NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 10:21 ast
08:21 msk

Спасательный круг
В ближайшие недели завершится капитализация Фонда стрессовых активов (ФСА) государством, и он начнет приобретение части проблемных активов у крупнейших банков
11.02.2009 / экономика

Санжар БАГЛАНОВ, "Экспресс-К", 11 февраля

В ближайшие недели завершится капитализация Фонда стрессовых активов (ФСА) государством, и он начнет приобретение части проблемных активов у крупнейших банков. Выкуп государством наиболее "трудных" ипотечных долгов - стратегически важный пункт антикризисного плана.

ФСА создан не для амнистии ипотечных долгов граждан, это не социальный и не благотворительный проект. Цель его только в том, чтобы не допустить дальнейшего неуправляемого ухудшения качества активов банков, то есть потери денег, "замороженных" в залоговой недвижимости, земле, недофинансированных стройках.

Идея: ничего нового

О проблемах падения ликвидности активов, вложенных банками страны в строительство и недвижимость, уже сказано и написано много. Вопрос здесь совсем не в том, чтобы защитить от потерь финансовых спекулянтов, которые в свое время сделали хорошие деньги на раздувании ценовой пирамиды, но потеряли их, когда пирамида обвалилась. Тем, кто зарабатывал на росте и думал, что так будет всегда, теперь можно только посочувствовать - и это даже хорошо, что бизнеса подобного рода в Казахстане не будет.

Логика же ФСА состоит совсем в другом - во временной поддержке банков, которые кредитовали данный сектор рынка, на период, пока они не рассчитались со своими зарубежными кредиторами. Ведь чем большая доля активов банка перераспределена в сомнительные и "плохие" кредиты, которые на фоне кризиса еще и обесцениваются, тем меньше у него остается ресурсов, позволяющих возвращать заемные деньги и проценты по ним в установленные сроки. Банк, таким образом, может оказаться перед реальной опасностью дефолта и банкротства. А если с такой печальной ситуацией столкнулся хотя бы один банк, то цепная реакция паники и обвального оттока вкладов, как показывает мировая практика, может в считанные дни захлестнуть финансовую систему в целом. Такой сценарий грозит уже дестабилизацией всей денежно-кредитной и валютной системы государства, что на фоне кризиса не сулит ничего приятного.

На сегодняшний день ситуация с качеством залоговых активов казахстанских банков, если верить их отчетности, находится под контролем. Но проблемных кредитов, по которым заемщики перестают платить, становится все больше: так, по данным АФН, доли сомнительных кредитов 3-й, 4-й и 5-й категорий выросли с начала 2008 года к октябрю с 6 до 12,5 процента, а на начало января с.г. составляли уже более 15 процентов. Международные рейтинговые агентства аналогично - в 15 процентов - оценивают долю полностью неработающих кредитов. При этом залоговые ипотечные квартиры и земельные участки продолжают дешеветь, о чем можно судить и по аналитическим обзорам рынка, и по публикуемой рекламе аукционов. То есть ухудшение активов продолжает иметь место, что, как уже отмечалось, ведет к падению ликвидности банков.

Чем грозит такая ситуация, если оставить все как есть? Постепенное обесценивание все более значительной части активов банковской системы, перераспределенных в "замороженные" и не востребованные рынком ипотечные долги, как показывает практика западных стран, несет угрозу экономике в целом. Дело здесь не только в опасности дефолта отдельных банков, соответственно, это начало паники и потери доверия к финансовой системе. Дело еще и в том, что события развиваются на фоне острого дефицита заемного капитала на мировом рынке. Занять деньги, чтобы рефинансировать долги и переждать трудные времена, банкам практически негде. Помочь здесь может только государство, что оно сегодня и делает в рамках антикризисного пакета мер.

С одной стороны, приняты меры по дополнительной капитализации крупнейших банков через выкуп Фондом "Самрук-Казына" части их акций. С другой - государство через Фонд стрессовых активов позаботится о сохранении качества банковских вложений в недвижимость на приемлемом уровне: ФСА частично выкупит у банков сомнительные активы и займется их дальнейшим управлением. Как подчеркивают в Фонде "Самрук-Казына", кризис в любом случае не вечен. Рано или поздно спрос на рынках начнет расти, и данные активы вернут себе определенную привлекательность. Тогда ФСА сможет реализовать их по уже конкурентной цене. Хотя следует понимать, что эта рыночная цена будет уже не дутой и спекулятивной, как в период бума, а реальной - она будет соответствовать спросу реального потребителя, а не инвестора-спекулянта, рассчитывающего заработать на росте цен. В общем, смысл ФСА - сдержать процесс обесценивания активов в наиболее тяжелый период минимального спроса на рынке. Если этого не сделать, то угроза дефолта банков будет возрастать со всеми вытекающими последствиями для экономики.

