"Хабар", 21 ноября
Ровно 20 дней прошло с тех пор, как между Министерством минеральных ресурсов и производителями ГСМ был подписан меморандум о снижении цен. Поставщики горючего обязались снизить стоимость бензина и солярки в среднем от 10 до 15 процентов. Однако это никак не повлияло на тарифы отечественных перевозчиков. Стоимость проезда в общественном транспорте во всех регионах, кроме Тараза и Семея осталась прежней.
Арман Изжанов, корреспондент:
- Когда стоимость ГСМ превышала 100 тенге, местные перевозчики подняли тарифы с 40 до 50 тенге, сейчас бензин и солярка подешевели, но цены в общественном транспорте остались прежними, хотя по логике вещей они должны были бы быть снижены.
В алматинских компаниях-перевозчиках отмечают, что о снижении тарифов не может быть и речи. Здесь уверяют, что и при существующих ценах предприятия практически работают в убыток. Ведь из каждых 50 тенге 35 процентов уходит на горючее, остальное на обновление автопарка, закупку запчастей, которые в отличие от топлива только дорожают. Кроме того, говорят автоперевозчики, власти города не компенсируют затраты на перевозку льготников.
Бауржан Тульбасов, директор автопарка № 5 г. Алматы:
- Если все льготные категории пассажиров оставлять, то тариф должен быть 95 тенге, а если убирать всех льготников, то тариф должен быть 75 тенге. О снижении вообще речи не может быть.
В Усть-Каменогорске по похожим аргументам в сентябре перевозчики тоже подняли цены с 40 до 45 тенге. Но после переговоров местных властей с компаниями удалось вернуть тарифы. В областном акимате считают, что цена в 40 тенге сегодня наиболее оптимальная.
Александр Ширшов, заместитель акима ВКО:
- Тот уровень предельного тарифа, который нами был согласован в январе прошлого года при проведении конкурсов, составляет 40 тенге. И согласно законодательства он имеет право регулироваться в сторону уменьшения раз в три года. На ближайшее время ни увеличения, ни уменьшения тарифа пока не предвидится.
В Шымкенте стоимость проезда сейчас 40 тенге, но до осени горожане платили 30. Здесь также не думают о снижении тарифов, и даже намекают на возможность повышения.
Серик Рыскельдиев, генеральный директор компании-перевозчика:
- Цена на дизельное топливо сейчас снизилась, но не настолько, как мы ожидали. Если на высокооктановый бензин снижение идет существенное, то на дизтопливо - не очень. А сейчас мы будем переходить на зимнее. И цена будет в пределах 95-100 тенге.
В Костанае стоимость проезда в общественном транспорте менялась дважды, правда только в сторону повышения. В итоге с прежних 30 тенге, цена подскочила до 40.
Валерий Рымарев, специалист по транспорту отдела пассажирского транспорта акимата г. Костаная:
- Это был их крик души. Если бы не пересматривались тарифы в сторону увеличения, можно было посадить городской транспорт таким образом, что потом некому и не на чем будет возить пассажиров.
На фоне других регионов в Актобе полная стабильность. Здесь перевозчики не пересматривали цены уже почти 3 года. Дотации из местного бюджета покрывают часть затрат компании, и у них пока не возникают желании повысить тарифы. Сегодня актюбинцы платят в автобусах 25 тенге.
Ербол Адилов, директор ТОО "Автопарк" г. Актобе:
- Цена у нас сейчас должна быть в среднем где-то сорок-сорок пять тенге в среднем. Но, в связи с тем, что акимат нашу часть затрат возмещает, мы благодаря этому сейчас держим вот установленную цену с 2006 года.
Пока единственный город, где цены снижены после последнего повышения - это Тараз. Еще в начале месяца местные перевозчики опустили тарифы на 15 процентов. Сейчас в Таразе пассажиры платят за проезд 30 тенге - вместо 35.Еще один регион, где ожидается снижение стоимости проезда - Семей. На переговорах акима области с перевозчиками стороны договорились с 24 ноября снизить тариф на 5 тенге. |