Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око", 26 июня
Впервые за десять лет итоги исполнения республиканского бюджета вызывают столь противоречивые чувства. С одной стороны, в прошлом, 2008 году Правительству впервые удалось поднять планку освоения средств до уровня 99,6%. С другой стороны, доходная часть государственной казны пережила и вовсе небывалое: впервые за десятилетие она не исполнена на 1,5%. В бюджетных парадоксах разбирались парламентарии и министры.
Ежегодный отчет Правительства об исполнении бюджета страны за последние несколько лет превратился в пустую формальность - слишком легко администраторы отделывались за неосвоение бюджетных средств, да и доходная часть казны практически все время находилась в "плюсе". Однако нынешний отчет Кабмина оказался парадоксальным: даже высочайшее (в процентном отношении) исполнение не "перекрыло" массовых, причем именно системных, недостатков. Прежде всего, речь идет о недопоступлениях в госказну: Счетный комитет констатировал, а Минфин фактически расписался в своем бессилии эффективно администрировать налоговые поступления. В прошлом году поступления только по корпоративному подоходному налогу от юридических лиц резидентов снизились по сравнению с скорректированным планом на 39 млрд тенге и составили 573,8 млрд тенге, подсчитали в ведомстве Омархана Оксикбаева.
Рост недоимки по налогам и другим обязательным платежам действительно имеет место, признал главный финансист страны Болат Жамишев:
- Он во многом связан с доначислением сумм по актам проверок налогоплательщиков, в общем объеме которых 63,5% пришлось на налогоплательщиков с признаками лжепредприятий.
Да и вообще доходная часть бюджета в минувшем году была спасена практически за счет государственных резервов, полагает Омархан Оксикбаев:
- Если сказать, что доходная часть исполнена в основном благодаря поступлению трансфертов из Национального фонда в сумме свыше 1 трлн тенге или более 30% от общей суммы поступлений, то можно увидеть, как сильно снизились доходы в бюджет.
Но при всем при этом в прошлом году было зафиксировано неосвоение средств на общую сумму в 13 млрд тенге! Для полноты картины добавьте 52 млрд тенге дебиторской задолженности и 5 млрд неосвоенных тенге, которые уютно размещены на счетах подрядчиков. То есть социально-экономическая сфера, которую Правительство всеми силами пыталось защитить от последствий кризиса, не получила в прошлом году свыше 70 млрд тенге!
Среди причин этого положения были названы недостатки трехлетнего бюджетного планирования, а также неэффективное использование средств по некоторым направлениям антикризисной программы. Проверки Счетного комитета показали, что средства, выделяемые по программам "бюджета развития", используются крайне неэффективно - это низкое качество ТЭО и практически отсутствие проработки проектно-сметной документации, вопросы регионального размещения проектов, в том числе "прорывных", которые вызывают множество нареканий и имеют ряд серьезных недоработок.
В итоге, констатировал Омархан Оксикбаев, из-за безответственности администраторов бюджетных программ огромные бюджетные деньги буквально "вылетают в трубу":
- Находятся в виде незавершенных объектов, на счетах подрядных организаций, неустановленного медицинского оборудования из-за некомплектности и отсутствия специалистов по их обслуживанию, а также не осваиваются и накапливаются на депозитных и иных счетах в банках второго уровня и не приносят эффективности.
Депутаты, несмотря на свое обычно позитивное отношение к работе Правительства, продолжили тему неэффективности. Сенатор Гани Касымов, к примеру, полагает, что Фонд стрессовых активов, созданный и капитализированный на 52 млрд тенге по решению Кабмина, не принес никакой пользы народу:
- На спекуляциях по купле-продаже, особенно с 3 по 5 февраля банковские проценты на депозитах в этом фонде на сегодняшний день накопились на 61 млрд тенге. 52 выделили, 61 они заработали. Ни одну копейку, ни одну тенгушку не направили по своим функциональным обязанностям. Мы можем закрыть этот фонд и деньги вернуть, потому что сорваны программы по питьевой воде, сорваны социальные программы, сорваны программы "100 школ, 100 больниц".
Министр финансов объяснил, что фонд этот - резервный и предназначен он для решения возможных проблем в финансовом секторе. Чтобы государственные деньги не "усыхали", естественно, фонд должен их куда-то инвестировать. Деньги же никуда не делись, подчеркивал Болат Жамишев.
Но ведь они должны работать, а не лежать мертвым грузом, убежден Омархан Оксикбаев:
- Есть неэффективное использование денег, а деньги должны работать. Деньги, которые лежат в стрессовом фонде, они не работают на экономику, но деньги должны работать, то есть считайте, что мы просто 70 миллиардов тенге просто бросили в яму, которая практически никакой пользы государству не приносит.
Другой такой "ямой" стали, по его словам, субвенции и трансферты для регионов. Комитет подсчитал, что в прошлом году доля "государственного участия" в местных бюджетах колебалась от 53% до 80%! А это в основном - адресные вливания. Между тем регионы сами относятся к такому порядку вещей как к "манне небесной", забывая подчас о собственных источниках дохода и об эффективном использовании полученных денег. Пора бы это прекратить, считает глава Счетного комитета. Премьер-министр Карим Масимов согласен:
- В ближайшие неделю-две Правительство совместно со Счетным комитетом внесет свои предложения на заседание Правительства по окончательному решению данного вопроса. Хотел бы обратить внимание, что это не какое-то дежурное или праздное решение. Это решение, которое в корне может поменять систему контроля и отчетности над областными бюджетами.
Впрочем, новые веяния - это дело будущего. Пока же Парламент одобрил отчет Правительства об исполнении бюджета за 2008 год. |