Следует отметить, что в мире опыт подобных временных схем кризисного управления частными активами был накоплен в периоды других кризисов, например, азиатского 1997-1998-х годов. Выкуп проблемных долговых активов у банков - классическая схема кризисного государственного менеджмента, которая с успехом использовалась во многих странах. По мере того, как кризис сменялся новым ростом и ситуация на рынках выправлялась, цена выкупленных долгов возрастала, и государство могло их продать с определенной прибылью. Сегодня на этом опыте базируется, в частности, антикризисная стратегия финансовых властей США, родины печальных событий 2008 года. Частичный выкуп плохих долгов ипотечных агентств для временного управления ими американцы используют в рамках "Плана восстановления проблемных активов" (Troubled Asset Recovery Plan). Аналогичная модель используется по отношению к банкам в казахстанском Фонде стрессовых активов, который создавался специалистами Фонда "Самрук-Казына" при активном экспертном участии Citigroup - одного из ведущих консультантов американского Recovery Plan. В основе идеи лежит базовый тезис о том, что любой кризис рано или поздно закончится. Поэтому выкуп проблемных активов в кризисный период не значит "зарыть деньги в землю". Это хороший временный способ поддержать устойчивость системы, обеспечив ей необходимую ликвидность в трудный период.

Ответственность управления

В Фонде "Самрук-Казына", разрабатывая модель функционирования ФСА, подробно изучили международный опыт управления неработающими займами банков. Основные выводы, которые сделаны из опыта других стран, состоят в следующем. Государственные специализированные компании по управлению активами способны решить проблемы, угрожающие финансовой стабильности страны в целом. При этом проведение выкупа проблемных активов должно проходить быстро, комплексно, прозрачно и последовательно, в рамках четкой программы с твердыми сроками. Работа государственной компании по управлению активами должна базироваться на рыночных принципах и механизмах, а не преследовать цели субсидирования банков, решения чьих-то частных проблем. Это требует независимости специализированной структуры, которая не должна подвергаться необоснованному вмешательству госорганов в свою деятельность, чьему-либо лоббизму.

Кстати, один из важнейших вопросов, который задают скептики по поводу ФСА, касается реальной ответственности его управленческой команды. "Какие именно залоги, у каких конкретно банков и по какой цене скупит государство - тема закрытая, это тайна за семью печатями, и понятно почему, - пишет одна из газет. - Кто и как договорится или уже договорился по данному вопросу, этого мы никогда не узнаем". Автор предупреждает о возможной заинтересованности сторон. В том, что она потенциально имеет место, вряд ли можно сомневаться: ясно, что банки, как частные структуры, хотели бы получить более высокую цену.

В противовес подобным мнениям представители ФСА и эксперты из Citigroup приводят свои аргументы. Дело в том, что структура управления фондом - ФУР "Самрук-Казына", Минфин, управляющая компания и консультанты ведущих западных экспертных групп - в совокупности формируют систему сдержек, которая должна обеспечить исключение злоупотреблений, реализации интересов каких-либо корпоративных или клановых групп, любых коррупционных схем. Понятно, что грамотное кризисное управление активами требует высокопрофессиональной специализированной компании с командой менеджеров, которые способны принимать верные решения в быстроменяющейся обстановке. Управляющей структурой ФСА являются Министерство финансов, Фонд "Самрук-Казына" (75 процентов плюс одна акция) и компания "Ренессанс-Капитал". Стоит отметить, что "Самрук-Казына" управляется группой наиболее авторитетных государственных менеджеров в сфере финансов. Возглавляющий фонд Кайрат Келимбетов известен не только как профессионал высокого уровня, но и как фигура, равноудаленная от каких-либо экономических, корпоративных или региональных центров силы в Казахстане. Поэтому то, что Фонд стрессовых активов находится в управлении ФУР "Самрук-Казына" - единой правительственной структуры, управляющей всеми казахстанскими государственными активами, можно в известной степени считать гарантией независимости ФСА от чьих бы то ни было лоббистских интересов даже на самом высоком уровне.

Фонд, напомним, был создан в ноябре прошлого года и получил первоначальную капитализацию в объеме 52 млн долларов. В ближайшее время правительство доведет ее до 1 млрд долларов. Консультантом ФСА выступает Citibank, который будет участвовать в определении стратегии фонда, оценке активов и привлечении заимствований. Нацбанк и Агентство финансового надзора (АФН) также будут взаимодействовать с фондом при оценке качества активов банков и выборе подходящих активов для приобретения. Фонд будет выборочно приобретать такие сомнительные активы (в том числе ипотечные продукты) у крупнейших отечественных банков и временно осуществлять их управление, чтобы сгладить последствия глобального кризиса. Таким образом, сам фонд, будучи отдельной государственной структурой, получает своего рода перекрестный контроль принимаемых решений со стороны Фонда "Самрук-Казына", Минфина и независимых экспертов. Такая сбалансированная модель, по меньшей мере, очень затруднит возможность каких-либо "келейных" решений.

