NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:18 ast
11:18 msk

Великая китайская дорога
Поднебесная выбирается из кризиса, развивая инфраструктуру и транспорт. А мы?
13.11.2008 / экономика

Павел Арабов, "Финансовые известия", 12 ноября

Крупнейшие страны мира преодолевают кризис по-разному. Пока США и Европа просто "накачивают" деньгами банки и финансовые рынки, Китай решил простимулировать свой экономический рост изнутри. Полтриллиона долларов пойдет на строительство дорог, жилья и внедрение инновационных технологий в промышленности. На фоне этого Россия, как обычно, оказалась между Востоком и Западом. Наше правительство и фондовый рынок с банками "накачивает", и жилье выкупать готово, и даже машиностроение с малым бизнесом поддержит. Вот только дорог у нас как не было, так и не будет... "Известия" решили разобраться, как пытаются победить кризис близкие нам по духу страны БРИК - Бразилия, Индия и Китай.

Китай не стал изобретать велосипед, а воспользовался чужим опытом. Подобно тому, как автоконструкторы из Поднебесной копируют иностранные машины, китайские экономисты скопировали американскую модель выхода из Великой депрессии в конце 1930-х годов. Тогда экономист Джон Кейнс убедил власть строить дороги. Но сейчас Америке это не поможет. А Китаю или России - запросто.

- Получив зарплату, бывшие безработные увеличат свои расходы, - раскрыл когда-то Кейнс формулу победы над кризисом. - Вырастет спрос. Это, в свою очередь, повлечет общее оздоровление экономики.

Тогдашний президент США Франклин Рузвельт с успехом использовал предложения Кейнса. Государство начало строить дороги по всей стране, десятки тысяч компаний получили государственные заказы, а сотни тысяч людей - работу. Но если этот способ так хорошо себя зарекомендовал, то почему США снова его не используют?

Просто не могут - американцам уже нечего строить. Такая же история и в Европе. В развитых экономиках уже достаточно прекрасных дорог, жилья в избытке, и ничего, кроме банальной раздачи денег, банкам не остается. Другое дело - быстрорастущие экономики стран БРИК. Нам еще строить и строить. Но давайте разберемся по порядку, что происходит в Бразилии, Индии и Китае. Это тем более интересно, что экономики этих стран очень похожи на нашу: мы все экспортируем много сырья и смогли накопить большие золотовалютные резервы.

Китай: все идет по плану

Объявленный план спасения китайской экономики очень немногим уступает американскому "700-миллиардному". Объявленные $586 млрд - это примерно $444 на каждого жителя Поднебесной - гораздо больше среднемесячной зарплаты! Средства предполагается распределить между 10 программами, среди которых основными станут строительство автомобильных и железных дорог, возведение недорогого жилья, инвестиции в сельское хозяйство, внедрение на заводах современных технологий. Заодно снизят налоги на малый и средний бизнес и отменят ограничения на выдачу кредитов коммерческими банками. Эх, нашему бы Минфину задуматься над последними пунктами, вздохнут многие российские бизнесмены, у которых производство начало падать еще до кризиса.

Суть китайского плана проста: направить все силы на поддержку самых нужных начинаний внутри страны. Пока экономические передряги продолжаются, временно свободные руки будут обеспечены работой и зарплатой. А когда через несколько лет кризис закончится, в Китае будут прекрасные дороги, недорогие квартиры и современные заводы.

Китайские руководители уже признают, что экономические трудности в стране есть. Глава статистического ведомства Китая Чжу Хунжэнь заявил на днях, что более чем 18% предприятий в стране с годовым оборотом до $1 млн стали убыточными. Вся китайская экономика выросла за девять месяцев на 9,9% - в прошлом году было 15%. Впрочем, для любой другой страны показатели очень приличные. А накопленные Китаем ресурсы и жесткая система управления экономикой позволят обойти экономические трудности, полагает руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.

- Сейчас китайские руководители озабочены развитием внутреннего спроса, - говорит он. - Именно туда они собираются переориентировать оставшиеся без внешних рынков товары.

Зато, если эти планы будут реализованы, уже через несколько лет Китай сможет потеснить США с первого места по размеру ВВП. При этом чем хуже Америке, тем лучше Поднебесной.

- Если так пойдет дальше, юань скоро станет мировой резервной валютой. Это реальная перспектива году к 2012-му. Сейчас это гораздо легче представить, чем год назад, - прогнозирует Островский.

Бразилия: к кризисам не привыкать

Это самая большая страна Латинской Америки с самой развитой экономикой на континенте. Ее отличительной особенностью является очень развитое внутреннее производство - оно обеспечивает 90% внутреннего спроса на промышленные товары. Как и Россия, Бразилия очень богата полезными ископаемыми. Собственной нефтью обеспечивает половину своих потребностей, а остальную половину закрывает за счет этилового спирта. Его гонят тут же из местной кукурузы. Благодаря райскому климату и плодородным почвам продовольствием Бразилия тоже себя полностью обеспечивает и с другими делится. Например, мясом с Россией.

Об авторитете местной валюты говорить пока не приходится. Не далее как в 1994 году современный бразильский реал пришел на смену прежнему крузадо. Так что его история не дотягивает даже до возраста украинской гривны. Как и Россию, этот южноамериканский рай здорово потрепало в мировом кризисе 1997-1999 годов. Бразильское правительство извлекло из этого свои уроки: накопило вполне приличные золотовалютные резервы и провело банковскую реформу. По мнению заместителя директора Института Латинской Америки РАН Вадима Тепермана, сейчас банковская система Бразилии является самой устойчивой среди стран БРИК. С начала года главный бразильский биржевой индекс Bovespa упал на 22% - гораздо меньше, чем в других странах.

