Любовь Синица, "Бизнес и власть", 17 февраля
Казахстанские шины европейского качества внешнему рынку пока не нужны. Тем временем корпорация "Ордабасы" изыскивает способы максимально удешевить проект по строительству шинного завода в Астане.
Финские партнеры из Nokian Tyres вышли с предложением заморозить строительство завода по производству шин в Астане, сообщил "&" директор по управлению активами корпорации "Ордабасы" Абай Садыков. "В связи с кризисом резко упал покупательный спрос. В ближайшую пару лет рынок сможет удовлетворить остаток продукции, хранящейся на складах", - пояснил он.
Первоначально сдать завод в эксплуатацию собирались в конце прошлого года. Теперь к проекту решено вернуться в конце 2010 года, а выпуск первых шин запланирован на середину 2011-го. "Шины Nokian Tyres выпускает завод в российском Всеволожске. Раньше он не справлялся со спросом на рынке, и казахстанское производство должно было этот спрос "доудовлетворить", - рассказал г-н Садыков. - Дистрибьюторская сеть Vianor, которая обеспечивает шинами и Россию, и Казахстан, сделала встречное предложение: отложить соглашение по экспорту казахстанских шин в РФ до конца 2010 года. Какой смысл создавать шины, которые будут лежать на складе?"
Как отметил г-н Садыков, сейчас в "Ордабасы - Nokian Tyres" (СП по строительству шинного завода, у "Ордабасы" - 90%, у Nokian Tyres - 10%) идет работа на проектном уровне. По его словам, рассматриваются все варианты снижения себестоимости завода. "Нам удалось договориться о скидках с германскими производителями оборудования. Кроме того, корпорация входит в программу "30 корпоративных лидеров", поэтому не исключена возможность уменьшения бюджета проекта за счет налоговых льгот", - рассказал собеседник.
Изначально заявленная стоимость завода составляла $200 млн. Была достигнута договоренность о финансировании проекта с Банком развития Казахстана (БРК). "Мы профинансировали изготовление технической документации по данному проекту на сумму 12 млн евро, - сообщили "&" в пресс-службе БРК. - Корпорация "Ордабасы" обязалась изыскать возможность досрочно погасить заем в случае, если реализация проекта будет перенесена на более поздние (после 2009 года) сроки".
В "Ордабасы" уверяют, что проблем с возвращением авансового платежа не возникнет. "Сейчас мы работаем с Nokian Tyres в качестве дистрибьютора. Имея оборотные средства, мы в состоянии выполнять все свои текущие обязательства", - подчеркнул г-н Садыков.
"Не стоит удивляться тому, что новые проекты в данной отрасли откладываются. Сейчас с шинным производством везде сложности, - отметил в разговоре с "&" аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров. - Сокращение спроса на автомобили, долговые проблемы в агросекторе и промышленности, спад в перевозках - все это снижает спрос на шины. Так как кризис начался сразу за резким подъемом цен на нефть, резкий рост расходов на закупку сырья сменился резким спадом выручки". Г-н Александров приводит в пример холдинг "Амтел-Фредештайн", набравший очень много долгов в период растущего рынка для расширения производства, но не сумевший выйти в зону положительной рентабельности. В итоге - сначала распродажа ряда активов, купленных на кредиты, а затем и фактическое банкротство. "В настоящий момент готовится смена собственника этого холдинга. При этом никакого ажиотажа среди игроков, желающих приобщиться к шинному бизнесу, нет ни в России, ни за ее пределами", - констатирует аналитик.
По информации двухгодичной давности, завод в Астане собирался выпускать 4 млн шин в год, 65% продукции планировалось экспортировать в Россию и страны ЕС. При запуске завода на полную мощность прогнозировалась 40-процентная рентабельность. Окупить проект партнеры рассчитывали за 7-8 лет. |