NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 14:39 ast
12:39 msk

Фракция НДП "Нур Отан" рассмотрела вопросы развития машиностроения
М.Пшенбаев: Отрасль в целом растет быстрее всей экономики, но пока в стоимостном выражении дает всего 3 процента от общего производства
05.11.2008 / экономика

parlam.kz, 4 ноября

Сегодня под председательством Спикера Палаты, руководителя фракции Народно-Демократической партии "Нур Отан" в Мажилисе Урала Мухамеджанова состоялось расширенное заседание фракции. Рассмотрен вопрос: "Развитие машиностроения в рамках реализации "Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы".

Заседание проведено в целях выполнения задач, поставленных Президентом страны, Председателем партии Н.А.Назарбаевым на расширенном заседании Политсовета НДП "Нур Отан" 17 января 2008 года и на расширенном заседании Правительства РК 13 октября 2008 года.

В заседании фракции приняли участие Первый заместитель Председателя НДП "Нур Отан" Дархан Калетаев, депутаты Парламента, члены Правительства Республики Казахстан.

С докладом выступил депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан – член фракции НДП "Нур Отан" Мейрам Пшембаев.

В ходе заседания были заслушаны также выступления Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Умирзака Шукеева, министра индустрии и торговли Владимира Школьника, руководителей ряда госорганов и представителей машиностроительных предприятий Казахстана.

Участники заседания обсудили ход реализации основных приоритетов Стратегии индустриально-инновационного развития страны в машиностроительной отрасли, которая наряду с добычей и переработкой топливно-энергетических полезных ископаемых (угля, нефти, газа, урана и металлических руд) относится к стратегическим отраслям экономики Казахстана.

По итогам обсуждения принято постановление фракции. В нем отражены рекомендации Правительству по дальнейшей реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы в части развития машиностроительной отрасли.

* * *

Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада депутата Мейрама Пшембаева, а также информационно-справочные материалы к заседанию фракции:

"В своем выступлении на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 13 октября 2008 года Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. указал на то, что важнейшим источником роста занятости в экономике и повышения деловой активности должно стать использование средств национальных компаний и государственных органов для размещения заказов на отечественных предприятиях.

Президент указал также, что нужно пойти на беспрецедентные меры. По его поручению необходимо, чтобы все закупки бюджета и национальных компаний в первоочередном порядке размещались на отечественных производствах. Закупки министерств обороны, внутренних дел, здравоохранения, транспорта должны, в первую очередь, осуществляться у отечественных производителей. То же самое касается таких компаний, как КТЖ, Казмунайгаз, КЕГОК и их дочерних предприятий.

При этом, подчеркнуто, что средства должны оседать не у посредников, а у отечественных производственных предприятий.

В случае крупных закупок импортного оборудования необходимо добиться локализации в Казахстане их сборки, ремонта и обслуживания.

При этом Президент поручил Правительству продумать и принять исчерпывающие меры для решения поставленной им задачи, внедрить мониторинг и контроль через соответствующие структуры, регулярно рассматривать ход исполнения.

На этой благоприятной для отечественных товаропроизводителей ноте разрешите перейти к вопросу сегодняшнего заседания.

Сегодняшнее заседание нашей Фракции Народно-демократической партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента Республики Казахстан посвящено важному вопросу, а именно, вопросу развития машиностроения в Казахстане в рамках реализации "Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы".

Машиностроение является частью укрупненной отрасли промышленности, именуемой "Машиностроение и металлообработка". Перечень укрупненных отраслей промышленности приведен на слайде №1. В свою очередь, машиностроение включает в себя 37 подотраслей, приведу некоторые наименования подотраслей машиностроения: энергетическое, дизелестроение, металлургическое, горно-шахтное и горно-рудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое, автомобильное, тракторное, сельскохозяйственное, авиационное, оборонное, судостроительное машиностроение. А также электротехническая, электронная и радиопромышленность.

Далее на слайде №1 показана динамика ВВП, в целом промышленности, обрабатывающей промышленности и машиностроения.

Динамика ВВП, всей промышленности, обрабатывающей промышленности и машиностроения (в текущих ценах, млрд.тг.)
Годы200320042005200620071-ое полугодие 2008г.
ВВП46125870759010213127267195,5
Промышленность28363867,952536509,97815,92684,5
Обрабатывающая пр-сть12171537185224072956924,7
Машиностроение 92 128179,4228,7 281,2134,5


Как видно из слайда, все последние годы объем производства машиностроения постоянно рос, если в 2003 году он составил 92 миллиардов тенге, то по итогам прошлого года заводы Казахстана выпустили и продали изделий на 281,2 миллиарда тенге. Отрасль в целом растет быстрее всей экономики, но пока в стоимостном выражении дает всего 3 процента от общего производства.

1. Доля машиностроения в общем объеме производства в Казахстане в 1990 году составляла около 15%, в последние годы в 2001- 2,1%, в 2004 -3,3%, в 2007 - 3,5%. Для сравнения аналогичный показатель Японии достигает 50%, Германии – 48%, Швеции - 42%, США - 40%, Франции – 38%, России – 30%, Китая – 25%.

Численность машиностроителей в 1990 году составляла около 350 тыс. человек, в настоящее время составляет порядка 75 тыс. человек.

Структура инвестиций в промышленность Казахстана представлена на следующем слайде №

Структура инвестиций в промышленность Казахстана в %.
Наименование/годы200320042007
Промышленность100100100
Горнодобывающая74,773,875,0
Обрабатывающая20,818,918,8
Производство и распределение электричества, газа и воды4,57,36,2
машиностроение1,71,51,2


Как видно из слайда, на развитие машиностроения направляется, во первых, всего 1% инвестиций, направляемых в промышленность, и, во вторых, даже эта незначительная доля снизилась за последние годы на 30%.

На следующем слайде приведена структура импорта и экспорта в Казахстан
Млн. долларов США
годы2003 г.2007 г.
импорт всего8 408,7 (100%)15 700 (100%)
машиностроение3 583,8 (42,6%)6 800 (43%)

Млн. долларов США
годы2003 г.2007 г.
экспорт всего12 926,7 (100%)26 000 (100%)
машиностроение3 583,8 (1,0%) 500 (1,9%)


Как видите, в структуре импорта до 43% занимает продукция машиностроения, в то же время в экспорте доля машиностроения занимала в 2007 году всего 2%. Только по официальным данным таможенных деклараций в Казахстан ежемесячно завозится машиностроительной продукции на 500 млн. долларов.

Поэтому можно констатировать, что казахстанское машиностроение, несмотря на значительный рост в последние годы, находится в тяжелом положении.

И это несмотря на то, что в Законе Республики Казахстан от 4 ноября 2003 года №490- II "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение" машиностроение наряду с добычей и переработкой топливно-энергетическихполезных ископаемых (угля, нефти, газа, урана и металлических руд) отнесено к отраслям экономики, имеющих стратегическое значение.

Без собственного машиностроения можно развить другие укрупненные отрасли промышленности, но это обойдется стране гораздо дороже, чем при развитии собственного машиностроения. Конечно, можно закупить в других странах современное оборудование, но обслуживание импортного оборудования, обеспечение его запасными частями обойдутся очень дорого.

Что нужно сделать, чтобы поднять долю казахстанского машиностроения хотя бы до прежних 15%? В первую очередь, нужно отказаться от политики уравнительного налогооблажения и предусмотреть льготы и преференции отдельным подотраслям машиностроения.

Действующее налоговое законодательство содержит нормы по льготному обложению налогом на добавленную стоимость (далее-НДС) импорта оборудования и техники, способствующие техническому перевооружению. Проект нового Налогового кодекса предусматривает пролонгирование льготы по НДС для предприятий машиностроения до 2012 года и системных преференций для машиностроения (т.н. режим "свободного склада") до разработки адекватных замещающих механизмов стимулирования, а также предусматривает снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики.

Но этого недостаточно для развития машиностроения. Мы обращаемся в Правительство поддержать некоторые подотрасли машиностроения.

Какие подотрасли машиностроения надо поддержать?

Для этого надо проанализировать, где находится Казахстан в своем промышленном развитии. Как известно, в соответствии с длинными экономическими волнами промышленного развития, открытыми русским ученым Кондратьевым Н.Д. в начале 20 века, западные страны в своем промышленном развитии прошли через 5 технологических укладов и с 2000 года приступили к развитию 6-го технологического уклада. Описание технологических укладов приведено на слайде №2.

Где же находится Казахстан?

По нашему мнению, он находится между 3-им и 4-ым технологическими укладами. Отсюда можно сделать несколько выводов:
а) Казахстан отстает на 80 лет от промышленно развитых государств;
б) Нам необходимо в, первую очередь, развивать транспортное, горнорудное и нефтегазовое машиностроение. Кроме того, осознавая, что мы все еще аграрно-промышленная страна, необходимо развитие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Сильно ли потеряет бюджет, если предоставить льготы по налогам машиностроению?

Объем производства машиностроительной отрасли в 2005 году составил 179,5 млрд. тенге, в 2006 году – 228,7 млрд. тенге, в 2007 году – 281,2 млрд. тенге, т.е. налоги составляют порядка млрд. тенге в год, что составляет мизерную долю от всех налогов, поступающих в бюджет. Мы же просим освободить от налога не все тридцать семь подотраслей машиностроительной отрасли, а всего лишь четыре.

При этом освобожденные от налога средства должны идти не на потребление, а на реинвестирование основных средств.

Наше заседание посвящено вопросу "Развития машиностроения в рамках реализации "Стратегии индустриально - инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы". Как вы знаете, сроки реализации Стратегии были разделены на три этапа. 1-ый этап – 2003 – 2005 годы, 2-ой этап – 2006 – 2010 годы, 3-ий этап – 2011 – 2015 годы. Первый этап прошел и уже прошла половина второго этапа. За первый этап удачно отчитались перед народом и Президентом Республики Казахстан Нурсултан Абишевичем Назарбаевым.

А что есть в сухом остатке?

Да, в стране созданы Институты развития: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Фонд развития малого предпринимательства "Даму", Центр инжиниринга и трансферта технологий, Центр маркетинговых и аналитических исследований ныне преобразованный в Корпорацию по продвижению и развитию экспорта, Страховую корпорацию, БРК-лизинг и т.д..

Объединили их и создали АО "Фур "Казына".

Передали им десятки млрд. тенге из государственного бюджета. Установили многочисленному аппарату институтов развития большие зарплаты. А где отдача?

Где трансферт технологий, ну хотя бы один на каком-нибудь машиностроительном заводе?

Давайте посмотрим на План мероприятий на 2006-2008 годы по реализации "Стратегии индустриально - инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы". Есть ли в нем хотя бы несколько пунктов, реализация которых будет содействовать развитию отечественного машиностроения?

Я внимательно прочитал данный план мероприятий и могу ответственно заявить, что почти весь План представляет собой проведение мониторинга и анализа, на что не требуется никаких расходов. Что касается машиностроения, то в Плане есть только пункт 3.2.4 о создании агропромышленного технопарка в поселке Шортанды с финансированием в 2008 году 65 млн. тенге и пункт 7.5 о разработке, изготовлении, проведении сертификации и освоении в производстве новых высокоэффективных машин и оборудования для сельского хозяйства в технопарке АПК с финансированием в 2007 году 480 млн. тенге и в 2008 году 530 млн. тенге.

Я считаю, что с таким Планом мы далеко не реализуем Стратегию индустриально - инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Проходит уже половина срока реализации Стратегии, а мы до сих пор, что- то анализируем и что- то мониторим.

Взаимоотношение машиностроительных предприятий и Институтов развития еще один больной вопрос. Как правило, в Институтах развития долго, годами, рассматриваются инвестиционные и инновационные проекты. Причем, рассмотренный и не принятый в одном Институте развития проект, в другом Институте развития начинает рассматриваться опять с нуля. Например, проект Петропавловского завода тяжелого машиностроения по обновлению основных фондов рассматривался в Банке развития Казахстана почти два года, а затем был передан на рассмотрение в БРК-лизинг, где рассматривался еще полгода. К счастью, для завода все закончилось хорошо и он получил финансирование в размере 700 млн. тенге, на которые он приобрел 24 современных станка с числовым управлением. Но еще десятки заводов ждут финансирования.

Поэтому я предлагаю создать в АО "ФУР "Казына" одно на весь холдинг подразделение, которое рассматривает на входе любой поступающий в холдинг проект и отрабатывает его с заявителем и решает, какой институт развития должен его финансировать. Мало того, я предлагаю создать в АО "ФУР "Казына" подразделение, которое будет разрабатывать и/или дорабатывать инвест. и инновационные проекты по заявкам заявителей. В настоящее время все равно не сами машиностроительные заводы разрабатывают свои проекты. У них на это нет ни времени, ни специалистов. Они вынуждены нанимать всевозможные консультационные фирмы для разработки ТЭО и бизнес-планов, платить огромные деньги, а затем долго перерабатывать и дорабатывать их по требованиям Институтов развития.

Чтобы уже закончить с Институтами развития, хотелось бы высказать еще одну мысль. Мне было непонятно, почему 100% пакета акций АО "КХУГА "Самрук", управляющего промышленными холдингами АО "НК "КазМунайГаз", АО "НК "КТЖ", АО "НК "КЕГОК", АО "НК "Казахстан инжиниринг" и т. д. передано в управление Министерству экономики и бюджетного планирования, а 100%-ми пакета акций АО "ФУР "Казына", управляющего Институтами развития, т.е. финансовыми организациями, управляет Министерство индустрии и торговли. На днях Указом Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. АО "КХУГА "Самрук" и АО "ФУР "Казына" объединены в одну организацию – Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". Есть большая надежда, что проекты предприятий входивших в АО "КХУГА "Самрук" теперь будут финансироваться Институтами развития. В то же время есть опасение, что перестанут финансироваться другие предприятия, в том числе и машиностроительные, не входящие в АО "КХУГА "Самрук".

Развитию науки в Казахстане в последние годы уделяется повышенное внимание. На научные исследования в 2008 году выделены значительные средства, порядка 16 млрд. тенге. До 2012 года Президент Республики Казахстан пообещал увеличить финансирование науки в 25 раз. Но как бы опять научные разработки не оказались на полке без их внедрения. Министерство образования и науки республики курирует только первые две стадии процесса создания и освоения новой техники, а именно фундаментальные и прикладные исследования, в то время, как проведение опытно-конструкторских работ и освоение курируется Министерством индустрии и торговли. Ведь вслед за научными разработками надо проводить опытно-конструкторские работы и само освоение. Затраты на финансирование этих работ соотносятся следующим образом:

Научные исследованияОпытно-конструк. работыОсвоение
1 10 100


Отсюда следует, что если средняя научная работа требует финансирования не меньше чем 30 млн. тенге, то на ОКР надо выделять 300 млн. тенге, а на освоение не меньше 3 млрд. тенге. Таких денег у машиностроительных заводов нет. Вот почему ни одна разработка казахстанских ученых не внедряется. В среднем в год академические институты выдают 200-250 научных работ, готовых, по их мнению, к внедрению. Но господа ученые не учитывают, что необходимы еще затраты на ОКР и освоение. Но это не их беда. В свете обещания Президента Республики Казахстан об увеличении финансирования науки имеется большая вероятность того, что разрыв между научными результатами с одной стороны и ОКР и освоением с другой стороны только увеличится. Поэтому Правительству надо срочно рассмотреть вопрос об увеличении финансирования опытно-конструкторских работ. К тому же ситуация в Казахстане усугубляется тем, что в настоящее время соотношение между научными работниками, конструкторами и работниками опытных производств промышленных предприятий составляет 25:4:1, в то время, как в развитых странах это соотношение – 1:2:4. То есть у нас ученых в 6 раз больше, чем конструкторов и в 25 раз больше чем работников опытных производств, в то время, как конструкторов должно быть в 2 раза больше, работников опытных производств в 4 раза больше, чем ученых. И пока мы не переломим эту тенденцию, у нас так и не будет освоения собственных научных разработок.

В этой связи, уже несколько лет говорится о создании конструкторских бюро и, в первую очередь, по нефтегазовому и транспортному машиностроению. По этому вопросу прошли многочисленные семинары, обсуждения и презентации в Министерстве индустрии и торговли, АО "ФУР "Казына" и Центре инжиниринга и трансферта технологий, однако воз и поныне там. Как не было, так и нет таких организаций. Наконец в проекте бюджета на 2009 год появились предложения по созданию 2-х конструкторских бюро с выделением финансирования через АО "ФУР "Казына" в размере 1,5 млрд. тенге и покупке (трансферте технологий) на сумму 1,7 млрд. тенге.

Кстати о технологиях.

В Казахстане есть утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2007 года № 348 "Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007 – 2012 годы". Кроме того п.2 раздела 2 Протокола заседания Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан от 29 января 2007 года № 24-5/007-526 в качестве приоритетных направлений на 2007 – 2009 годы утверждены научные исследования в следующих областях:

а) Нанотехнологии и новые материалы;
б) Биотехнологии;
в) Технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов и связанных с ними сервисных отраслей;
г) Ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики;
д) Информационные и космические технологии;
е) Национальная идея как основа устойчивого развития Казахстана.

В отличие от нас, в России Президентом Путиным В.В. еще 30 марта 2002 года утверждены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Задача развития отечественной науки и технологий отнесена Путиным В.В. к числу высших приоритетов Российского государства.

Путиным В.В. также утверждены "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации".

Перечни критических технологий утверждены во многих промышленно развитых странах и насчитывают до 75 технологий. США по развитию большинства технологий занимает первое место, Англия, Франция, Германия, Япония занимают первое место по развитию не менее, чем по десяти критическим технологиям, а Россия - по двум.

Различие между Россией и Казахстаном по приоритетным направлениям развития науки и технологий в том, что в России дополнительно приоритетными являются развитие:

а) Новых транспортных технологий;
б) Производственных технологий;
в) Экологии и рационального природопользования;
г) Энергосберегающих технологий,
то есть тех технологий, развитие которых важно и для Казахстана.

Поэтому я обращаюсь в Правительство с просьбой предусмотреть развитие также и данных технологий. И кроме того, утвердить перечень критических для Казахстана технологий.

Офсетная политика.

