Александр КАМИНСКИЙ, "Экспресс-К", 26 ноября
Мировая сенсация! Обнаружены люди, которые могут жить внутри стен здания. Не брезгуют они также и вентиляционными колодцами. Такое эпохальное открытие сделало ОО "Лига потребителей РК".
Нет, эти люди не прогрызают ходы внутри бетонных стен, подобно жукам-короедам - они за стены платят. Это дольщики. Строительные компании, грамотно составляя договоры, включают стены и перегородки в разряд жилой площади. Доходит до 75 квадратов на средний дом. Умножьте на цену в несколько тысяч долларов за квадратный метр - поймете необходимость изучать текст договоров под микроскопом.
Этот и многие другие факты рассматривались на состоявшемся в Алматинском городском суде семинаре "Отдельные виды обязательств". Несмотря на скучное казенное название, страсти кипели нешуточные. Судьи, представители прокуратуры, санэпидслужб, потребителей и бизнеса сцепились насмерть, вырабатывая общую позицию и стараясь прийти к долгожданному консенсусу.
Причина разногласий лежит на поверхности. Ныне действующий закон "О защите прав потребителя" - дедушка Мафусаил среди нормативных актов нашей страны, он был принят еще в 1991 году и не подвергался ревизии. С тех пор в стране сменилась общественно-политическая формация и многое другое, а положение покупателя и потребителя все то же, что и в эпоху всеобщего "совкового" дефицита.
Светлана Савченко, президент "Лиги потребителей РК", не скупилась на конкретные примеры. В одном элитном доме, построенном корпорацией "Куат", жильцы никак не могут повесить на стену кондиционер - он постоянно падает. Причем не один, а вместе с прикрепленной к нему стеной. В магазине кондитерской сети "Назик" защитники потребителей совместно с финполовцами "накрыли" продавцов за банальным, старым как мир обвесом покупателей. Вес самой маленькой из добавочных гирь составлял 600 граммов. Три стограммовых пирожных, по версии "Назика", тянули почти на килограмм!
В универмаге "Силк Вэй", по информации Светланы Савченко, практиковалась новаторская форма информирования покупателя о цене товара - она указывалась без НДС, и только на кассе человек вдруг узнавал, что платить ему придется значительно больше, чем он рассчитывал. А в целом обман, пересортица, несоответствие указанной на ярлыке и выбиваемой на кассе цены, пробивание кассирами стоимости одного товара по нескольку раз - все это стало обычной практикой во многих супермаркетах, считающих себя элитными.
Владельцев и сотрудников торговых сетей к жульничеству подталкивает безнаказанность. В абсолютном большинстве случаев обманутый покупатель не может доказать ничего. Но и в тех редких ситуациях, когда доказательства налицо, предприниматели отнюдь не спешат разрешить конфликт в досудебном порядке, как это предусматривается законом.
Светлана Савченко считает, что во многом дерзости торговцев способствуют правоохранительные органы, не штрафующие их за отказ от регулирования спора на добровольной основе. А зря! Заплатив штраф в размере иска, а при нанесении ущерба здоровью - в пятикратном размере, короли прилавков наверняка бы умерили свой пыл. А пока потребитель и покупатель в нашем биоценозе - самое низшее звено в пищевой цепочке. |