Любовь Синица, "Бизнес и власть", 20 февраля
Рынок детского питания страдает от девальвации сильнее других. Цены на смеси и каши взаимодействуют с валютным курсом, как сообщающиеся сосуды. Зависимость легко объяснима: в стране эта продукция фактически не производится.
"В следующем месяце повышения цен на продукты российских и европейских компаний не планируется. Но мы не можем спрогнозировать, что будет с ценами через несколько месяцев", - осторожничает в беседе с "&" не пожелавший представиться специалист отдела маркетинга компании "Интертрейд" (поставляет в Казахстан бренды "Бабушкино лукошко", "Фрутоняня", "Нутритек", Heinz).
Детское питание не подорожает, заверила "&" менеджер по контракту Hipp компании "Гринхаус" Татьяна Арискина. "Решение сохранить цены мы приняли намеренно. Дело в том, что Hipp производит одни из самых дорогих детских продуктов. К тому же мы не выдерживаем ценовой конкуренции с российскими производителями. Поднимать цены катастрофично для наших клиентов и, соответственно, для наших продаж. Мы вынуждены погашать ценовую разницу за счет собственных средств", - рассказала она.
Дистрибьюторы лукавят, успокаивая покупателей, считает руководитель Nestle Nutrition по Казахстану, Средней Азии и Азербайджану Дария Айтмуханова. "Дорожает все, и детского питания это тоже касается. Дистрибьюторы говорят о текущем замораживании цен, воздерживаясь от прогнозов на будущее. Нужно смотреть правде в глаза: сегодня невозможно удерживать цены, ведь детское питание в Казахстане исключительно импортное", - подчеркнула она в разговоре с "&". Повышение мировых цен на сельхозсырье и девальвация тенге существенно отразятся на стоимости баночки с детской смесью, уверена представитель Nestle. Насколько существенным будет подорожание, г-жа Айтмуханова предсказать затруднилась.
По данным аналитиков Казагромаркетинга, отечественный рынок детского питания представлен исключительно импортом. Аналитики обращают внимание на высокий уровень неэластичного спроса на детское питание, неудовлетворенность значительной части населения ассортиментом и качеством завозимой продукции. Они уверены в рентабельности производства детского питания в Казахстане. Кроме того, в стране имеется достаточная сырьевая база, считают в Казагромаркетинге. А статистика уже несколько лет твердит о республиканском беби-буме.
По информации отдельных участников рынка, завод по выпуску детского питания в стране в скором времени появится, но подробности проекта им неизвестны. "Возможно, скоро на казахстанский рынок выйдет новый игрок", - сообщает специалист "Интертрейда". "В конце прошлого года компания "ФудМастер" имела в планах выпуск детского питания, но на какой стадии находится этот проект, я не знаю", - говорит г-жа Арискина. В "ФудМастере" эту информацию "&" не подтвердили.
Как сообщила "&" заведующая сертификацией Академии питания Люция Каламкарова, к осени в Талгаре (Алматинская область) планируется запустить завод по производству детского питания по европейским стандартам. Дать более подробную информацию в Академии питания не смогли, сославшись на то, что специалист, знакомый с проектом, в данное время находится в командировке.
Казахстанское правительство неоднократно обращалось в Nestle с предложением о строительстве завода, рассказала г-жа Айтмуханова. "Пока руководство компании раздумывает. Чтобы наладить отечественное производство, нужен не только завод, но и научно-исследовательские центры. Сырье для детских молочных смесей должно быть исключительного качества. Необходимо заранее обеспечить импорт в соседние страны. Нужны значительные инвестиции от государства. Производство молочных смесей - дело хлопотное", - отметила она. По ее словам, производить овощные, фруктовые пюре и соки гораздо проще и дешевле. Такое производство можно наладить и на обычном плодоовощном заводе, считает представитель Nestle.
У Nestle есть завод по производству детского питания, питьевой воды и молока в Узбекистане. Но об инвестициях в этот проект компания не распространяется. |