Офсетная политика государства предусматривает дополнительные условия при подписании каких-либо договоров или контрактов. Например, часто при покупке оборудования в качестве дополнительных условий предусматривается организация в стране-импортере сервисных пунктов обслуживания, локализация т.е. организация производства запасных частей, обучение местных специалистов, передача технологий производства продукции и так далее. В нашем государстве часто забывают об офсетной политике, потому что если бы о ней помнили, у нас не было бы проблем с местным содержанием.

Перейдем теперь к тем подотраслям машиностроения, которые мы предлагаем поддержать. Но в начале об общих проблемах машиностроения. Главная проблема машиностроителей заключается в изношенности станочного оборудования, которое по некоторым оценкам достигло 65%. По нашим оценкам, в Казахстане надо заменить до 10 тысяч станков. При средней стоимости современного станка в 25 тыс. долларов США на полную замену 10 тыс. станков потребуется 250 млн. долларов США. Готово ли государство предоставить такие деньги машиностроению или предложить другие механизмы?

а) Нефтегазовое машиностроение.

Нефтегазовое машиностроение начало развиваться в Казахстане, начиная с 1999 года. Огромную поддержку нефтегазовому машиностроению оказало АО "НК "КазМунайГаз". Начиная с 1999 года, АО "НК "КазМунайГаз" ежегодно разрабатывает и согласовывает с машиностроительными предприятиями План производства нового оборудования на трехлетний период. За эти годы было принято несколько Планов. Благодаря данным планам, ежегодно рос объем производства оборудования для нефтегазовой отрасли Казахстана и, к настоящему моменту, казахстанскими машиностроителями было разработано, изготовлено и поставлено почти 300 наименований нефтегазового оборудования. В области нефтегазового машиностроения работают около двух десятков машиностроительных предприятий. Наиболее известные из них АО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения" – освоил выпуск мобильных буровых установок грузоподъемностью 125 тонн, цементировочных установок, теплообменного оборудования, Ульбинский металлургический завод – электродвигатели для станков-качалок, АО "Белкамит – групп" – емкости для работы под давлением, АО "Мунайаспап" - различные измерительные датчики и системы и т.д.

Основная проблема в нефтегазовом машиностроении это проблема загрузки отечественных машиностроительных предприятий.

Дело в том, что АО "НК "КазМунайГаз" добывает только 15% всей нефти добываемой в Казахстане, а 85% нефти добывают иностранные фирмы. Ежегодно в Казахстан ввозится оборудования не меньше чем на 3 млрд. долларов США, а в Казахстане закупается оборудование на 20 – 30 млн. долларов, т.е. менее, чем на 1%.

Исторически сложилось так, что сами нефтедобывающие фирмы не обустраивают месторождения и не закупают оборудования. Этим занимаются специальные инжиниринговые компании, крупнейшими из которых являются три компании: Халибуртон, Шлюмберже и PFD. Они, в свою очередь, имеют свои дочерние, или аффилиированные с ними машиностроительные компании и поэтому заказы на нефтегазовое оборудование остаются за границей.

Что надо делать? Выход здесь один. Надо создать СП с одной из вышеназванных инжиниринговых компаний. Компания Халибуртон уже три года предлагает организовать совместную работу и передать новейшие технологии добычи нефти и чертежи для производства соответствующего оборудования. Не знаю, что мешает организации совместной работы, но думаю, что при помощи государства на базе предприятий "Белкамит-групп" и АО "НК "Казахстан инжиниринг" возможно создание совместно с компанией Халибуртон полноценной инжиниринговой казахстанской фирмы.

б) Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.

Это очень горькая тема. АО "Павлодарский тракторный завод", в лучшие годы выпускавший до 50 тыс. гусеничных тракторов ДТ-75, и поставлявший трактора в десятки иностранных государств, канул в лету. Также исчезло АО "Целинсельмаш", выпускавшее целую гамму сельскохозяйственной техники. АО "Казахсельмаш" сократило объемы производства в десятки раз. В то же время сельское хозяйство республики нуждается в тысячах тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.

В последние годы начало возрождаться сельхозмашиностроение. В частности, освоены сборка комбайнов, тракторов, производство дизельных двигателей, жаток, сеялок, пахотного оборудования, запчастей, резинотехнических изделий. С 2004 года совместно с Банком развития Казахстана Костанайский дизельный завод (КДЗ) реализует инвестиционный проект по выпуску двигателя нового поколения Д-340 ТА (20 тыс. единиц в год), соответствующего экологическим нормам Евро-3. Подобные силовые агрегаты не производятся в России, других странах СНГ. В 2005 году на КДЗ собрано 200 комбайнов "Енисей" и 200 тракторов серии ВТ, а в 2006 году уже по 500 единиц каждого вида техники. В настоящее время это предприятие выпускает более 40 наименований узлов и деталей, в том числе, поршни, гильзы цилиндра, поршневые пальцы, водяные и масляные насосы.

О потребности сельского хозяйства в технике, и какую технику мы приобрели за рубежом, мы еще услышим из выступления Председателя правления АО "КазАгроФинанс" Тагашева И.Е. Хотелось бы отметить, что если еще старая сельхозтехника еще работает на селе, то в этом заслуга 130 средних и малых предприятий, осуществляющих ремонт сельхозмашин и оборудования.

в) Транспортное машиностроение.

Транспортное машиностроение можно разделить на две части: автомобилестроение и железнодорожное машиностроение.

Автомобилестроение представлено в стране в основном сборочными предприятиями: "Азия-Авто" выпускает легковые автомобили, "Камаз инжиниринг" - грузовики, Семипалатинский автосборочный завод – средние автобусы фирмы Хюиндай, Костанайский филиал АО "Агромашхолдинг" "Костанайский дизельный завод" - двигатели и тяжелую дорожную технику.

Железнодорожного машиностроения как такового еще нет в Казахстане, так как еще нет производства продукции. Однако рынок для железнодорожного машиностроения очень большой как в Казахстане, так и в странах СНГ. В Казахстане сегодня не хватает несколько тысяч грузовых вагонов, несколько сотен локомотивов и пассажирских вагонов. АО "НК "КТЖ" планирует новое строительство железных дорог протяженностью несколько тысяч километров. Значит, потребуются рельсы, шпалы, подкладки и другие материалы для верхнего строения пути. Также АО "НК "КТЖ" планирует электрифицировать несколько тысяч километров железных дорог. К сожалению, АО "НК "КТЖ", несмотря на предложения машиностроительных предприятий, прикрываясь законом о государственных закупках, не хочет разработки и утверждения Плана освоения казахстанскими машиностроительными предприятиями оборудования, изделий и запасных частей для железнодорожного транспорта. О законе о госзакупках я скажу ниже. Наиболее реально к выпуску грузовых ж/д вагонов подошло АО "ЗИКСТО" г. Петропавловск. Сегодня мы еще услышим выступление генерального директора АО "ЗИКСТО" Игоря Коровина. А сейчас мне хотелось бы сказать, что АО "ЗИКСТО" не с бухты – барахты взялось за создание грузовых вагонов. Еще 5 лет назад оно сначала освоило заводской ремонт, затем капитальный ремонт грузовых вагонов. Затем оно перешло к капитальному ремонту с продлением срока действия вагонов. Два года назад оно построило новый цех ВКМ для ремонта колесных пар. И наконец, совместно с Петербургским проектно-конструкторским институтом разработало новый грузовой вагон грузоподъемностью 70 тонн, стало калькодержателем чертежей этого нового вагона и построило несколько вагонов. Техническое задание на эти вагоны были согласованы с АО "НК "КТЖ". Данные вагоны прошли испытания в России и скоро будет получен сертификат и право на выпуск вагонов. Молодцы заводчане, но, к сожалению, должен добавить и ложку дегтя. Все работы завод провел на собственные средства. И, несмотря на неоднократные просьбы в адрес Министерства индустрии и торговли и Правительства, никто не выделил ни одного тенге.

При выпуске вагонов используется 62 наименования покупных, в основном в России, комплектующих. Наша задача освоить производство данных комплектующих в Казахстане. Для этого потребуются деньги, время и огромное желание добиться успеха. Для выпуска части комплектующих необходима организация в Казахстане крупного черного литья. Мы уверены, что конструкторское бюро по транспортному машиностроению, создаваемое в 2009 году, сможет организовать закуп чертежей и производство, и сертификацию изделий в России. Я понимаю, что заводам понадобятся и оборотные средства на закуп материалов, и станков, и контрольного оборудования, и средства на проведение сертификации в России. Но я думаю, что это также понимает и в АО "ФУР "Казына" и Центр инжиниринга и трансферта технологий, через которые предполагается проведение финансирования создания конструкторских бюро.

Нельзя не упомянуть о крупном проекте, осуществляемом АО "НК "КТЖ". Это строительство завода по сборке локомотивов по технологии компании "Дженерал Электрик", мощностью 100 тепловозов в год (г. Астана).

О проектах выпуска локомотивов и других грузовых вагонов доложит управляющий директор АО "КХУГА "Самрук" Байдаулетов Н.Т.

г) Горно-рудное и горно-шахтное машиностроение.

Закон о государственных закупках.

Еще одной бедой государственных холдингов, и предприятий входящих в их состав был закон о государственных закупках. Как вы знаете Фракция Народно-Демократической партии "Нур Отан" придает большое значение диверсификации экономики и соответственно развитию машиностроения в Казахстане. При фракции создан Совет по диверсификации экономики. На заседании Совета в 2008 году рассматривались вопросы развития машиностроительного комплекса и были приняты ряд рекомендаций Правительству Республики Казахстан. Часть из этих рекомендаций уже выполнена.

В целях координации деятельности по развитию машиностроительной отрасли создана постоянно действующая рабочая комиссия при Правительстве с включением в ее состав депутатов Палат Парламента и представителей машиностроительной отрасли (далее – Комиссия).

Задачами Комиссии являются:
проведение анализа деятельности действующих предприятий;
отрасли для выработки конкретной схемы действий по дальнейшему развитию и определению приоритетов в машиностроении;
разработка предложений по использованию отечественной продукции национальными и иностранными предприятиями, работающими на территории Казахстана;

Премьер-Министром Республики Казахстан дано согласие на проведение заседание Правительства с приглашением депутатов Парламента Республики Казахстан, государственных органов и экспертов в области машиностроения по обсуждению вопроса дальнейшего развития отрасли.

Кроме этого, мы рекомендовали Правительству:
увеличить объем финансирования НИОКР в машиностроительной отрасли;
внедрить инструменты субсидирования машиностроительной отрасли;
проводить постоянно мониторинг потребляемой в стране продукции машиностроения;
создать на государственной основе научно-исследовательский институт по проблемам машиностроения;
проанализировать ситуацию по средне- и профессионально-техническим специальностям и внедрить механизмы привлечения молодежи к обучению таким специальностям;
создать центры новых и инновационных технологий, с привлечением к их работе ученых и научных работников мирового масштаба;

Эти и другие вопросы мы предлагаем обсудить сегодня и в ноябре на заседании Правительства Республики Казахстан.

Таким образом, имеются следующие проблемы машиностроительной отрасли:
1. Низкая доля производимых машин и оборудования в валовом внутреннем продукте страны;
2. Высокая доля износа основных средств;
З. Недостаточность финансирования отрасли;
4. Технологическая отсталость отрасли;
5. Простой основных мощностей предприятий;
6. Низкая инвестиционная привлекательность;
7. Острая нехватка квалифицированных кадров.

Можно сделать следующие выводы.

Несмотря на проведенную работу в стране, пока не решены основные задачи Стратегии индустриально-инновационного развития по машиностроительной отрасли: ее рост неустойчив; загруженность предприятий слаба; не достигнута сколько-нибудь значительная экспортная способность машиностроения; себестоимость продукции выше, чем аналогичной – в России и Китае; инновационная активность в отрасли остается на низком уровне; недостаточна структурированность комплекса в научной и технологической сферах; низка доля предприятий, выпускающих конечную продукцию; средний возраст основных специалистов 55-70 лет. В целом перспективы развития машиностроения Казахстана остаются проблематичными.

По оценке экспертов, машиностроение, пережившее кризис в 90-х годах, все никак не выйдет из состояния стагнации. С 1990 года по 1999 год произошел спад машиностроительного производства более чем в пять раз. Только в период реализации программы развития машиностроительного комплекса в 2000-2003 годах удалось преодолеть тенденцию спада производства. Но в 2008 году эта негативная тенденция возобновилась.