На это же нацелены и те основные принципы, по которым построена работа ФСА. Главный среди них - обеспечить эффективность использования средств налогоплательщиков. "Самрук-Казына" и финансовые эксперты обязались управлять ими ответственно и очень осторожно. К управлению фондом, кроме вышеупомянутых государственных менеджеров и компаний, привлекаются профессиональные международные компании, которые специализируются на управлении проблемными активами. Работа фонда, соответственно, строится полностью на рыночных принципах, при этом риски (что также важно) равномерно распределяются между ФСА и банками. Это нужно "во избежание случаев, когда государство поощряет плохое поведение и риск недобросовестности банков", подчеркивает источник в "Самрук-Казына". Сам выкуп активов, который будет вестись за деньги и государственные облигации, будет строиться так, чтобы в будущем, при улучшении ситуации на рынке, можно было бы продать эти активы разными пулами в зависимости от степени рисков или привлечь под эти активы заимствования через схему секьюритизации долга.

Еще один стержневой вопрос по поводу деятельности ФСА заключается в том, хватит ли выделенных государством средств для гашения негативных последствий падения ликвидности? Об этом еще осенью прошлого года говорил президент Нурсултан Назарбаев на заседании Совета национальных инвесторов. "Фонд уже создан, его задача в том, чтобы освободить банки от проблемных кредитов, помочь им очистить свой баланс, - заметил, в частности, глава государства. - Но в связи с этим миллиарда долларов мало, действительно... Здесь, наверное, можно очень внимательно, четко, тонко подумать над подключением пенсионных активов с учетом их сохранности, с учетом гарантии".

К настоящему моменту возможное привлечение активов пенсионных фондов в деятельность ФСА, сообщили в Фонде "Самрук-Казына", глубоко проработано. Получилась достаточно тонкая схема, суть которой - очень гибкое косвенное использование активов НПФ при управлении проблемными активами без риска накоплениями вкладчиков. Схема построена, в частности, на идее Citi использовать при размещении облигации классов А, В и С, обеспеченные денежными потоками из разделенного по степени рисков инвестиционного портфеля. Нужно сказать, что облигации пенсионных фондов в целом имеют ряд преимуществ, среди которых долгосрочность, возможность продажи инвесторам разных стран и ряд других. Одни НПФ пользуются повышенным спросом даже в кризисный период, поэтому могут торговаться на рынках капитала. Облигации могут быть адаптированы под нужды казахстанских НПФ, при этом облигации класса А (с наименьшим уровнем рисков) будут размещаться только в местных пенсионных фондах. Фонд стрессовых активов приобретает проблемные корпоративные облигации, получая контроль над компаниями для их дальнейшей реструктуризации.

ФСА может также учреждать дочерние предприятия, чтобы лучше управлять активами разных классов. Затем, после восстановления базовых позиций, компания может быть продана на Казахстанской фондовой бирже (KASE) или на другой международной бирже. На данном этапе подключаются казахстанские пенсионные фонды, которые могут инвестировать в эти размещенные акции. Такая схема, по мнению консультантов Фонда "Самрук-Казына", будет стимулировать развитие местного рынка капитала, обеспечивая местным инвестфондам (включая НПФ) долгосрочное высокодоходное вложение средств. То есть, иными словами, в период восстановления рынков к будущему доходу от нынешних "кризисных" вложений государства получат доступ и портфельные инвесторы в лице НПФ. А преимущество пенсионных фондов здесь прежде всего в том, что они оперируют очень "долгими" деньгами, имея цель - обеспечить их прибыльность не только завтра или через год, а в течение десятилетий.

При этом, безусловно, вопрос никак не стоит в том, чтобы рисковать средствами НПФ. Речь идет, как подчеркивают авторы проекта, только об одном из возможных вариантов дополнительного привлечения средств в операции Фонда стрессовых активов, учитывая тот факт, что стрессовыми последние будут лишь временно. В целом, конечно, надо понимать, что все это сегодня нужно не столько для того, чтобы кто-то в будущем заработал деньги, сколько, чтобы сохранить устойчивость денежно-кредитной системы Казахстана. Чтобы не дать ей подойти к опасной черте, за которой лежат опасные сценарии дестабилизации - неважно, по российскому ли образцу 1998-го или по американскому 2008 года. Нам их проблемы не нужны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава ФНБ призвал население Казахстана доверять банковской системе 27.02.2009
Глава Минфина утверждает, что банк БТА и Альянс банк не нуждаются в дополнительных вливаниях 27.02.2009
"Средства на поддержку малого и среднего бизнеса в размере 117 млрд. тенге доведены до банков второго уровня" 27.02.2009
Просрочка по кредитам пищевой промышленности в прошлом году выросла в 4 раза 27.02.2009
Энергосистема Казахстана переходит на раздельный режим работы со странами Центральной Азии 27.02.2009
Запрет на экспорт зерна впредь вводиться не будет 27.02.2009
"Цеснабанк" в 2008 г. получил убыток в размере 4,756 млрд тенге против прибыли в 1,326 млрд тенге в 2007 г. 27.02.2009
АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" прокомментировало экономические условия своей деятельности 27.02.2009
Не голодные, но в валенках на босу ногу 27.02.2009
Нефтяники нажились на кризисе 27.02.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz