Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 20 июля
Есть ли на каспийском блоке Южный Жамбай нефть и газ? И в достаточных ли объемах для его разработки? Ответ на этот вопрос ожидалось получить в 2009 году по результатам бурения разведочной скважины на глубине 3 500 метров. Но разведка в этом году на структуре в прибрежье Курмангазинского района Атырауской области отменена. Кризис заставляет нефтяные компании, работающие Казахстане, идти на сокращение расходов, приостановление реализации ряда морских и инфраструктурных проектов.
Участники нефтегазового рынка, в том числе и НК "КазМунайГаз", стараются выработать стратегию, способную помочь преодолеть экономический кризис с минимальными потерями и сохранением основы для роста. Как сообщают источники, несмотря на то, что цена на нефть пока все-таки выше ожидаемого минимума в 40 долларов (в коридоре 55-58 долларов за баррель), менеджментом НК принято окончательное решение применить антикризисный план в полном объеме.
Антикризисный план основывался на 40 долларах, а цена все-таки несколько выше. Причина - расходы по ряду проектов оказались выше ожидаемых, что вынуждает "КазМунайГаз" прибегать к новым заимствованиям.
Бизнес-план на год по-старому
В конце прошлого года "КазМунайГаз" (КМГ) разработал антикризисную программу, обусловленную сокращением доходов из-за снижения цен на нефть. В ее основе - сохранение текущего производственного потенциала и рабочих мест.
Бюджет компании был сформирован из расчета мировой цены нефти $40 за баррель, сокращения себестоимости реализованной продукции на 44%, административных расходов на 16%.
Инвестиционная программа включала 65 проектов общей стоимостью 696 млрд тенге ($1/121.7 тенге), но в случае ухудшения ситуации объем вложений сократится на 5 млрд. Наиболее крупный по инвестициям проект - освоение месторождения Кашаган - с вложением 208 млрд тенге.
В перечне приоритетных проектов фигурирует интегрированный нефтегазохимический комплекс в Атырау с объемом инвестиций $6,3 млрд, из которых $1,9 млрд составят собственные средства компании. Еще один проект - завод по производству дорожного битума на базе Атырауского химического комплекса мощностью 420 т в год. Его строительство завершится в следующем году.
В области инфраструктуры компания ожидала завершения строительства второй очереди нефтепровода Казахстан - Китай на участке Кенкияк - Кумколь. А также первой нитки газопровода Туркменистан - Узбекистан - Казахстан. КМГ намерен участвовать в продвижении проекта внутреннего газопровода Бейнеу - Бозой - Самсоновка.
Сконцентрироваться на главном
Все предусмотренные сокращения национальной компании приходится претворять. Волей-неволей, но компании приходится концентрироваться на главных проектах. На оплате покупки контрольного пакета АО "Мангистаумаунайгаз" (ММГ), 25% румынской компании "Rompetrol" и финансировании своей доли обязательств по Кашаганскому проекту. По "ММГ" помог китайский кредит, для финансирования покупки румынского актива КМГ выпускает пятилетние евробонды на 1 миллиард долларов. Последнее довольно странно, так как активы "Rompetrol" явно не стоят миллиарда долларов. Компания эта небольшая, и чистая прибыль составляет всего лишь 3 миллиона 300 тысяч долларов в год! Остается нерешенным вопрос финансирования Кашагана.
Морские планы по-новому
Проекты, которые требуют финансовой отдачи от Национальной компании, практически отменены. "Под нож" в первую очередь пошел разведочный проект на структуре "Южный Жамбай". Не решен вопрос разведки Мертвого Култука, там впервые в партнерские отношения вступила национальная компания с группой казахстанских частных инвесторов из компании ТОО "Каспий Тристар".
Окончательное соглашение не подписано. Буровые работы продолжены в рамках проекта "Жемчужина". Партнерами КМГ по этому проекту выступают компании с "Шелл" и "Оман ойл". Причем последняя намерена выйти из проекта, чем усилила головную боль менеджмента КМГ.
По проекту "Н" в 2009 г. планируется проведение комплексной интерпретации данных сейсмики и геохимии, а также инженерно-геологические изыскания. Пробурена вторая разведочная скважина глубиной 1800 м на структуре Курмангазы (СРП с "Роснефтью"), но она оказалось неудачной. Ожидается начало подготовительных работ и фоновых экологических исследований на каспийском участке "Жамбыл", финансирование которого берет на себя корейский консорциум, снимая проблемы с КМГ. Активизировался переговорный процесс по морским проектам "Дархан" с китайской нацкомпанией и по проекту Абай с норвежской компанией "Статойл", а также с индийцами по проекту "Сатпаева.
Инфраструктура и переработка повисла
Не принято окончательных решений по химкомплексу на Северном Карабатане и битумного завода в Атырау, хотя все сроки принятия решений истекли. Наиболее важной частью этих проектов является строительство второй очереди на базе АНПЗ. За исключением завершения части проекта Казахстанско-китайского нефтепровода все другие транспортные проекты фактически заморожены. Все остается на уровне планов и расчетов. |