Предложения

1. Сегодня Казахстан стоит не только перед политическим, но и перед историческим выбором двух сценариев развития как машиностроения, так и всей экономики. Один сценарий, осуществляемый ныне, - инерционное, экстенсивно-ресурсное развитие. На его основе удалось снизить остроту проблем, связанных с распадом СССР. Обеспечить в течение восьми лет темпы роста экономики свыше 10%, увеличение золотовалютных резервов, сокращение внешней задолженности. Созданы резервы, с помощью которых удается противостоять развивающемуся сейчас мировому кризису.
И другой, интенсивно-технологический сценарий предполагает осуществление значительных структурных корректив в экономике страны, переориентацию финансовых инвестиционных потоков и повышение в ближайшие 15-20 лет темпов ее роста до 10-15%. В результате Казахстан сможет решить следующие задачи: ликвидировать в основном научно-технологическое отставание, выйдя на некоторых направлениях НТП на уровень стран - лидеров глобализации; реструктурировать экономику, использовав все национальное богатство для создания "экономики знаний"; включить все неиспользуемые научно-технологические ресурсы в работу по выводу казахстанской экономики на уровень наиболее развитых в экономическом отношении зарубежных стран; создать эффективную систему образования и переподготовки кадров, соответствующие потребностям информационного общества; воссоздать на новой основе эффективные институты государственной власти и управления; упрочить в конечном счете Казахстану конкурентоспособные позиции в мире, прежде всего в области развития культуры, интеллекта, нравственности, духовности человека, считая именно эту цель главной стратегической задачей постиндустриальной модернизации страны.
В интересах опережающего развития необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов - материальных, организационных, моральных.
НДП "Нур Отан" необходимо проявить политическую волю в создании общественных механизмов мобилизации народа на свершение научно-технологического рывка и сотворение "экономического чуда" по опыту других стран.

2. В мировой практике существует два основных пути интенсивно-технологического развития стран. Первый путь с известной степенью условности можно назвать американским. Второй путь - японский (по которому за Японией вот уже более 40 лет идет Южная Корея и пошли другие азиатские "тигры"), с опорой на централизованные рычаги регулирования, государственное планирование и ускоренный межотраслевой перелив ресурсов. Ключевым в развитии Индии, Турции, Франции и ряда других стран стал принципэтатизма – широкого государственного участия в развитии экономики и национализации ее стратегических отраслей. Этот путь наиболее предпочтителен и для нашей республики.
Одним из элементов стратегии поощрения и направления экономической деятельности в Японии был отбор правительством приоритетных отраслей и сфер. Правительственные органы, и, в первую очередь, министерство внешней торговли и промышленности и министерство транспорта, разрабатывали определяющие документы промышленной политики (характерным примером такового может служить раздел "Содействие формированию прогрессивной отраслевой структуры" в "Плане удвоения национального дохода" (1960г.); с помощью кредитно-финансовых и налоговых рычагов способствовали притоку средств в такие базовые отрасли, как черная металлургия, машиностроение, морской транспорт, судостроение и т. д.

3. Опыт юго-восточных азиатских стран еще раз показывает, что при правильной налоговой политике государства можно достичь невероятных успехов. Тем более, когда государство не может позволить себе больших вливаний в какую-либо отрасль на фоне разрастающегося мирового кризиса.
Возрастает значение всемерной поддержки предприятий, нацеленных на выпуск остродефицитной продукции, импортируемой в страну в нарастающих объемах.

4. Снижение налогового бремени позволит увеличить инвестиционную привлекательность отрасли и привлечь денежные средства заинтересованных инвесторов, а также снизить государственную поддержку отрасли. Приоритетными подотраслями в Казахстане являются нефтегазовое, транспортное, горно-рудное и сельскохозяйственное машиностроение, так как в стране имеются определенный потенциал для их развития и рынок сбыта. При этом необходимо сделать четкий акцент на научно-технологический прорыв в машиностроительной отрасли. Особую роль приобретает оптимальность масштабов производства, выработка и реализация рациональной инвестиционной, производственной, маркетинговой сбытовой политики.
Следует учесть, что периоды падения рынков в условиях кризиса являются самыми выгодными для инвестирования будущего экономического роста.

5. Для подготовки квалифицированных кадров казахстанского машиностроения требуется увеличение количества ПТУ и инженерных специальностей в ВУЗах (с последующим трудоустройством на казахстанских предприятиях машиностроения), а также открытие учебных центров при всех отечественных крупных заводах машиностроительной отрасли.

6. Требуется увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, внедрить инструменты субсидирования отечественного машиностроения. Разработать новую Программу развития машиностроительной отрасли Республики Казахстан, нацеленную на кардинальное преломление сложившихся тенденций до 2015 года. Создать на государственной основе научно-исследовательский институт по проблемам машиностроения, а также центры новых и инновационных технологий, с привлечением к их работе ученых и научных работников. Необходимо разработать и внести предложения по использованию отечественной продукции национальными и иностранными предприятиями, работающими на территории Казахстана.

7. Что касается сложности и затратности устранения технологической отсталости отрасли, то требуется наладить используемый в развитых странах механизм обновления основных фондов за счет лизинга. На Западе в восьми из десяти случаев промышленное оборудование выкупают лизинговые компании, а затем сдают в аренду предприятиям. Доля проходящей через лизинг техники и агрегатов в Казахстане - меньше одного процента. Действующие в этой сфере 15-20 компаний открыты банками для получения быстрого дохода через лизинг транспорта. Чтобы окупить аренду промышленного оборудования, требуется 5-7 лет. В качестве источника таких "длинных" денег в развитых странах обычно используются средства страховых компаний и пенсионных фондов. Но у нас им запрещено инвестировать в подобные проекты. Запустить лизинг в этом секторе возможно при условии взаимной заинтересованности предприятий и Правительства и создании надежного и прозрачного механизма финансирования, который будет выгоден и лизинговым компаниям, и их клиентам.

8. Следующим этапом развития машиностроения станет освоение внешних рынков за счет расширения и многообразия зарубежных поставок. Доля машиностроения в экспорте должна вырасти в 15–20 раз. Учеными Лондонской школы бизнеса и Стэндфордского университета выявлена закономерность диверсификации 89 стран: вначале диверсификация, затем – специализация. Определенным рубежом перехода от диверсификации к специализации был уровень в 9 тысяч долларов ВВП на душу населения. Казахстан приблизился к этому показателю.

