Азербайджан, Баку, 13 октября /корр. Trend С.Алиев
Со второй половины октября начнется новый этап энергетической политики, осуществляемой Азербайджаном со странами региона Каспийского и Черноморского бассейнов.
С октября ожидается начало транспортировки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) казахстанской нефти, добываемой компанией "Тенгизшевройл" на месторождении "Тенгиз", сказали в ВР Azerbaijan, которая является оператором проекта BTC.
ChevronTexaco (оператор "Тенгиз") будет доставлять нефть с сухопутного месторождения по железной дороге до казахстанского каспийского порта Актау, откуда сырье будет доставляться танкерами до Баку. Из порта Баку нефть будет доставляться до терминала в Сангачал (оператор BP), где находится вход в трубопровод BTC, а также отправляться по железной дороге в грузинские черноморские порты.
Как сказал информированный источник, близкий к переговорам с ChevronTexaco, тариф на прокачку нефти для компании по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан составит $4 за баррель, что является экономически привлекательным показателем для транспортировки сырья по этому маршруту. ChevronTexaco после приобретения бизнеса Unocal стала владельцем 8,9 процентов участия в трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан.
В настоящее время ChevronTexaco доставляет свою нефть по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск. В 2007 году ТОО "Тенгизшевройл" добыло 13,9 миллионов тонн нефти, из которых 12,8 миллионов тонн прокачено через экспортный трубопровод КТК и экспортировано в Новороссийск. Часть нефти отправлялась по железной дороге в Одессу.
Согласно прогнозам в этом году компания намерена увеличить добычу нефти в 1,5-2 раза, что приводит к необходимости наличия новых маршрутов транспортировки сырья. Таким маршрутом стал Азербайджан. Кроме транспортировки нефти по трубопроводу BTC, компания намерена транспортировать продукцию и по железной дороге транзитом через Азербайджан в грузинские черноморские порты Батуми и Кулеви.
Таким образом, полностью необоснованными становятся заявления скептиков о непривлекательности маршрута транспортировки казахстанской нефти через территорию Азербайджана по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом начало транспортировки нефти Chevron по этому маршруту станет только первым этапом. Гарантированными являются также объемы четырех акционеров трубопровода BTC, участвующих в разработке казахстанского месторождения "Кашаган".
Четыре компании, являющиеся акционерами проекта BTC (ENI, INPEX, ConocoPhillips и Total), работают в Казахстане на месторождении "Кашаган" и владеют 15 процентами участия в нефтепроводе BTC. Это значит, что компании будут транспортировать по трубопроводу не менее 150 тыс. баррелей нефти в сутки (проектная пропускная мощность трубопровода 1 млн. баррелей нефти в сутки).
В январе в Казахстане подписан документ по созданию Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (KCTS), по которой нефть будет транспортироваться в трубопровод BTC. Ее стоимость оценивается в $3 млрд. KCTS будет состоять из терминалов на казахстанском побережье Каспия, трубопровода до порта Курык и танкерной флотилии.
В создание транспортной системы будут инвестировать участники проекта "Кашаган" и "Тенгиз", которые подписали меморандум о создании KCTS.
Нефтегазовые месторождения Тенгиз и Королевское в Атырауской области на западе Казахстана с 1994 года разрабатывает СП "Тенгизшевройл" (ТШО), которое является крупнейшим нефтедобывающим предприятием Казахстана. На его долю приходится почти четверть добываемой в Казахстане нефти. Акционеры СП "Тенгизшевройл": американская ChevronTexaco Overseas (50 процентов), ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc. (25 процентов), национальная нефтегазовая компания Казахстана "КазМунайГаз" (20 процентов), российско-американская СП LUKArco - 5 процентов. Тенгизское нефтяное месторождение было открыто в 1979 году. Согласно последним оценкам, извлекаемые запасы нефти этого месторождения составляют 1,125 млрд. тонн. Общие разведанные запасы составляют около 3,133 млрд. тонн.
Общая протяженность нефтепровода BTC - 1768 километров, из которых 443 км пролегают в Азербайджане, 249 км - в Грузии; 1076 км - в Турции. Строительство трубопровода началось в апреле 2003 года, а его заполнение нефтью - 18 мая 2005 года.
Строительство БТД обошлось в $4 миллиарда. Это расходы на строительные работы. Заполнение трубопровода, финансовые расходы и выплата банковских процентов сюда не входят. Сумма общего финансового кредита составляет $2,6 миллиарда.
Акционерами BTC Co являются: BP (30,1 процента); AzBTC (25 процентов); Chevron (8,90 процента); StatoilHydro (8,71 процента); ТРАО (6,53 процента); Eni (5 процентов); Total (5 процентов); Itochu (3,40 процента); Inpex (2,50 процента); ConocoPhillips (2,50 процента) и Hess (2,36 процента). |