Л. ЛЯШКО, ветеран речного флота, "Звезда Прииртышья", 25 апреля
Открытие очередной навигации для речников - всегда большой праздник. Республиканское государственное казенное павлодарское предприятие водных путей всегда открывает ее первым, и в очередной раз - с новым судном.
Главная задача предприятия водных путей - обеспечение безопасности плавания судов, установка и обслуживание плавучей и береговой судоходной обстановки, углубление русла Иртыша. Закрепленный за предприятием участок реки составляет 634 километра - от села Майск до границы с Россией, пристани Клин (перекат Нижне-Алексеевский). На участке устанавливается более 1100 плавучих знаков (бакены, буи), обозначающих границы ширины судового хода. Береговая судоходная обстановка - это перевальные и створные столбы, которые показывают направления для движения судов, сигнальные мачты рассказывают судоводителям о состоянии перекатов, установленные по берегам щиты предупреждают капитанов о наличии надводных и подводных технических переходов - подводных кабелей, линий электропередач, мостов. Все это хозяйство требует к себе внимательного отношения и тщательного ухода.
Инженеры-гидротехники ведут постоянный контроль за состоянием реки и судового хода. При необходимости производятся дноуглубительные работы на перекатах и сложных участках пути, где применяется специально предназначенный для этих работ технический флот: землесосы, корчекраны и вспомогательные теплоходы.
Еще 15-20 лет назад работы на Иртыше по установке и контролю за судоходной обстановкой вели бакенщики и путевые рабочие, которые жили прямо на берегу реки, в районе закрепленного за ними участка и использовали в качестве рабочих плавучих средств обыкновенные металлические лодки. Сегодня это делают мобильные путейские бригады на специально оборудованных теплоходах. Всего таких теплоходов девять, и каждый из них обслуживает 70-90 километров реки. Внедрение обстановочных судов, обучение и обеспечение профессиональными кадрами, введение вахтового метода работы принесли свои положительные результаты. За все время не наблюдалось ни одного случая нарушения срока изготовления и установки судоходных знаков, а вместе с этим - и открытия навигации.
Однако техническое состояние имеющегося на балансе предприятия флота (более 20 единиц), в том числе обстановочных теплоходов, несмотря на их ежегодное техническое обслуживание, оставляет желать лучшего.
Поэтому в Казахстане в 2006 году Правительство приняло "Программу развития судоходства и обеспечения безопасности на внутренних водных путях Республики Казахстан на 2007-2012 годы" с выделением бюджетных средств. Началось финансирование восстановления и дальнейшего развития речного флота. Уже сегодня по Павлодарской области мы видим, что сделаны первые шаги. С судостроительных заводов России в 2007-2008 годах поступили два обстановочных теплохода, один из которых назван именем академика, первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Имантаевича Сатпаева, и в навигацию 2009 года этот теплоход приступит к работе на верхнем участке Иртыша, в районе поселка Лебяжье.
Второму построенному теплоходу, по предложению ветеранов-речников и при активной поддержке директора павлодарского предприятия водных путей Н.Б. Мырзанова, которые обратились в министерство транспорта и коммуникаций Казахстана, присвоено имя "Гибадат Мусалимов". Планируется, что этот теплоход будет обеспечивать безопасность судоходства на участке Железинка - пристань Клин.
Гибадат Махукенович Мусалимов работал в Павлодаре начальником одного из мощнейших портов республики, где обрабатывалось огромное количество народно-хозяйственных грузов. Минеральное сырье и строительные материалы, например, шли для новостроек Западной Сибири, лес - для горнодобывающей отрасли республики. Судами на подводных крыльях - "Ракета", "Беларусь", "Полесье" - были обеспечены большие объемы пассажирских перевозок, которые связывали промышленные города Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Аксу, Павлодар, Омск. Во всем этом был заложен немалый труд ветерана высшего руководящего звена речного флота Казахстана.
Г.М. Мусалимов был талантливым руководителем, очень требовательным к себе и к подчиненным, исключительно порядочным человеком. Учитывая его деловые качества в должности начальника павлодарского речного порта, в 1973 году его перевели в Алматы и назначили на должность заместителя начальника, а с 1987 года - начальника главного управления речного флота при Совете Министров Казахской ССР.
Итогом его плодотворной деятельности в этой должности стало интенсивное развитие речного транспорта во всей республике, модернизация и реконструкция промышленных предприятий с учетом их способности строить новый, ремонтировать самоходный и несамоходный флот для Казахстана и других республик Советского Союза. Строительство жилья по государственным программам также было одним из главных направлений его деятельности.
- О том, что именем нашего отца в Павлодаре хотят назвать теплоход, мы узнали месяц назад, - говорит дочь Г. Мусалимова Неля. - Это для нас, для семьи и его детей, - большая честь, знак признания труда отца и большого уважения к нему. Самое приятное в этом - то, что люди, с которыми он работал, помнят его.
- Он был большим работягой и просто прекрасным человеком, как на работе, так и дома, - вспоминает его супруга Роза Садыковна Мусалимова. - Гибадат был отличным семьянином, культурным и воспитанным. 45 лет мы прожили с ним вместе - я никогда не слышала от него плохих слов. Он был по-человечески порядочным и профессионально грамотным...
Безупречный сорокалетний труд в системе речного транспорта говорит о преданности Гибадата Мусалимова своему делу и государству. Он был награжден орденом "Знак Почета", медалями и грамотами Верховного Совета Казахской ССР. Сегодня мы с особым чувством гордости и благодарности говорим: счастливого плавания, "Гибадат Мусалимов"! |