Илона Шварцкопф, директор департамента политики управления государственными активами, "Казахстанская правда", 19 мая
Одним из важных условий реализации государством своих функций является формирование эффективной политики в области управления государственными активами. В последние годы в этой области произошли значительные изменения. В частности, были созданы новые институты: социально-предпринимательские корпорации, национальные холдинги, национальные управляющие холдинги. В настоящее время, рассматривая перспективы социально-экономического развития республики, крайне важно уяснить роль и масштабы участия государства в этом процессе, степень и методы его влияния на производство, формирование оптимальных и эффективных отношений собственности на основе правовых норм. Решить эту задачу призван законопроект "О государственном имуществе". Нормы законопроекта направлены на обеспечение эффективного осуществления государством прав как собственника и обладателя иных прав на госимущество, четкое разграничение компетенции госорганов, осуществляющих управление госимуществом, и повышение ответственности этих органов и их руководителей за проведение политики государства в сфере управления госимуществом. Реформирование отношений собственности в настоящее время должно предполагать реструктуризацию государственного сектора с целью ее оптимизации. Это требует систематизации всего многообразия видов государственной собственности, представленных государственными предприятиями, учреждениями и организациями с государственным участием. Уточнение структуры государственной собственности позволит достичь повышения эффективности использования государственного имущества. Посредством законопроекта вводится классификация АО и ТОО с государственным участием в уставном капитале. В зависимости от собственника акций (доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью) акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства будут подразделяться на акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием Республики Казахстан или административно-территориальной единицы. Также в зависимости от количества принадлежащих государству акций с ограниченной ответственностью акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью подразделяются на контролируемые государством акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с недоминирующей долей участия государства. В настоящее время вопросу развития корпоративного управления уделяется пристальное внимание и поддержка со стороны государства. В законопроекте данному вопросу уделено особое внимание. Так, в целях обеспечения прозрачности и повышения эффективности системы корпоративного управления компании с государственным участием определена система планирования деятельности национальных холдингов, национальных компаний, контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Стратегии развития национальных холдингов, национальных компаний будут разрабатываться сроком на десять лет, а контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью - на пять лет в соответствии с целями и долгосрочными приоритетами социально-экономического развития страны и будут утверждаться советами директоров акционерных обществ. Стратегии развития национальных компаний, акционером которых являются национальные холдинги, утверждаются советами директоров национальных компаний после одобрения национальным холдингом, осуществляющим права единственного акционера национальной компании. Планы развития национальных компаний содержат доклад о состоянии и перспективах развития национальной компании, инвестиционную программу национальной компании, прогноз важнейших показателей развития. Они разрабатываются в целях реализации стратегии развития сроком на пять лет с ежегодным уточнением на скользящей основе и будут утверждаться советами директоров национальных холдингов, национальных компаний. Планы финансово-хозяйственной деятельности контролируемых государством АО и ТОО разрабатываются сроком на три года в соответствии с целями и приоритетами, обозначенными в стратегиях развития. Годовые бюджеты контролируемых государством АО и ТОО, а также национальными холдингами, национальными компаниями разрабатываются ежегодно в целях реализации планов развития и утверждаются их исполнительными органами. В качестве критериев оценки деятельности национальных холдингов и национальных компаний выступают целевые показатели стратегии развития и планов развития. Предусматривается ежегодное заслушивание результатов деятельности национального холдинга и национальной компании советами директоров и государственными органами, осуществляющими функции акционера. Аналогичные действия проводятся в отношении других контролируемых государством АО и ТОО. Законопроект усиливает ответственность государственных органов по управлению государственным пакетом акций - он должен обеспечить перечисление АО (ТОО) дивидендов на государственный пакет акций в течение десяти дней с даты принятия решения единственного акционера (участника). Принятие единого законодательного акта позволит осуществлять комплексный мониторинг государственных предприятий, акционерных обществ (ТОО) с государственным участием в уставном капитале, своевременно рекомендовать приостановить финансирование убыточных и неэффективных предприятий (кроме государственных учреждений). Повышение эффективности управления государственными активами и экономической отдачи от их использования, оптимизация государственного участия в экономике страны создадут условия для своевременного исправления негативных и нежелательных тенденций в государственном секторе экономики. |