NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 19:07 ast
17:07 msk

Программа модернизации отечественных НПЗ позволит вывести их деятельность на качественно новый уровень
Д.Тиесов: Общая сумма инвестиций по проектам развития и модернизаций трех нефтеперерабатывающих заводов составляет 3,9 миллиарда долларов США. Размеры инвестиций предполагают привлечение заемного финансирования
19.08.2009 / экономика

АСТАНА. 18 августа. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/

Программа модернизации отечественных НПЗ призвана повысить эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов республики, улучшить качество выпускаемого ими продукта и решить вопрос обеспечения горючим внутреннего рынка. О том, что уже сделано в рамках этого проекта и что предстоит

еще сделать, рассказал в интервью нашему корреспонденту управляющий директор по переработке и маркетингу нефти, член правления АО НК "КазМунайГаз" Данияр Тиесов.

- Данияр Суиншликович, как Вы охарактеризуете состояние отечественной нефтепереработки, и насколько сегодня необходима ее модернизация?

-Как показывает анализ, в последние годы мировые нефтеперерабатывающие мощности загружены на 90-95%. Основной причиной недостатка перерабатывающих мощностей является значительный рост спроса и потребления нефтепродуктов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии, Индии и Китае. Кроме того, существенное влияние оказывают высокие затраты на создание новых мощностей, продолжительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований.

В результате экономического роста, наблюдавшегося в последние годы, в Казахстане складываются тенденции, аналогичные общемировым, это, прежде всего, рост потребления и изменения ассортимента потребляемых нефтепродуктов и ужесточение требований к качеству топлива.

В настоящее время в нашей стране действуют три нефтеперерабатывающих завода - Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Несмотря на высокую суммарную мощность и комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанского производства значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий мира.

С целью развития отрасли, 14 мая 2009 года Постановлением Правительства был утвержден "Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009 - 2015 годы". Главной целью этого плана является обеспечение энергетической безопасности нашей страны в части полного удовлетворения внутренней потребности в основных видах нефтепродуктов - бензина, авиатоплива и дизельного топлива. Наряду с этим комплексным планом устанавливаются цели достижения динамичного развития конкурентоспособности предприятий на основе внедрения новых технологий и повышения уровня эффективности и экономической отдачи.

-Какова технологическая схема модернизации НПЗ, что она в себя включает?

-С учетом существующего технического состояния нефтеперерабатывающих заводов - низкой глубины и доходности переработки нефти, растущего спроса на потребление более высококачественных нефтепродуктов и планируемых изменений в требованиях к качеству продукции на всех трех заводах запланированы проекты развития и модернизации. Так, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе планируется произвести реконструкцию вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ и установки замедленного коксования, которая позволит увеличить выработку автобензина, авиатоплива, дизтоплива и вакуумного газойля. Кроме того, в планах - строительство комплекса по производству ароматических углеводородов, который позволит увеличить выработку высокооктанового бензина, соответствующего требованиям евростандартов, а также производство бензола и параксилола для нефтехимической промышленности.

Строительство комплекса по глубокой переработке нефти позволит увеличить глубину переработки до 82% и начать производство высококачественных нефтепродуктов, соответствующих стандартам Евро-4.

Развитие транспортной инфраструктуры на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе предусматривает строительство обводного железнодорожного пути, который позволит решить санитарные и экологические проблемы, позволит нам быть более независимыми от сторонних организаций при транспортировке нефти и нефтепродуктов, и, соответственно, обеспечит рост объема транспортировки нефти и нефтепродуктов. Общая оценка инвестиций в Атырауский НПЗ согласно плану составит 2 642,7 млн. долларов США.

По Шымкентскому нефтеперерабатывающему заводу поставлена задача - восстановить мощности. Для замены внутренних устройств аппаратов, катализаторов, насосного оборудования, восстановления теплообменников планируется инвестировать порядка 80 миллионов долларов США. Кроме того, планируется завершить строительство новых установок изомеризации, полипропиленовой установки, запустить производство водорода и серы, реконструировать установки гидроочистки дизтоплива. В целом стоимость реконструкции завода составит около 680 миллионов долларов США.

Нововведения позволят увеличить выработку высокооктанового бензина, авиатоплива и дизтоплива, а также сократить выработку мазута.

Что касается Павлодарского нефтехимического завода, то здесь планируется провести комплексную работу по модернизации оборудования, включая замену внутренних устройств вакуумной колонны, замену штуцера ввода сырья в реактор каткрекинга, замену циклонов регенератора, печи П-2, насосного оборудования, восстановление теплообменников. На эти цели потребуется порядка 158 миллионов долларов США.

Для реконструкции установки гидроочистки дизтоплива и строительства новых установок изомеризации и селективного обессеривания бензина каталитического крекинга потребуется 442 миллиона долларов США. Это позволит увеличить выработку высокооктанового бензина, авиатоплива и дизтоплива, сократить выработку мазута.

Реализация некоторых из названных проектов развития и модернизации НПЗ уже начата, однако существует ряд проблемных вопросов, решение которых позволит ускорить завершение запланированных работ.

Так, общая сумма инвестиций по проектам развития и модернизаций трех нефтеперерабатывающих заводов составляет 3,9 миллиарда долларов США. Размеры инвестиций предполагают привлечение заемного финансирования, что в условиях ограниченности доступных кредитов и увеличения их стоимости ухудшит экономические показатели проектов и увеличит сроки возврата инвестиций. Учитывая цель Комплексного плана - обеспечение энергетической безопасности Республики Казахстан - и при условии наличия свободных финансовых ресурсов привлечение финансирования из казахстанских фондов развития и разработка мер государственного стимулирования развития нефтеперерабатывающей отрасли будут способствовать достижению поставленных целей.

Как я уже говорил, реализации Комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов РК рассчитана на 2009 - 2015 годы.

- Может ли в будущем сложиться ситуация, при которой у нас возникнет дефицит бензина, и не планируется ли строительство новых НПЗ?

- Потребление основных видов нефтепродуктов в Казахстане за период с 2000 по 2007 годы показывает определенный дисбаланс между структурой производства и спроса на нефтепродукты. К примеру, сегодня наблюдается значительный рост потребления авиатоплива, а его производство отстает. Так, дефицит на авиатопливо в 2007 году в стране составил 233 тысячи тонн, в результате 47 % внутреннего спроса пришлось восполнять за счет импорта.

Аналогичная ситуация и с потреблением и производством автомобильного бензина. Кроме этого, в последние годы наблюдается рост потребления высокооктанового бензина. Так, в настоящее время при общем потреблении автобензина в более чем 3 000 тысяч тонн в год 70 % приходится на высокооктановый бензин. При этом около 35 % потребности в высокооктановом бензине покрывается за счет импорта.

Дефицит производства авиатоплива и высокооктанового бензина, наряду с превышающим внутреннее потребление производством дизельного топлива и мазута, показывает то, что сегодня наша нефтеперерабатывающая отрасль не способна удовлетворить изменения в динамике и структуре потребления нефтепродуктов.

Кроме этого, определенное влияние на производство нефтепродуктов оказывает недозагруженность производственных мощностей и использование импортного сырья. К примеру, в настоящее время Павлодарский НХЗ перерабатывает нефть, поставляемую из Российской Федераций, половина перерабатываемой нефти Шымкентского НПЗ тоже импортируется из этой страны. В целом 50% нефти, перерабатываемой нашими НПЗ, завозится из России. Естественно, этот фактор сильно влияет на формирование внутренних цен на нефтепродукты.

В целом в 2008 году на нефтеперерабатывающих заводах нашей республики переработано 12 288,7 тысячи тонн нефти.

-Какова окупаемость этого проекта и что он даст в будущем для Казахстана, в том числе и в экологическом плане?

- В связи с ростом потребления нефтепродуктов в мире и, как следствие, ухудшение экологической ситуации в последние годы предпринимаются меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду.

Так, в 2000 году Европейский Союз ввел ужесточенные спецификации на бензины и дизельные топлива, связанные с программой экологии автотранспорта ЕВРО-3, с 2005 года введены более жесткие нормы по программе ЕВРО-4. Также принята Директива Европейского Союза о введении с 2009 года еще более жестких требований ЕВРО-5.

В настоящее время требования к качеству производимых нефтепродуктов в Республике Казахстан устанавливаются паспортами и спецификациями качества, разработанными на основе Государственного отраслевого стандарта и Технического условия, действовавшего еще в Советском Союзе.

В целях обеспечения экологической безопасности РК и соответствия высоким международным стандартам качества, а также обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных производителей, Правительством Республики Казахстан предпринимаются шаги по ужесточению экологических требований к производимым автомобильным топливам.

Так, в настоящее время разрабатывается и планируется к утверждению технический регламент "Требования к безопасности бензина, дизельного топлива и мазута", устанавливающий требования к вопросам безопасности бензина, дизельного топлива и мазута при их обороте на территории нашей страны.

Согласно Техническому регламенту производство автомобильного бензина и дизельного топлива для автомобильной и иной техники, соответствующих экологическим нормативам, вводятся в следующие сроки:
экологический этап ЕВРО-2 с 1 января 2010 года;
экологический этап ЕВРО-3 с 1 января 2014 года;
экологический этап ЕВРО-4 с 1 января 2016 года.

Для обеспечения выпуска продукции по новым стандартам в настоящее время существует необходимость строительства новых технологических установок, замены катализаторов и реконструкции действующих установок облагораживания нефтепродуктов.

- Спасибо за содержательную беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
БТА идет по следу 31.08.2009
В США за один доллар можно приобрести дом на аукционе 31.08.2009
Компания KAZAKHMYS PLC объявила результаты производственной и финансовой деятельности за первое полугодие 2009 года 28.08.2009
Компания ENRC объявила результаты своей деятельности за второй квартал 2009 года 28.08.2009
"Самрук-Казына" заняла по схеме 28.08.2009
Высотные здания, не оборудованные индивидуальными средствами защиты, не будут приняты в эксплуатацию 28.08.2009
Кашаган - новый рубеж для "Большой нефти" 28.08.2009
Казахстанские металлурги не будут наказаны за демпинг 28.08.2009
В Алматы временно запрещено движение грузового и пассажирского транспорта китайского производства в горной местности 28.08.2009
Цены на нефть опустились ниже 70 долларов за баррель 28.08.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz