Полина КОРН, "Око", 15 мая
Международный аэропорт Астаны и малазийская управляющая компания "Маlaysia Airoports Holding Berhad", которой было передано доверительное управление аэропортом до 2017 года, ведут переговоры о расторжении контракта, эту информацию со ссылкой на первого исполнительного директора столичного аэропорта Кобыланды Тумышева сообщили на минувшей неделе республиканские информагентства.
Впрочем, назвать сенсацией это сообщение нельзя. Еще пару месяцев назад наша газета писала, что столичный аэропорт может лишиться своего главного клиента - транспортной компании Lufthansa Cargo AG, которая еженедельно осуществляла до 15 технических посадок воздушных судов в аэропорту Астаны, что приносило АО "Международный аэропорт Астана" годовой доход в размере двух миллиардов тенге или 20% (!) от суммы всего дохода аэропорта.
Однако, как стало известно также на минувшей неделе, Lufthansa уже с июня 2009 года будет использовать для посадки транзитных большегрузных самолетов на маршруте Европа-Азия аэропорт российского Красноярска вместо аэропорта Астаны. То есть Lufthansa расторгла ранее заключенный с аэропортом Астаны договор на обслуживание досрочно - на полгода раньше, чем предполагалось изначально.
Причина этого, честно признать, печального для столичного аэропорта события весьма проста - полеты через Красноярск из Европы в Азию по времени короче, а значит, и обойдутся Lufthansa дешевле. В общем, Lufthansa улетела и, в отличие от Карлсона, не обещала вернуться. Но за последние пять лет именно в надежде на длительное сотрудничество с Lufthansa были вложены значительные финансовые средства в инфраструктуру столичного аэропорта, аэродром доведен до III "А" категории ИКАО, с введением нового пассажирского терминала увеличена пропускная способность до 750 пассажиров в час. Более того, в соответствии с транспортной стратегией Республики Казахстан до 2015 года предусматривается развитие аэропорта города Астана как аэропорт - "хаб", а потому рассматривается возможность строительства второй взлетно-посадочной полосы, технического центра и другой аэропортовой инфраструктуры, необходимой для повышения конкурентоспособности аэроузла.
Вот только кто будет пользоваться этим "конкурентоспособным аэроузлом", пока не ясно. Конечно, в настоящее время из астанинского аэропорта осуществляются международные рейсы в Москву, Франкфурт, Стамбул, Вену, Ташкент, Дубай, Калининград, Новосибирск, Урумчи, столица связана со всеми областными центрами Казахстана, но для крупного аэропорта-хаба это крайне мало. Правда, как заверили нас в Министерстве транспорта и коммуникаций, "ведется постоянная работа по привлечению новых рейсов, которая находится на особом контроле министерства". Однако результатов этой работы почему-то до сих пор нет.
И, судя по всему, в ближайшей перспективе эти результаты и не просматриваются. Иначе чем объяснить то обстоятельство, что малазийская управляющая компания "Маlaysia Airoports Holding Berhad" ведет переговоры о расторжении контракта на управление аэропортом Астаны?!
Напомним, что с июля 2007 года аэропорт Астаны находится под управлением компании "Маlaysia Airoports Holding Berhad". В соответствии с соглашением о доверительном управлении, целью передачи является улучшение показателей деятельности и уровня обслуживания в соответствии со стандартами международных аэропортов, имеющих высокий уровень дохода. Доверительный период, согласно договоренностям, составляет 10 лет - до 2017 года включительно. По соглашению, малазийская компания должна была осуществлять эксплуатацию, управление и техническое обслуживание аэропорта Астаны. Принимая управление представители "Маlaysia Airoports Holding Berhad" обещали до 2015 года увеличить пропускную способность аэропорта до 3,5 миллионов человек.
Но, не выполнив обещанного, малазийцы покидают холодную Астану и улетают в свои теплые края. Правда, как заверяют в столичном аэропорту, уход малазийской компании не отразится на уровне управления аэропортом и, соответственно, не "ухудшит его положение".
Вопрос о том, зачем нам была нужна такая управляющая компания от присутствия (или отсутствия!) которой ни жарко, ни холодно - пока остается без ответа. Также, впрочем, как и вопрос о том, почему по условиям заключенного с малазийцами договора управляющая компания не несла никаких инвестиционных обязательств и - даже! - материальной ответственности за результаты деятельности аэропорта... |