Нужно экспортоориентировать предприятия машиностроения по примеру Японии. В период высоких темпов роста важной задачей в Японии был провозглашен рост экспорта, в реализации которой важную роль сыграли соответствующие правительственные институты - Экспортно-импортный банк Японии, система внешнеторгового страхования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов от экспорта). Помимо мер финансового характера в интересах увеличения экспорта был создан специальный правительственный институт для содействия экспорту – "Джетро". Итогом принятых мер стал рост экспорта, поддерживавший экономический рост и доверие со стороны внешнего мира.

В Казахстане проходит второй этап реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана. Этот этап предусматривает активизацию научно-промышленной отрасли и эффективное использование научного потенциала, внедрения новых технологий.

Для изменения ситуации и реализации Народной платформы НДП "Нур Отан" нужны масштабные действия в обрабатывающей промышленности, и, в первую очередь, в машиностроении, в пользу выпуска продукции с высокой наукоемкостью.

В ближайшие два года в связи с мировым финансовым кризисом и мощным оттоком средств из страны произойдет сильная нехватка кредитов, и вся экономика страны будет испытывать острый недостаток финансовых средств, что приведет к ее охлаждению.

В этих условиях самой большой ошибкой явится сворачивание всей работы по индустриально-инновационному обновлению Казахстана и развитию машиностроения – стратегически важной отрасли в экономике, требующей особого внимания со стороны государства. Индустриально-инновационное обновление страны и машиностроения необходимо продолжить с тем, чтобы создать благоприятные условия для диверсификации производства и роста конкурентоспособности страны".

* * *

Материалы к расширенному заседанию фракции НДП "Нур Отан" по вопросу развития машиностроения:

"В Казахстане существует 13 подотраслей машиностроения и металлообработка. Сегодня в структуре машиностроительного производства преобладают производства: горнометаллургическое, сельскохозяйственное, нефтегазовое, военное и транспортное.

Доля машиностроительного производства в общем объеме промышленного производства Казахстана снизилась с 15,9% в 1990 г. до 3,5 % в 2007 г.

Доля машиностроения в промышленности, (%)
Годы19901995199619971998199920002001200220032004200520062007
Машиностроение15,97,37,15,03,72,22,53,43,13,23,33,43,53,5


На долю машиностроительной продукции в республике приходится 1,5% от общего объема экспорта.

На долю машиностроительного комплекса Казахстана приходится 3 % от общего объема производимой промышленной продукций.

Доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке машиностроительной продукции составляет около 14 %. Удельный вес машиностроительной продукции в обрабатывающей промышленности 9,3 % В машиностроительной отрасли произведено продукции по годам:
в млрд. тенге
200166,3
200268,6
200388,5
2004123,6
2005179,5
2006222
2007275
Январь-сентябрь 2008 г.215


На долю машиностроения приходится не более 5 % промышленно-производственных основных фондов, всего 1,6 % от объема инвестиций в основной капитал производственного назначения и около 1 % от стоимости вводимых ежегодно промышленно-производственных фондов, 12,5 % от общей численности промышленно-производственного персонала.

В общем количестве машиностроительных предприятий заводы-производители конечных видов машиностроительной продукции составляют только 6%.

Коэффициент использования производственных мощностей в среднем по отрасли по конъюнктурному обследованию составляет 48%, хотя есть предприятия, где он не превышает 10-20%.

За период с 2002 по 2007 гг. незначительный рост удельного веса машиностроительного комплекса в общем объеме промышленного производства связан, главным образом, ростом спроса на нефтегазовое оборудование отечественного производства.

За период с 2002 по 2006 гг. значительный объем капиталовложений направлялся на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Однако из-за относительно незначительных размеров использованных инвестиций это не оказало значительного влияния на техническое состояние и технологический уровень производственных мощностей машиностроения в целом.

Высок степень износа основных фондов (около 43%), в том числе их активной части (до 80%). На большинстве предприятий коэффициент обновления основных фондов составляет 11-17%, а коэффициент их выбытия 7,3-8,2%.

Доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в объеме импорта из стран СНГ в январе-августе 2008г. составила 23% (в январе-августе 2007г. – 26%),

Другие страны мира играют большую роль в обеспечении потребностей страны по ряду важнейших товаров, доля импорта из этих стран по продукции машиностроения в январе-августе 2008г. составила 74% (в январе-августе 2007г. – 75%) от общего импорта товаров машиностроения.

Мировой рынок отрасли машиностроения

Лидерами на мировом рынке в машиностроительном производстве являются США, Германия и Япония. К группе лидеров приближаются Испания, Греция, Бразилия, Аргентина. Все больше значение в мировом машиностроении приобретают страны Юго-Восточной Азии. Прогресс машиностроительной отрасли в этих странах обусловлен наличием мощного научно-технического потенциала, а также ориентацией развития машиностроения на высокоразвитые страны. Разработка и выпуск новых наукоемких видов продукции машиностроения является приоритетным в этих странах.

В мировом машиностроении преобладает общее машиностроение (в различные годы от 35% до 37%), транспортное (33-35%) и электротехника, включая электронику (30-31%). Структура машиностроительного производства в развитых странах (США, Германия, Япония, Англия) представлена практически всеми подотраслями машиностроения с преобладанием доли электротехники.

Удельный вес доли экспорта в общем объеме экспорта этих стран составляет: Япония – 64%, США, Германия – 48%, Канада – 42%, Швеция – 44%, Россия – 20%. Основной упор развития машиностроения делается на создание наукоемких производств, так расходы на научные исследования в странах Европы и США составляют в среднем 2,5-3% от ВВП.

Мировыми лидерами производства являются крупные транснациональные компании, на их долю приходится более половины мирового производства.

Современные тенденции развития машиностроительных производств характеризуются:

Переносом производств в страны с меньшей себестоимостью рабочей силы, не требующей высокой квалификации работников. В результате происходит разделение стран на производителей массовой продукции и производителей высококвалифицированной наукоемкой продукции. В развитых странах остаются высококвалифицированные производства, ориентированные на разработку и выпуск новых конкурентоспособных и наукоемких видов продукции машиностроения.
Усилением специализации и кооперирования машиностроительных производств, что обусловлено выгодами от увеличения масштабов производства.
Концентрацией рынка и интеграции компаний, обострением конкуренции. Происходит концентрация рынка, на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью с применением национальных защитных мер во внешней торговле. Так, ведущие зарубежные компании за последние 5-10 лет при непосредственной государственной поддержке осуществили реконструкцию своих производств на базе использования высокоавтоматизированных и компьютеризированных технологий;
Переходом на смешанный тип организации производства. В условиях неустойчивого спроса, роста требований к расширению ассортимента продукции, сокращения жизненного цикла изделий массовое производство существенно ограничивает гибкость предприятия, его способность адаптироваться к изменению спроса. Более выгодным с точки зрения временных финансовых затрат, а также гибкости по отношению к запросам потребителей становится серийное производство изделий. Ориентируясь на заказы клиентов, предприятия, с одной стороны, расширяют возможность учета их индивидуальных требований, а, с другой, достигают высокого уровня унификации базовых узлов и деталей, которые можно производить в массовых количествах. Наиболее выгодным в этих условиях является смешанный тип организации производства, при котором заготовительный передел – массовый и крупносерийный, обрабатывающий – серийный, сборочный – мелкосерийный и единичный.

Меры государственной поддержки Казахстана:

До недавнего времени Казахстан традиционно импортировал нефтегазовое оборудование. С 2000 года в рамках проводимой Правительством Республики Казахстан политики импортозамещения началась формироваться отрасль нефтегазового машиностроения

В Республике создано АО "Национальная компания "Казахстан инжиниринг", в состав которой вошли машиностроительные предприятия оборонной промышленности. С 2000 года идет перепрофилирование предприятий отрасли на развитие гражданской продукции.

В Казахстане созданы все условия для развития финансового лизинга. Принят закон "О финансовом лизинге". Вопросы лизинга отражены в Гражданском Кодексе (особенная часть) и в Налоговом Кодексе. Постановлениями Правительства Республики Казахстан приняты соответствующие правовые нормативные акты об утверждении Правил государственной регистрации финансового лизинга движимого имущества и Перечня основных средств, импортируемых в республику для дальнейшей передачи в лизинг, освобождаемых от уплаты НДС.

В настоящее время при АО "Банк развития Казахстана" создана дочерняя лизинговая компания АО "БРК-Лизинг" основной целью, которой является создание необходимых условий для обновления основных фондов машиностроительных предприятий республики посредством лизинга.

Для страхования рисков, связанных с экспортно-импортными операциями отечественной машиностроительной продукции, также необходимо увеличить капитализацию АО "Корпорация по страхованию экспорта".

С целью повышения уровня технологического развития Республики Казахстан путем обеспечения эффективности производственных мощностей и использования новейших технологий утверждена "Программа технологического развития Республики Казахстан до 2015 года". Целью Программы является повышение уровня технологического развития Республики Казахстан путем обеспечения эффективности производственных мощностей и использование новейших технологий.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года "О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан "Об инвестициях" производство машин и оборудования включено в перечень приоритетных видов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты.

Кроме того, постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 января 2008 года изменены критерии достаточной переработки таких товаров как: железнодорожные локомотивы, грузовые и легковые автомобили. Это обеспечило реальные условия по обеспечению критериев достаточной переработки товаров, т.е. локализации казахстанской части в сборочном производстве.

В целях решения проблем развития казахстанского содержания в контрактах на недропользование в 2006 году внесены изменения и дополнения в Закон Республика Казахстан "О недрах и недропользовании", что позволило законодательно обеспечить процесс мониторинга исполнения контрактных обязательств недропользователями в части казахстанского содержания.

Принят закон "О государственном оборонном заказе" который определяет и регулирует правовые отношения государственных органов, организаций и юридических лиц, независимо от форм собственности, в вопросах формирования и исполнения государственного оборонного заказа для нужд обороны и безопасности Республики Казахстан и предусматривает размещение государственного заказа на производство, поставку, приобретение вооружений, военной техники, товаров и технологий двойного применения.

Принят закон "О государственной поддержке инновационной деятельности" в рамках которого осуществляется государственная поддержка инновационной деятельности

в следующих основных формах:
- участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
- создание, координация деятельности и дальнейшее развитие существующих национальных институтов развития;
- реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств;
- предоставление инновационных грантов на условиях, определенных бюджетным законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом;
- организация кадрового обеспечения инновационной деятельности, в том числе путем обучения основам инновационного менеджмента;
- создание необходимых организационных, правовых и экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной политики в области инновационной деятельности.

В части кадрового вопроса, осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров для машиностроительной отрасли во всех областях, г.г. Астане и Алматы на базе профессиональных лицеев и колледжей (в каждом регионе обучаются от 20 до 600 человек).

В настоящее время Министерством разработан проект Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении комплекса мер по развитию отечественного машиностроения", принятие которого планируется в ноябре текущего года. В комплексе отражены меры необходимые для дальнейшего поступательного развития машиностроительной отрасли страны.

В свете последних поручений Президента Министерство индустрии и торговли готовит ряд региональных проектов к финансированию.

Кроме того, Президент оказал поддержку в осуществлении госзакупок фондом национального благосостояния "Самрук-Казына" без применения норм Закона о государственных закупках".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Техника обсчета 28.11.2008
РД КМГ в рамках buy back приобрела на KASE около 2,2 тыс. своих акций по средней цене 9,3 тыс. тенге 28.11.2008
АО "КазАгроГаранту" - фонду гарантирования расписок в Республике Казахстан - присвоены рейтинги "BB" и "kzA" 28.11.2008
СП "Газпрома" и КМГ на базе Оренбургского ГПЗ заработает при переходе к третьей фазе освоения Карачаганака 28.11.2008
Цена барреля нефти ОПЕК осталась на уровне 45,5 долл. 28.11.2008
Нефть теряет в цене на фоне плохих новостей о состоянии экономики США 28.11.2008
Минэнерго Казахстана: В КТК приоритетом для страны является возможность экспорта своей нефти 27.11.2008
Дольщиков - к стене 27.11.2008
"В Казахстане наблюдается первая за десятилетие рецессия" 27.11.2008
"Нефтегазовые компании будут вынуждены значительно сократить рабочие места, если не снизятся экологические штрафы" 27.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz