NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 07:17 ast
05:17 msk

Поводок для банкира
Для борьбы с кризисом правительство намерено существенно расширить полномочия регуляторов, которые в случае признаков ухудшения финансовой системы будут вмешиваться в работу финансовых институтов
04.11.2008 / экономика

Василий Калабин, "Эксперт Казахстан", 3 декабря

23 октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы". Первоначально ожидалось, что это случится на два месяца позже. По графику работы над законопроектом предполагалось, что второе чтение закона в мажилисе пройдет 10 декабря. Но на расширенном заседании правительства 13 октября президент потребовал поторопиться: "Важнейшая задача правительства - обеспечить устойчивость финансового сектора страны. Для этого необходимо ускорить принятие закона о финансовой стабильности, которое необоснованно затянулось", - сказал он. И процесс работы над законом заметно оживился, менее чем за 10 дней сенат и нижняя палата одобрили его, и 24 октября, в день опубликования, он вступил в силу.

Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 10 законодательных актов, в том числе в Уголовный кодекс РК. Определяет порядок принятия уполномоченным органом (Агентством финансового надзора, АФН) мер раннего реагирования и ужесточения требований к крупным участникам и менеджерам финансовых организаций (банкам, страховым и управляющим компаниям, брокерским конторам и др.). Теперь АФН сможет предпринимать меры для недопущения нарушения пруденциальных нормативов финансовыми организациями, а также недопущения дефолтов и банкротств.

Законопроект вобрал в себя практически все меры по стабилизации финансового сектора, которые обсуждались в последние месяцы в Казахстане на разных уровнях. Участники рынка встретили новеллы спокойно - они равно уверены в их необходимости и в том, что до практического применения новых норм дело, скорее всего, не дойдет.

Когда не хватает ликвидности

Одним из самых заметных нововведений стал пункт о наделении правительства возможностью выкупать акции банков. При однократном нарушении банком коэффициента достаточности собственного капитала* и (или) коэффициента ликвидности** правительство РК либо национальный управляющий холдинг могут приобрести объявленные акции банка в размере, необходимом для улучшения его финансового состояния, но не менее 10%. В первоначальном законопроекте подобные санкции были предусмотрены при нарушении указанных нормативов дважды и более раз, однако сенаторы поправили этот пункт.

После приобретения акций банка правительство назначает представителей интересов государства или национального управляющего холдинга ("СамрукКазына") в банковском руководстве без согласования с органами управления банка. Госорган, являющийся владельцем банковских акций, созывает внеочередное общее собрание акционеров банка для рассмотрения вопросов о смене должностных лиц или работников банка, оптимизации активов банка, увеличении уставного капитала и для решения прочих подобных вопросов.

В случае улучшения финансового состояния банка правительство продаст ценные бумаги.

Акции должны быть реализованы правительством в течение года после приобретения. Однако если финансовое состояние банка не улучшилось, срок реализации будет продлен на необходимое время.

"Сейчас в мире уже есть прецеденты приобретения государством акций проблемных банков. Учитывая, что у банков на данный момент есть серьезные трудности, просто давать им деньги без входа в капитал нецелесообразно. Частичная национализация вполне оправданна, и это нормальный процесс, - говорит заместитель председателя правления Unicorn IFC Екатерина Карцева. - В наших банках те же проблемы и риски, что и в американских, и можно ждать, что ситуация в банковской сфере может ухудшиться, и основные риски - это качество активов и рефинансирование обязательств". Впрочем, пока что особых поводов для беспокойства нет. Коэффициент достаточности собственного капитала по банковскому сектору составил на 1 октября 0,12 при нормативе 0,06, а, например, коэффициент срочной ликвидности до 30 дней - 3,6 при нормативе 0,9. Так что запас прочности у банковской системы еще есть.

Государство получило и другие поводы для изменения структуры собственников банков. Если будет выявлена неустойчивость финансового положения крупных участников банка, в результате которого банку причинен или может быть причинен ущерб, регулятор имеет право требовать от крупного участника уменьшения доли его прямого или косвенного владения в банке до уровня ниже 10% голосующих акций.

Также уполномоченный орган может осуществить принудительный выкуп акций банка при наличии у того отрицательного размера капитала. В данном случае акции должны быть реализованы по цене приобретения новому инвестору, гарантирующему необходимое улучшение финансового положения банка. Фактически правительство получило право принудительно перепродать любой из банков.

Еще год назад казахстанские власти объявляли о намерении выкупать акции банков. Тогда участники финансового рынка и эксперты воспринимали подобный шаг негативно. Сейчас, после того как национализация банков стала нормой в Европе и США, подобная мера вызывает минимум критики. В России сейчас тоже обсуждается возможный выкуп государством привилегированных акций и конвертируемых облигаций российских компаний. "Государство стремится помочь избежать банкам дефолта по внешним обязательствам. Экономическая ситуация на данный момент достаточно устойчива (в отличие, например, от Аргентины или Венгрии) и правительство вполне сможет оказать поддержку финансовым институтам, - считает г-жа Карцева. - В текущей ситуации вхождение государства в капитал банков станет позитивным фактором, поскольку больше всего все боятся, что банки не смогут ответить по своим долгам. Государство станет своего рода гарантом по внешним обязательствам. Внешние инвесторы (особенно держатели еврооблигаций) положительно воспримут этот факт".

Дыхание ревизора за спиной

Другая группа поправок относится к мерам превентивного воздействия на финансовые организации. Были закреплены статус, функции и полномочия представителей уполномоченного органа. Теперь им дано право выступать в качестве наблюдателя на заседаниях исполнительных органов и органов управления банка, принимать участие в работе постоянно или временно действующих комиссий банка, но без вмешательства в оперативную деятельность. Кроме того, законом расширяются основания для отказа в выдаче согласия на получение статуса крупного акционера финансовой организации.

АФН получило возможность выдавать разрешения на добровольную ликвидацию банков, пенсионных фондов, страховых организаций только после того, как компания передаст депозиты, страховой и пенсионный портфель другому банку, пенсионному фонду, страховой организации соответственно.

Одно из главных изменений касается статьи 45 закона "О банках и банковской деятельности РК". АФН, как и раньше, будет отслеживать, не появились ли факторы, способные ухудшить финансовое положение банка: снижение коэффициента достаточности собственного капитала, снижение коэффициентов ликвидности, снижение доли привлеченных вкладов физических и юридических лиц в сумме обязательств банка, увеличение в общем объеме ссудного портфеля банка займов, по которым просрочки по основному долгу и процентному вознаграждению превышают 90 дней, и прочее. Но теперь, если такие нежелательные явления будут выявлены, агентство не ограничится вынесением рекомендаций. Для начала регулятор отправит руководству банка и его акционерам требование представить план мероприятий по раннему реагированию для повышения финансовой устойчивости банка, недопущения ухудшения его финансового положения и роста рисков. Если предложенные меры не устроят АФН, то оно сможет изменить организационную структуру банка, ограничить принятие депозитов, прекратить начисление дивидендов, отстранить от должности руководителей банка, приостановить осуществление отдельных видов банковских операций с высокой степенью риска, реструктуризировать активы банка, ограничить наем сотрудников, закрыть отдельные представительства и филиалы. Предполагается, что будет использована одна или несколько из подобных мер.

Аналогично будет проходить процесс осуществления мер раннего реагирования в накопительных пенсионных фондах и страховых организациях при снижении у них основных показателей.

Ранее АФН имело право на принятие конкретных шагов только в случае нарушения нормативов, теперь достаточно ухудшения показателей.

Большинство из указанных в законе о финансовой устойчивости показателей финансового сектора сейчас находится на удовлетворительном уровне. Однако некоторые из основных коэффициентов стабильно ухудшаются, что может стать основанием для вмешательства регуляторов. Так, например, в банковских портфелях растет доля кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней. Если на 1 сентября их доля составляла 3,79%, то на 1 октября выросла до 4,28%. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ на 1 октября 2007 года составлял 8,83%, а на 1 октября текущего года 5,01%. В секторе страхования ситуация лучше, и снижение показателей наблюдается только у отдельных компаний.

Именно части о превентивных мерах, по мнению аналитика BCC-Invest Маулена Усенова, стоит уделить особое внимание: "Давайте это проиллюстрируем на примере: подлинная, чистая стоимость банка зависит от качества его портфеля, в котором у многих банков преобладают неликвидные займы. Они не могут быть легко оценены. Эта проблема встает более остро в кризисных условиях. Слишком часто банк становится действительно неплатежеспособным задолго до того, как на это укажут его счета. Когда капитал банка становится отрицательным, любое регулирование риска уже не имеет значения".

Кодекс надо чтить

Важными поправками пополнились Уголовный кодекс РК и закон "О рынке ценных бумаг.

В первом появилась статья "Доведение до неплатежеспособности", которая предусматривает наказание для первого руководителя крупного участника банка, накопительного пенсионного фонда или страховой организации за умышленное действие или бездействие, приведшее к неплатежеспособности компании и ее последующей принудительной ликвидации. Наказание варьируется от штрафа в три тысячи месячных расчетных показателей (МРП) до лишения свободы на три года со штрафом четыре тысячи МРП и конфискацией имущества.

