Сингапуре - Комиссия по делам госслужбы… Словом, в абсолютном большинстве государств мира имеются подобные структуры.

В современном мире человеческий ресурс, наличие хорошо подготовленных и обученных кадров являются основополагающими факторами успеха. Совсем необязательно иметь богатые природные ресурсы. Гораздо важнее располагать интеллектуальными, творческими, профес­сио­нальными силами. Их необходимо собрать воедино, подобающим образом подготовить, настроить на решение тех или иных задач - как раз для этого и требуются структуры, подобные нашему Агентству.

Агентство по делам госслужбы - это орган, который ведает вопросами управления персоналом госструктур на территории всей республики. Само время доказало необходимость и эффективность его существования. Тем более что это не громоздкая, как вы говорите, и не забюрократизированная структура. За прошедшие десять лет штатная численность у нас не менялась. В Агентстве по делам госслужбы трудится пятьдесят человек в центральном аппарате и чуть более двухсот - в наших территориальных органах.

Не соглашусь я с вами и в той части, что численность госслужащих в Казахстане раздута. Если опять же сравнивать с другими государствами, то выяснится, что количество чиновников по отношению к остальной части населения в нашей республике не столь велико. Тем не менее, работа по оптимизации численности госслужащих проводится и будет проводиться впредь. Известно, что не так давно была сокращена на треть канцелярия премьер-министра, оптимизация штатов проведена и в администрации президента. При этом руководство республики не ратует за сокращение штатов ради самого сокращения. Сейчас политика в этом вопросе в корне изменилась. Руководству госорганов позволено самостоятельно определять штатную численность, но в рамках строго фиксированного бюджета. И если госорган справляется с поставленными задачами меньшими силами, то сэкономленные на штатной численности деньги остаются в его распоряжении и могут быть направлены на повышение заработной платы работающих.

- Вы утверждаете, что ваше Агентство на деле доказало необходимость и эффективность своего существования. В чем конкретно это проявляется?

- За годы независимости в республике сформировалась собственная модель госслужбы. Нам удалось добиться обеспечения равного права казахстанцев на доступ к государственной службе. Нами разработана и принята конкурсная система отбора, которая позволяет любому гражданину республики независимо от пола, национальной принадлежности поступить на государственную службу на конкурентной, свободной и демократичной основе.

Госслужба по сути своей стала более открытой. В корне изменилось отношение к человеческому ресурсу. За эти годы произошло институциональное становление самой госслужбы. С принятием Закона "О государственной службе" начала формироваться правовая база госслужбы.

Мы создали единую национальную сеть тестирования госслужащих. Она состоит из шестнадцати региональных центров, соединенных единой корпоративной сетью и осуществляющей тестирование в режиме реального времени через центральный сервер в Астане. В республике создана инфраструктура подготовки, переподготовки и обучения госслужащих. Налажена система подготовки кадров для госслужбы и за рубежом. За эти годы в лучших мировых образовательных центрах повысили свою квалификацию более тысячи наших госслужащих. Ежегодно при Академии государственного управления при Президенте РК и в наших региональных центрах обучения проходят подготовку порядка тридцати тысяч госслужащих.

- Цифры впечатляющие. А сколько же всего госслужащих в Казахстане?

- На сегодня по республике в сфере госслужбы трудятся чуть более 94 тысяч человек. Почти 58 процентов от этого числа составляют женщины. Средний возраст казахстанских госслужащих - 39 лет. Почти 30 процентов от их общего числа составляет молодежь до тридцати лет. Более 76 тысяч государственных служащих Казахстана имеют высшее образование, около 17 тысяч - среднее профессиональное и 824 - среднее образование.

- Не секрет, что тестовая система подбора госслужащих, которую вы внедрили, не является стопроцентной гарантией того, что на госслужбу не попадут слабо подготовленные, некомпетентные, а то и просто случайные люди. Таких чиновников можно встретить сплошь и рядом. Как с этим можно бороться?

