Максим Недоступ, Страна.Ру, 14 августа
По некоторым показателям рецессия в США близка к завершению, но, похоже, американские потребители не склонны верить аналитикам, пишет в пятницу The New York Times. Потребительские расходы в Штатах практически по всем категориям товаров все еще ниже, чем год назад.
Главные сети магазинов готовой одежды, такие, как Macy’s, Nordstrom, Liz Claiborne, Kohl’s на этой неделе рапортовали о снижении доходов. Даже крупнейший американский ритейлер Wal-Mart Stores сообщил накануне о падении продаж.
Если собрать все поступившие данные воедино, становится ясно, что американцы на этот раз решили не очень швыряться долларами даже в преддверии наступления очередного школьного года - традиционно горячей поры для розничных сетей.
Согласно официальному заявлению министерства торговли США, сделанному в четверг, розничные продажи в июле упали в Штатах на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем, что полностью расходится с прогнозами экономистов, обещавших рост в 0,7%. В годовом исчислении падание продаж составило 8,3%.
"В потребительской психологии произошел масштабный сдвиг. Американцы настроились копить, а не тратить, - утверждает Аллен Синаи, президент консалтинговой компании Desision Economics. - Между тем, без поддержки потребителя экономика будет восстанавливаться мучительно долго".
В прошлом месяце американцы тратили гораздо меньше на мебель, электронику, бытовую технику, книги и музыку, что позволяет предположить: жители Штатов по-прежнему опасаются за свои рабочие места. Опросы Wal-Mart среди покупателей это подтверждают.
"Многих покупателей на самом деле очень страшит безработица", - говорит Эдуардо Кастро-Райт, глава сектора торговых операций Wal-Mart в США.
В свою очередь Крейг Джонсон, президент консалтинговой компании Customer Growth Parters, занимающейся проблемами ритейла, подсчитал, что продажи в Америке упали до уровня 2005 года.
Единственным позитивным моментов в докладе министерства торговли в четверг стало сообщение об увеличении роста продаж машин и автозапчастей. В июле американцы потратили на автомобили и запчасти к ним на 2,4% больше, чем в июне: свою роль сыграла позаимствованная у немцев программа "Наличные за автохлам".
Однако деньги, оказавшиеся в карманах автодилеров, попали туда за счет уменьшения трат американцев на другие товары.
Если исключить из конечных выкладок статистику по автопродажам, окажется, что потребительские расходы упали не на 0,1%, как указывалось выше, а на 0,6%. Так что радость оказалась с привкусом машинного масла.
Специалисты в вопросах ритейла сходятся во мнении, что расходы потребителей, в конечном итоге питающие до 70% экономики США, останутся на низком уровне всю вторую половину 2009 года, а может и дольше. Так что, предшкольные и предрождественские распродажи не сулят былых прибылей розничным сетям. |