В АФН отмечают, что подобная норма не является отечественным изобретением, а давно присутствует в международной практике. В частности, такая норма принята Базельским комитетом по банковскому надзору. Ответственность за возникновение проблем в банке несут как акционеры, так и менеджмент банка.

В законе "О рынке ценных бумаг" было уделено особое внимание статье о манипулировании на рынке ценных бумаг. Теперь не только лицензиатам, но и всем субъектам рынка ценных бумаг (включая инвесторов) запрещено распространять недостоверные сведения и манипулировать ценами. При этом в понятие "манипуляция" попадают не только действия, направленные на рост или снижение цен, но и попытки создать видимость торговли ценными бумагами, а также использование инсайдерской информации. Такие сделки будут останавливаться, их результаты - аннулироваться.

Кроме того, закон предполагает создание единой базы учета и подтверждения прав на ценные бумаги.

Небесполезно, невостребованно

По мнению директора департамента управления активами компании "Тройка Диалог Казахстан" Евгения Попова, если в законе появится возможность принятия тех или иных мер, это не значит, что регуляторы ими непременно воспользуются. В условиях продолжающегося кризиса, когда трудно что-то прогнозировать, может возникнуть ситуация, когда та или иная мера потребуется, и тогда у уполномоченного органа уже будет закон, по которому он сможет действовать. "Правительство готовится к возможным будущим стрессовым ситуациям и принимает необходимый закон, чтобы потом в последний момент не вносить эти поправки. Подобный документ должен пройти много инстанций. Сейчас трудно предусмотреть, что конкретно потребуется, поэтому закон предусматривает достаточно широкий ряд опций. В 2007 году, когда встал строительный сектор, стали экстренно приниматься различные меры по улучшению ситуации. Чтобы в будущем вновь не попадать в ситуацию, когда придется экстренно что-то решать, лучше все продумать заранее, и поэтому я поддерживаю такой законопроект".

По мнению г-на Усенова, первое, что теперь произойдет - это увеличение числа проверок. "Надо отметить, что регуляторам необходимо периодически проверять, как те или иные изменения повлияли на участников рынка. Это то, что можно назвать динамическим регулированием, что позволяет трезво оценивать плюсы и минусы системы в целом". Как считает эксперт, в первую очередь в результате появления нового закона сократится инвестиционная деятельность участников рынка, будет отдаваться предпочтение консервативному подходу, а также проводиться пересмотр портфелей в сторону сокращения рискованных вложений, вследствие этого возможен выброс на рынок акций (это прежде всего касается компаний малой и средней капитализаций). Компании будут озабочены тем, чтобы обеспечить стабильность и выполнение пруденциальных нормативов, в то время как такие задачи, как повышение прибыли и расширение, отойдут на второй план. В целом поправки будут носить стабилизирующий эффект.

"Поправки являются ответом на кризисные явления, следовательно, не являются эволюционными изменениями законодательства. До настоящего времени финансовое законодательство Казахстана считалось передовым на постсоветском пространстве и отвечало интересам стремительного развития, где риски определялись непосредственно участниками рынка. Поправки усилили роль государства в определении рисков, и это стало отступлением от ранее принятой модели", - говорит Маулен Усенов.

--------

В подготовке материала принимала участие Светлана Грибанова
*Отношение собственного капитала банка к активам
** Отношение ликвидных активов к объему обязательств


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Техника обсчета 28.11.2008
РД КМГ в рамках buy back приобрела на KASE около 2,2 тыс. своих акций по средней цене 9,3 тыс. тенге 28.11.2008
АО "КазАгроГаранту" - фонду гарантирования расписок в Республике Казахстан - присвоены рейтинги "BB" и "kzA" 28.11.2008
СП "Газпрома" и КМГ на базе Оренбургского ГПЗ заработает при переходе к третьей фазе освоения Карачаганака 28.11.2008
Цена барреля нефти ОПЕК осталась на уровне 45,5 долл. 28.11.2008
Нефть теряет в цене на фоне плохих новостей о состоянии экономики США 28.11.2008
Минэнерго Казахстана: В КТК приоритетом для страны является возможность экспорта своей нефти 27.11.2008
Дольщиков - к стене 27.11.2008
"В Казахстане наблюдается первая за десятилетие рецессия" 27.11.2008
"Нефтегазовые компании будут вынуждены значительно сократить рабочие места, если не снизятся экологические штрафы" 27.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz