Астана. 25 сентября. "Казахстан Сегодня"
В ближайшее время Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) РК предполагает передать в концессию 17 проектов в области создания инфраструктуры. Об этом сегодня в ходе VII Международной конференции "ТрансЕвразия - 2008" сообщил вице-министр транспорта и коммуникаций РК Дулат Кутербеков, передает корреспондент агентства.
"В настоящее время в области транспортно-коммуникационного комплекса нашим министерством реализовываются на основе государственно-частного партнерства 5 проектов, а в ближайшее время предполагается начать процедуру передачи в концессию 17 проектов на общую сумму около $20 млрд", - сказал Д. Кутербеков.
Он пояснил, что речь идет о 10 проектах в области строительства и реконструкции автодорог, в частности о реконструкции автодороги Алматы - Хоргос, Ташкент - Шымкент, Алматы - Капшагай, Астана - Караганда, Бейнеу - Актау, Уральск - Каменка, а также большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД).
"Также с помощью механизма концессии в ближайшее время предполагается реализовывать 6 проектов в области строительства и электрификации железных дорог и один проект в отрасли гражданской авиации", - продолжил вице-министр.
Он уточнил, что речь идет о реконструкции аэропорта в Костанае, а также о строительстве железных дорог Шар - Усть-Каменогорск, Коргас - Жетыген, Ералиево - Курык, Мангышлак - Баутино, Бейнеу - Шалкар и Саксаульская - Жезказган.
--------
В Казахстане созданы основные предпосылки для привлечения частных инвестиций в транспортную инфраструктуру - Ernst & Young Астана. 25 сентября. "Казахстан Сегодня"
В Казахстане созданы основные предпосылки для привлечения частных инвестиций в транспортную инфраструктуру. Такую оценку дал сегодня в ходе VII Международной конференции "ТрансЕвразия - 2008" старший менеджер группы проектного финансирования компании Ernst & Young Илья Седов, передает корреспондент агентства.
"Мы видим, что в настоящее время в Казахстане созданы основные предпосылки для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, а именно: растет спрос на инфраструктурные активы в результате общего экономического роста, и в то же время государство принимает программы развития инфраструктуры и готово вкладывать в них деньги наравне с инвесторами", - сказал И. Седов.
Он также отметил, что эти предпосылки в дальнейшем "должны поддерживаться развитием институциональной базы, в первую очередь, законодательством". "Не менее важны в этом отношении готовность и оперативность государства в принятии решений по инфраструктурным объектам", - подчеркнул представитель Ernst & Young.
"Мы очень много видели примеров, когда неготовность государства к принятию таких решений препятствовала привлечению частных инвестиций в отрасль", - пояснил он.
Кроме того, И. Седов назвал несколько основных недостатков такой формы государственно-частного партнерства (ГЧП) как концессия.
"Концессия является самой сложной моделью ГЧП с точки зрения структурирования, поскольку это долгосрочные договоры. Как правило, в них не удается предусмотреть всех возможных вариантов развития событий... И если впоследствии возникает необходимость изменения в договорах концессии в связи с какими-то внешними факторами, то они могут быть невозможны, поскольку это может привести к существенному изменению договора концессии, то есть его фактическому расторжению и необходимости подписывать новый договор с проведением новых конкурсов", - назвал он один из самых главных недостатков договоров концессии.
"В частности, в таких динамично развивающихся отраслях как авиаперевозки иногда бывает сложно на 30 лет вперед определить в договоре концессии все параметры инфраструктуры, которые будет необходимо построить в аэропорту", - уточнил И. Седов.
Помимо этого, по его мнению, процедура проведения инвестиционного конкурса именно для концессий является "наиболее долгой и наиболее дорогой как с точки зрения государства, так и с точки зрения частных инвесторов. "Для участия в конкурсе, как правило, требуется детальная экспертиза объекта частным инвестором, что требует существенных затрат с его стороны, которые могут впоследствии не окупиться, если именно этот инвестор не будет выбран по итогам конкурса", - пояснил менеджер Ernst & Young.
"Я также хотел бы подчеркнуть, что структурирование договора концессии занимает от полутора лет и более, то есть от момента, когда проект был инициирован, до финансового закрытия проходит 18 и более месяцев", - заключил И. Седов.
--------
На рассмотрении в казахстанском центре ГЧП находятся предложения по 12 инвестпроектам - Смагулов Астана. 25 сентября. "Казахстан Сегодня"
В АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства" (ГЧП) в настоящее время на рассмотрении находятся 12 инвестпроектов. Об этом сегодня в интервью журналистам сообщил председатель правления центра Болат Смагулов.
"Сегодня у нас в работе находятся предложения по 12 проектам, кроме того, мы мониторим два действующих концессионных проекта", - сказал Б. Смагулов.
По его словам, в основном проекты, находящиеся на рассмотрении центра представлены Минтранскомом. "Есть часть проектов Министерства энергетики и минеральных ресурсов, мы ожидаем еще ряд проектов", - уточнил он.
По словам председателя правления центра, 17 концессионных проектов, конкурсы на которые Министерство транспорта и коммуникаций намерено объявить в ноябре - декабре 2008 и в течение 2009 годов также "пройдут через центр". "В соответствии с законом и нормативно-правовыми актами, экспертизу предложений проектов (в рамках государственно-частного партнерства. - Прим. агентства), их ТЭО осуществляет наша структура", - пояснил Б. Смагулов. |