- На решение этой и других проблем будет направлена новая модель кадровой политики. Мы планируем внедрить новую систему отбора госслужащих по профессио­нальным и личностным компетенциям. Оценка будет производиться с помощью тестов, в которых прогнозируется приемлемая эффективность потенциального работника с учетом его индивидуальных качеств. Новую систему условно можно назвать "тест государственной службы". В уже обозримом будущем при подборе кадров акцент будет делаться не только на знание претендентами законов и нормативов. В типовых квалификационных требованиях к категориям административных должностей, наряду с необходимостью соответствующего образования и стажа, будет установлен минимальный балл по итогам сдачи претендентом "теста государственного служащего".

Например, чтобы претендовать на должность директора департамента министерства, нужно будет иметь высшее экономическое образование и стаж не менее трех лет работы на государственной службе, а также набрать не менее восьмисот баллов при сдаче "теста государственного служащего". Окончательно победителя конкурса на замещение вакантной должности будет определять конкурсная комиссия по результатам собеседования. А назначение на должность будет происходить лишь после прохождения кандидатом специальной проверки.

Поверьте, через такое "сито" будет непросто попасть на госслужбу плохо подготовленным людям.

Чтобы воплотить эти планы в реальность, мы, согласно поручению главы государства, намереваемся создать "Национальный Центр управления персоналом государственной службы", который и будет заниматься тестированием претендентов, разработкой новых и доработкой действующих тестов, формированием, мониторингом и оценкой государственной службы. На новый Центр также будет возложена задача по поиску и привлечению в систему госслужбы наиболее талантливых и подготовленных претендентов.

- Ну а как быть с проблемой коррупции в системе госслужбы? Что делает ваше Агентство в этом направлении?

- При Агентстве действуют дисциплинарные советы во всех областях Казахстана и в городах Астане и Алматы. С начала года они рассмотрели 3 613 обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений госслужащими антикоррупционного законодательства и кодекса чести госслужащего. Проведено свыше тысячи проверок, возбуждено более девятисот дисциплинарных дел, привлечены к дисциплинарной ответственности 1 056 человек.

Конечно, работа госорганов еще далека от идеала. Мы понимаем это и работаем над тем, чтобы предложить и осуществить более действенные меры по усилению контроля за деятельностью госорганов, усилению ответственности госслужащих, в том числе и за коррупционные правонарушения.

Мы пришли к выводу - и администрация президента поддержала нас в том, что, во-первых, необходимо разработать систему стандартов государственных услуг. Во-вторых, законодательно закрепить за Агентством право осуществлять внешний контроль за деятельностью госорганов по выполнению стандартов госуслуг. И в обязательном порядке законодательно предусмотреть меру ответственности госорганов и конкретных госслужащих за ненадлежащее исполнение или за невыполнение стандартов госуслуг и кодекса чести госслужащего.

Все нововведения, которые внедряются или еще только планируются, направлены на то, чтобы в конечном итоге уже в обозримом будущем система госслужбы опиралась, образно говоря, на три "кита". Во-первых, необходимо разработать систему отбора на государственную службу наиболее подготовленных и наиболее достойных, во-вторых, создать условия для роста и развития персонала, и, в-третьих, создать предпосылки для постоянного "самоочищения" системы госслужбы, избавления ее от некомпетентных и нечистоплотных людей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Стабильность на грани стагнации 30.09.2008
Тепло вне сети 30.09.2008
Без света и воды 30.09.2008
Тариф не знает передышки 30.09.2008
"Акцент - на роли государства" 30.09.2008
Должники казахстанских банков требуют от государства, чтобы оно рассчиталось за их кредиты 30.09.2008
Правительство РК предоставило госгарантии по займам на реализацию двух проектов в сфере электроэнергетики 30.09.2008
"Казына" планирует приватизацию институтов развития в 2012 году 30.09.2008
Страховая компания "Евразия" сделала предложение о приобретении AIG Kazakhstan 30.09.2008
Битва тарифов 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz