Полина КОРН, "Око", 20 февраля
Столичный аэропорт может лишиться своего главного клиента - транспортная компания Lufthansa Cargo AG уже с июня 2009 года будет использовать для посадки транзитных большегрузных самолетов на маршруте Европа-Азия аэропорт российского Красноярска вместо аэропорта Астаны.
На днях российские СМИ распространили информацию со ссылкой на председателя правительства Красноярского края Эдхама Акбулатова о том, что в июне могут быть начаты регулярные рейсы "Люфтганзы" через Красноярск.
Эти слова подтвердил и прибывший в Красноярск член правления авиакомпании Карл-Хайнц Кепфле. По его оценке, подготовительный этап проекта перевода транзитной базы в Красноярск завершен на 98,5%. Остальные 1,5% вопросов, заверил он, будут решены до конца первого квартала 2009 года. Он также отметил, что компания "Люфтганза" еще в 2005 году выбрала Красноярск как город для потенциального обустройства транзитной базы по направлению Европа - Северный Китай, Япония. Тогда аналитики авиаперевозчика посчитали, что маршрут через Красноярск позволит значительно сократить расходы. Однако на тот момент в красноярском аэропорту отсутствовали технические предпосылки для появления крупной европейской компании, и "Люфтганза" в качестве транзитного аэродрома выбрала Астану.
Именно тогда Lufthansa Cargo подписала с аэропортом Астаны договор, который действует до 31 декабря 2009 года. А Комитетом гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК совместно с Комиссией по сертификации аэродромов и оборудования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) была проведена сертификация аэродрома Астаны по третьей категории ИКАО и выданы соответствующие сертификаты. Установленное современное оборудование позволяет теперь диспетчерам обнаруживать, идентифицировать и сопровождать как воздушные суда, так и спецтехнику, двигающиеся на летном поле и отображающиеся на мониторе диспетчера башни управления воздушным движением. А это, в свою очередь, позволяет обеспечивать безопасность движения на аэродроме при плохой видимости - аэропорт Астаны сможет принимать и выпускать воздушные суда при видимости на взлетно-посадочной полосе до 200 метров и больше.
Но, как вышло на поверку, все эти аэронавигационные "навороты" оказались не слишком привлекательными для Lufthansa Cargo. Как только красноярский аэропорт подтянул свое навигационное оборудование и получил соответствующие сертификаты, Lufthansa Cargo сделала выбор в пользу российского аэропорта. Пока в столичном аэропорту этот маневр крупнейшей грузовой авиакомпании не комментируют, но сам факт, что едва ли не основной грузовой клиент "ищет посадку" на запасном аэродроме, скрывать уже не удается.
Уже в прошлом году Lufthansa начала тестовые полеты из Германии в Японию через аэропорт Красноярска по маршруту Франкфурт-Токио-Франкфурт. По словам представителей компании Lufthansa, их устраивает и качество взлетно-посадочной полосы, и техническое обслуживание самолетов, и организация сервиса для отдыха членов экипажа.
Теперь компания готова начать полеты в Китай, Японию и Корею через Красноярск. Планируется, что будет совершено 40 рейсов в неделю. Руководство Красноярского края и аэропорта назвало данное решение Lufthansa крупным шагом в создании мультимодального транспортного узла в Красноярске. Конкретные суммы, которые может получить Красноярск от такого сотрудничества, пока не назывались. Но проект уже назвали финансово выгодным для обеих сторон. И соответственно - финансово убыточным для нашей страны.
Более того, представитель компании Карл-Хайнц Кепфле уже клятвенно заверил, что экономический кризис не повлияет кардинальным образом на планы компании перебазироваться из Астаны в Сибирь.
Причины смены аэропорта транзитной посадки пока официально не называются, но поскольку Lufthansa хвалит красноярские качество взлетно-посадочной полосы, техническое обслуживание самолетов и организацию сервиса для отдыха членов экипажа, то можно предположить, что именно этого им в Астане и не хватало.
А теперь давайте вспомним, что с июля 2007 года аэропорт Астаны находится под управлением малазийской компании "Маlaysia Airoports Holding Berhad". Передан в управление аэропорт был с целью улучшения показателей деятельности и уровня обслуживания в соответствии со стандартами международных аэропортов, имеющих высокий уровень дохода. Доверительный период, согласно договоренностям, составлял 10 лет - до 2017 года включительно. По соглашению, малазийская компания должна была осуществлять эксплуатацию, управление и техническое обслуживание аэропорта Астаны.
Но, как выясняется, либо делали это малазийцы не слишком эффективно, либо им что-то серьезное помешало осуществить все задуманное. Более того, как утверждают люди знающие, представители малазийской компании, не разорвав контракта, вообще... покинули столицу Казахстана с чадами и домочадцами.
Казалось бы, управляющей компании можно было за такое "неспортивное поведение" вчинить штрафные санкции. Но... Как опять-таки утверждают те же знающие люди, контракт, заключенный с малазийцами, вообще не предусматривал ни инвестиций в наше аэропортное хозяйство, ни вообще - каких-то финансовых обязательств... |