Дарья Юрищева, www.bigness.ru, 21 июля
В настоящее время публикуется масса мудреных экономических прогнозов, в которых сложно не запутаться. Кроме того, все возможные макроэкономические индексы поражают разнообразием результатов.
Например, в некоторых странах падение ВВП вызывает девальвацию местной валюты, а есть страны, где, напротив, сильнейшее падение экономики сочетается с ростом ВВП в долларовом выражении (как, например, в Японии).
Сложные индексы. помимо прочего, обычно вычисляются со значительным запаздыванием от текущих событий.
В такой ситуации интересными представляются более простые показатели. Как, например, Big Mac Index (индекс, основанный на сравнении стоимости знаменитого бутерброда "БигМак" в разных странах). Такой показатель с 1986 года рассчитывает британский журнал "The Economist".
цена "БигМака" действительно является довольно важным индикатором. Ведь рестораны McDonald"s, в которых готовятся такие бутерброды, представлен в большинстве стран мира.
А сам "БигМак" является сложным продуктом, в стоимость которого входят как цены на собственно продукты (хлеб, мясо, овощи), так и затраты ресторатора на аренду, электричество, и зарплаты работников разных отраслей.
Таким образом, индекс "БигМака" - неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС). В идеале, соотношение цен на "БигМаки" должно быть равным отношению обменных валютных курсов.
Однако де-факто так происходит не всегда. Поэтому исследование помогает определить реальные обменные курсы валют различных государств и реальные покупательные способности валют.
Стоимость бутерброда в разных странах сравнивается с национальной валютой "родины" "БигМака" - США.
Итак, согласно оценке журнала "The Economist", самый дешевый "БигМак" можно купить в Гонконге (особая экономическая зона Китая). Полакомиться бутербродом там можно всего за $1,72, что почти вдвое ниже, чем в США ($3,57), передает "Интерфакс".
Чуть выше стоимость бутерброда в самом Китае, а также на Шри-Ланке и Украине ($1,83).
В Европе цена бутерброда традиционно высока. Самый дорогой "БигМак" - в Норвегии. "Весело и вкусно" перекусить в этой стране можно за $6,15, что почти в 2 раза дороже, чем в США, и более чем в 3 раза дороже, чем в Китае и на Украине.
Жителям Швейцарии популярный гамбургер обходится в $5,98, Дании - в $5,53, Швеции -в $4,93.
Не дешево булочка с начинкой стоит и еврозоне ($4,62 или 3,31 евро). Таким образом, евро переоценен почти на 30%.
Ну, а в России "БигМак" стоит порядка $2,04 (или порядка 67 руб.) по сравнению с $3,57 в США.
Получается, что рубль недооценен по отношению к доллару на 43%. Проще говоря, реальный курс российской валюты составляет 18,8 руб. за доллар.
Стоит заметить, что год назад "БигМак" стоил в России $2,54 против все тех же $3,57 в Америке. То есть, годом ранее рубль был недооценен "всего" на 29%.
Впрочем, как в интервью Bigness.ru заметил эксперт "Экономической экспертной группы", "все это вполне объяснимо". Бутерброд подешевел в валюте вследствие зимней девальвации рубля.
Вместе с тем, как рассказал наш собеседник, индекс "БигМака" является достаточно условным показателем. Он действительно помогает провести сравнительную характеристику относительного курса национально валюты. Однако "ориентироваться исключительно на этот показатель не стоит", - подчеркнул эксперт.
Покупательная способность, как правило, является следствием целого комплекса обстоятельств, задач и целей экономической политики, внешнеэкономических условий, и так далее.
Кроме того, оценивать относительный курс национальной валюты именно сейчас достаточно сложно, "потому что мы находимся в изломанной экономической ситуации, далекой от какого - либо равновесия", - подчеркнул специалист "Экспертной экономической группы".
Впрочем, сами авторы индекса также предупреждают, что делать выводы из соотношения цен на фаст фуд нужно с осторожностью.
Ведь на цену пресловутого бутерброда могут влиять самые разные факторы. Например, заработная плата сотрудникам, которая, обычно, ниже в более бедных государствах.
В заключение скажем, что такие неофициальные индексы, как индекс "БигМака", в любом случае являются интересными индикаторами.
Например, весьма авторитетным считается индекс менеджеров по снабжению (ИМС). Этот показатель основан на результатах опроса менеджеров по снабжению.
С 1930 года ИМС применяется в США Институтом менеджмента по снабжению (ISM). Индекс менеджеров по снабжению является одним из наиболее важных ежемесячно публикуемых экономических индикаторов. В России ИМС с 1997 года высчитывает VTB Capital.
С начала кризиса появились и новые способы оценки ситуации. Так, российская компания ФБК стала рассчитывать "индекс антикризисной эффективности", призванный оценить эффективность антикризисных мер, принимаемых разными странами. |