- Слабые места Бразилии сопоставимы с нашими, - говорит ученый. - Транспортная система не отвечает современным стандартам, это сказывается на стоимости товаров. Существует резкая диспропорция между отдельными регионами. Сан-Паулу - просто Европа, а Амазония - полнейшая нищета.

Тем не менее ни о каких особых антикризисных мерах бразильское правительство пока не объявляло. Правда, на всякий случай власти снизили требования к резервированию и еще дали право двум крупнейшим госбанкам покупать акции банков, испытывающих проблемы с ликвидностью.

Индия: спокойствие, только спокойствие

- Из-за текущего экономического кризиса наши темпы роста могут немного снизиться, но фундамент индийской экономики очень прочен, - считает премьер-министр Индии Манмохан Сингх.

По его прогнозу экономика страны вырастет в 2009 году на 7-7,5% (в первом полугодии этого года - 7,9%). Но остальные фундаментальные показатели выглядят слабо. Дефицит бюджета достиг $10,6 млрд, а инфляция - 13%. Поэтому среди стран БРИК кризис больше всего может задеть именно Индию. Это огромная страна с населением в 1,1 млрд человек и единственная в мире, разделенная невидимыми, но нерушимыми границами кастовой системы.

- У меня наименьший оптимизм по отношению к Индии, - сокрушается Андрей Островский. - Там очень много национальных доходов идет на прокорм тунеядцев, потому что экономически активного населения очень мало. Было много госпрограмм коренной модернизации общества, но богатые всегда в результате богатели, а бедные беднели. Эта кастовая система разваливает буквально все. Если экспорт программного обеспечения и лекарств сократится, это станет национальной катастрофой.

Косвенным доказательством этого мрачного прогноза может служить взлет числа самоубийств в стране. С начала года покончили с собой уже 118 тыс. индийцев. Показательным стал случай, когда из-за кризиса счеты с жизнью свела целая семья. Семидесятилетний дедушка и его жена приняли яд, а их дочь и сын повесились. У членов этой семьи было 73 кредитных карты, кредиты на два автомобиля и банковская ссуда на новый бизнес.

Впрочем, власти страны полны оптимизма - никаких специальных планов в стране нет. Пока Совет по определению мер по стимулированию роста экономики только решает, как они могут выглядеть. И только Центробанк постарался "закачать" дополнительные средства в финансовую систему и за месяц понизил процентную ставку с 9% до 7,5%.

* * *

Китайский автобан, бессмысленный и беспощадный
Андрей Реут

Узнав, что Китай решил вложить сотни миллиардов в дороги, кто-то подумает, что сейчас там как у нас: одни направления. В реальности это совсем не так. Китайцы не первый год строят современные трассы, и во многие лакомые уголки страны вроде монастыря Шаолинь уже можно добраться по настоящим автобанам. Но автобаны там, скажем так, специфические. Пользуются ими в основном крестьяне на повозках или мопедах. Едут неспешно. Километров 20 в час. Но автобан-то двухрядный, и все бы ничего, если бы ехали они себе тихонько в правом ряду и никому не мешали. Но нет, в правом ряду опасно. Там легко можно влететь в кучу камней. Тут дело вот в чем: китайские машины, как известно, часто ломаются. Сломался на трассе - выставил знак. Но это у нас. В экономном Китае знаками машины не комплектуют. Там вообще не принято заморачиваться с правилами. Направо из левого ряда или через двойную сплошную на красный свет - это нормально. Так вот, сломавшись на трассе, китайцы обычно вместо знака складывают кучу мусора, что на обочине соберут. А потом как починятся - едут себе спокойно дальше, мусор не трогают. И правда, кому он нужен? В общем, езда по правому ряду чревата кучей камней в радиаторе. А по левому - кучей китайцев на мопедах. Вот и приходится на этих "автобанах" ездить со скоростью километров 40-50 в час, отчаянно сигналя и наводя ужас на мирных крестьян. Впрочем, это смущает только безумных иностранцев, которые почему-то считают, что на таких трассах положено ехать под 150. А жители Поднебесной никуда не торопятся. Потому не понимают: почему нам не нравятся китайские машины?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Техника обсчета 28.11.2008
РД КМГ в рамках buy back приобрела на KASE около 2,2 тыс. своих акций по средней цене 9,3 тыс. тенге 28.11.2008
АО "КазАгроГаранту" - фонду гарантирования расписок в Республике Казахстан - присвоены рейтинги "BB" и "kzA" 28.11.2008
СП "Газпрома" и КМГ на базе Оренбургского ГПЗ заработает при переходе к третьей фазе освоения Карачаганака 28.11.2008
Цена барреля нефти ОПЕК осталась на уровне 45,5 долл. 28.11.2008
Нефть теряет в цене на фоне плохих новостей о состоянии экономики США 28.11.2008
Минэнерго Казахстана: В КТК приоритетом для страны является возможность экспорта своей нефти 27.11.2008
Дольщиков - к стене 27.11.2008
"В Казахстане наблюдается первая за десятилетие рецессия" 27.11.2008
"Нефтегазовые компании будут вынуждены значительно сократить рабочие места, если не снизятся экологические штрафы" 27.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz