Азамат БАЙГАЛИЕВ, "Казахстанская правда", 14 августа
В гражданской авиации страны грядут большие перемены. Обновление парка самолетов, полная реконструкция областных аэропортов, усиление контроля качества предлагаемых услуг - вот лишь неполный перечень мер, направленных на модернизацию воздушной транспортной системы. Основой для преобразований станут новые законопроекты, которые внесены Правительством на рассмотрение Парламента и будут приняты ближайшей осенью. Об этом в интервью нашей газете рассказал вице-министр транспорта и коммуникаций Еркын ДЮСЕМБАЕВ.
- Еркын Сейдегалиевич, недавняя история с ограничением полетов большинства отечественных авиакомпаний в страны Евросоюза вызвала в обществе определенное волнение. Пристальное внимание стало уделяться всему нашему авиапарку - насколько безопасны самолеты, соответствуют ли они высоким требованиям? И есть ли конкретные пути выхода из сложившейся ситуации?
- Действительно, сегодня приходится констатировать факт включения наших авиаперевозчиков в "черный список" ЕС. Эта проблема появилась не сразу, а накапливалась годами. Аналогичные проверки Международной организации гражданской авиации (ИКАО) осуществлялись и ранее. Но со стороны как руководителей компаний, так и авиационных властей своевременных действий предпринято не было. В республике назрела необходимость реструктуризации всей авиационной системы.
Одним из основных требований ИКАО стало увеличение количества высококвалифицированных инспекторов воздушных судов. До недавнего времени их у нас катастрофически не хватало. Всего шесть человек должны были в течение года дважды проверять семьсот единиц техники. Физически это невозможно. Сейчас эта проблема решается. В Комитете гражданской авиации планируется увеличить количество специалистов с 35 до 45. Новые сотрудники - это как раз те инспекторы, которым предстоит заняться проверкой технического состояния судов.
Более того, раньше в полномочия инспекторов входила сертификация компаний. Согласно новому законопроекту, который мы разрабатываем, сертификация отделена от проверок и передана в структурное подразделение "Казаэропроект". Уже после сертификации компании будут инспектировать специалисты комитета и управления госавианадзора.
Для проведения сложной процедуры сертификации в РГП "Казаэропроект" будут приняты около двадцати человек. Свои услуги предприятие должно оказывать на коммерческой основе. Авиация - отрасль высокотехнологичная, наукоемкая, требует серьезных знаний. Так что по-другому в эту организацию не привлечь хороших специалистов. Наши планы поддержаны Правительством, которое планирует выделить дополнительные финансовые средства на их реализацию.
Сегодня часто задают вопрос об обновлении воздушных судов. Здесь нами проводится обширная работа. Суда обновляются, уже 85 процентов пассажиро- и грузопотоков производятся на современных воздушных судах типа "Боинг" и "Эйрбас". С 2010 года Министерство транспорта и коммуникаций ставит запрет на эксплуатацию на территории Казахстана самолетов советского производства "Як" и "Ан".
Но я бы хотел обратить ваше особое внимание на реконструкцию аэропортов и взлетно-посадочных полос. Мы можем закупить современные суда, однако вся проблема в том, что приземляться на наших аэродромах они не смогут. Именно поэтому финансирование ремонта аэропортов является одним из приоритетов. Приведу такие данные: только за период с 2002 по 2008 год в Казахстане восстановлены десять объектов, где уже могут приземляться современные воздушные суда. Весьма серьезный показатель, если учитывать, что реконструкция каждой "воздушной гавани" требует значительных инвестиций.
- В Астане и Алматы для воздушных служб и пассажиров созданы идеальные условия. Чего нельзя сказать о некоторых областных объектах - к примеру, в Петропавловске и Костанае...
- В республике 15 аэропортов имеют статус международных, на десяти объектах воздушной инфраструктуры, как я уже сказал, мы провели капитальный ремонт на сумму около 300 миллионов долларов. В дальнейшем планируется решить вопросы с аэропортами в Петропавловске, Костанае, Кокшетау и Кызылорде.
- Правительство в январе утвердило план развития отрасли гражданской авиации до 2011 года. Одну из ключевых задач здесь определил Премьер-Министр Карим Масимов, поручивший увеличить выпуск авиационного топлива казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами. Достигнута ли цель?
- Цены на авиабилеты напрямую связаны с ценами на горюче-смазочные материалы. Естественно, что Правительство обратило на этот вопрос особое внимание. Ведь обеспечить суда отечественным авиатопливом - значит снизить затраты пассажиров. Всем трем нефтеперерабатывающим заводам республики было поручено наладить производство достаточного количества высококачественного авиакеросина. В результате принятых мер ситуация с авиатопливом изменилась.
По сравнению с тем периодом, когда цены на топливо держались на заоблачных отметках, мы наблюдаем падение цен на авиабилеты. У казахстанских перевозчиков появились дополнительные услуги, когда предварительная покупка может обойтись клиенту в два раза дешевле, чем в день отлета.
- С укреплением законодательной базы отечественная авиация выйдет на новый уровень развития. Когда следует ждать первых результатов от реализуемых Правительством мер и все ли аспекты учтены министерством при подготовке новых законопроектов?
- При разработке законопроектов мы постарались затронуть все стороны развития гражданской авиации. Здесь были учтены и требования ИКАО, и большинства международных норм. Уверен, Закон РК "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" позволит создать хорошую стартовую площадку для дальнейшего прогресса. Эти документы позволят казахстанским авиакомпаниям выйти из "черного списка" ИКАО. На сегодня полеты в Европу разрешены национальному перевозчику "Эйр Астана", также мы ведем переговоры по допуску в страны ЕС компании "SCAT". В начале нового года с принятием законов, выстраиванием четкой системы контроля качества диалог с ИКАО по остальным авиаперевозчикам продолжится.
Премьер-Министр Карим Масимов:
- Министерству транспорта и коммуникаций необходимо внести конкретные предложения по увеличению производства авиакеросина в республике. Как нефтяная страна, мы должны обеспечить наши аэропорты керосином по конкурентоспособной цене. |