NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 19:49 ast
17:49 msk

Новый закон - новые принципы
Недра - это собственность государства, и только ему принадлежит право решать, как с ними поступать
09.12.2008 / экономика

Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 6 декабря

В начале осени глава Минэнерго Сауат Мынбаев объявил о том, что в недрах курируемого им ведомства идет работа над законопроектом "О недрах и недропользовании", в котором прописана новая политика государства в этой сфере. Документ передан на рассмотрение мажилиса.

Как только текст законопроекта был размещен на сайте Министерства энергетики и минеральных ресурсов, все без исключения недропользователи, работающие в Казахстане, приступили к его тщательному изучению и анализу. И практически во всех последовавших затем оценках экспертов прозвучал такой вывод: новый документ дает понять, что государство продолжает курс на расширение своих прав на собственные недра.

Наша газета подробно об этом уже писала в одном из своих предыдущих номеров. Однако не лишним было бы узнать и позицию самих разработчиков законопроекта. Сегодня наш собеседник - один из главных соавторов документа, ответственный секретарь Минэнерго Аскар БАТАЛОВ.

- Аскар Булатович, как известно, последние поправки в закон "О недрах" вводились в оперативном порядке, когда случайно всплыла информация о том, что канадская компания "ПетроКазахстан" за спиной республики выставила на продажу 100 процентов своих акций на международной фондовой бирже. Чем же была вызвана на этот раз очередная корректировка закона?

- Любой закон со временем подвергается корректировке. Это общеизвестный факт и объяснимо: меняется ситуация, а следовательно, условия и правила ведения бизнеса. И наш закон "О недрах" - не исключение.

Поправки в него, как известно, вводились в 1994 году, в 1999-м, в 2001-м и в 2004-м. То, о чем вы сейчас напомнили, это 71-я статья закона, которая закрепила приоритетное право за государством при отчуждении долей. И введение такой поправки, бесспорно, было правильным шагом. Недра - это собственность государства, и только ему принадлежит право решать, как с ними поступать.

Что же касается новых поправок в закон "О недрах", то и на это были весомые причины. Во-первых, в конце прошлого года Минэнерго по поручению главы государства приступило к проведению интенсивной ревизии по исполнению компаниями - недропользователями своих обязательств по ранее заключенным контрактам. Нарушений было немало. В суды были направлены многочисленные иски. И в ходе проведения этой полномасштабной акции выявились значительные пробелы в отечественном законодательстве. Некоторые статьи действовавшего закона трактовались двояко либо вообще не было нужных формулировок.

Например, право недропользования передается банку в залог. Ранее у нас не было ни одного случая дефолта. Но они появились в последнее время, и тут же возникли вопросы: как быть в таком случае банкам, может ли право недропользования переходить им, и как этим правом они могут распоряжаться?

Во-вторых, некоторые наши компании сегодня получили возможность выходить на IPO, где их акции практически ежеминутно продаются и меняют своих хозяев. И получается, что если буквально трактовать действующий закон "О недрах", то владелец акций ежеминутно должен спрашивать разрешение у государства, что, согласитесь, осуществить нереально.

Кроме того, нередки случаи, когда крупные компании проводят реструктуризацию. Тогда как же им решать вопрос отчуждения внутри вновь созданных "дочек", так как и в этом случае требуется получение разрешения у министерства. И таких примеров, когда некоторые пункты закона трактуются неоднозначно или не отрегулированы, было множество, что и стало поводом для принятия нового законопроекта о недропользовании.

- Известно, что поправки коснулись и правил проведения конкурсов на получение прав на месторождения. В чем их суть?

- Раньше в конкурсе на разработку месторождения могли принять участие все, начиная от малых частных предприятий и различных ТОО. А в новом проекте закона изменен порядок предъявления квалификационных требований. К конкурсу будут допускаться лишь те, у кого действительно есть реальные возможности: финансы, опыт работы, необходимая производственная база, профессиональный коллектив, сертификаты.

И, конечно же, при таких требованиях сегодня возникает недовольство: мол, теперь в конкурсах могут выигрывать только "нувориши". Но мы отвечаем: извините, ведь эта отрасль очень капиталоемкая и требует масштабных инвестиций. Тем самым мы стараемся навести порядок при предоставлении прав на недра и сразу же отсеять тех, кто мог бы в будущем спекулировать полученным правом. Ранее нередки были случаи, когда выигрывают конкурс и до подписания контракта пытаются перепродать право на разработку месторождения.

Поэтому изменена конкурсная процедура. В законопроект мы ввели два главных критерия: это подписной бонус и затраты на социальное развитие региона. Правда, сейчас предлагается включить еще и третий: необходимость соблюдения принципа казахстанского содержания.

- Какие еще изменения ждут недропользователей?

- Предполагается, что не будет совмещенных контрактов. То есть контракт на разведку и контракт на добычу будут разделены. Еще одна важная поправка касается процедуры подготовки контракта. Раньше он подписывался, когда в нем содержались лишь предложения конкурсантов по разработке месторождения. Как правило, цифры по запасам месторождения и инвестициям были приблизительными.

А в новом законопроекте сказано, что контракт будет подписываться только после того, как будет готова вся проектно-техническая документация проекта. Это позволит получить конкретные цифры как по объему запасов месторождения, так и по объему требуемых в таком случае работ и, конечно же, необходимой суммы инвестиций.

Изменения коснутся и центральной комиссии по разработке. Ранее в нее входили специалисты отрасли, представители консалтинговых компаний, руководители проектных институтов, а во главе был лишь один чиновник из министерства. И в какой-то момент эта комиссия стала сама себе противоречить, так как те же директора проектных институтов лоббировали компании, которые заказывали им разработку проекта. Они и сами в этом признавались, но на тот момент не было нужных специалистов,

Теперь центральная комиссия по разработкам будет работать при Комитете геологии Минэнерго. И в нее войдут только государственные служащие министерства, которые уже подготовлены и отвечают требуемому уровню.

- Главное нововведение законопроекта в том, что впредь одна из самых привлекательных "фишек" инвестиционной политики в казахстанской нефтянке - соглашение о разделе продукции (СРП) полностью исключается. Почему министерство решило пойти на такой шаг?

- Да, СРП давало инвесторам гарантии неизменности контракта. И тогда было немало преимуществ для инвесторов. Но с точки зрения государства это было не очень выгодно для нас. Напомню, что заключались эти контракты в то время, когда цена на нефть была предельно низкой. К тому же тогда у нас еще не было юристов такого уровня, которые могли бы защищать наши права.

Не следует забывать и обстоятельства того периода. Вспомните, как пришел к нам "Шеврон". Эту компанию пригласил глава нашего государства под свои гарантии. Нам надо было их привлечь, мы предоставляли льготы, при этом не надо забывать, что и инвесторы несли определенные риски.

Сейчас ситуация в корне изменилась. Цена на нефть выросла в разы. И даже, несмотря на то, что сегодня наблюдается ее снижение, в мире мало крупных разведанных месторождений, и спрос на наши недра только растет. Поэтому при таком раскладе необходимо, чтобы соблюдался баланс интересов - не только недропользователей, но и государства.

- Что предлагается взамен СРП?

- Обычные модели контрактов, которые будут заключаться с учетом нового Налогового кодекса. А те, которые были заключены ранее, будут пересмотрены с учетом новых налоговых ставок. Подчеркну, что с начала этого года мы не подписали ни одного контракта по СРП.

- Но в связи с отменой СРП опять муссируются разговоры, что Казахстан теряет свою инвестиционную привлекательность:

- Нет. Отказавшись от СРП, республика не потеряет своей инвестиционной привлекательности. Во-первых, потому, что сейчас мы устраняем двойное толкование закона. Все его пункты будут понятны, и тогда не будет никаких лазеек для нарушений. Во-вторых, правила игры теперь будут для всех одинаковы, все равны, все транспарентно.

- Аскар Булатович, что вы скажете на заявления экспертов о том, что с принятием поправок государство взяло курс на расширение своих прав?

- Я не хочу опровергать это заявление. Нет ничего плохого в том, что государство будет иметь больше прав влиять на процессы в отрасли. Такова наша новая идеология: государство должно контролировать недра, которые ему принадлежат. Мы ведь не доходим до каких-то радикальных мер, до полной национализации своих недр, которая имеет место быть в некоторых странах. Но в разработке Каспийского шельфа присутствие государства в проектах должно быть максимальным.

Да, у нас есть подписанные договоренности, и мы не отказываемся от них и будем их соблюдать, но при этом все должны понять, что правила игры несколько изменились: все проекты на недра открыты, но лишь в тандеме с нацкомпанией, которая представляет интересы государства.

И я верю, что в какой-то момент не только иностранные, но и отечественные компании будут вкладывать свои инвестиции в разработку наших недр на Каспийском шельфе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Завершено строительство 31.12.2008
Баррель нефти ОПЕК вырос на $1,3 - до $34,7 31.12.2008
Российский ВВП упал и подняться не обещал 31.12.2008
Новое правительство Бельгии принесло присягу королю 31.12.2008
Изображение Ниязова останется на новых туркменских банкнотах 31.12.2008
С 1 января 2009 года официальная ставка рефинансирования Нацбанка РК составит 10,0% годовых 30.12.2008
Совет директоров АО "Цеснабанк" принял решение о размещении 2 000 000 простых акций KZ1C33820016 путем реализации акционерами права преимущественной покупки 30.12.2008
Чей-то кризис за наш счет 29.12.2008
В течение 3 месяцев Альянс банк продаст "СамрукКазыне" не менее 25% своих акций 29.12.2008
АО "Иске сат company" сообщило о техническом дефолте по своим облигациям 29.12.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz